Судья Ямгурзин Г.А. Дело № 33-4309/2010
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 октября 2010 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Юрьева И.М.,
судей: Старцевой Е.А., Мелехиной Т.И.,
при секретаре Солониной Е.А.,
с участием прокурора Горобченко С.В., представителя ответчика Газизова Р.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Лангепаса в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида №4 «Золотой петушок» о понуждении к устранению нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека и принятию мер к получению санитарно-эпидемиологического заключения на песок в песочницах,
по кассационной жалобе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №-4 «Золотой петушок» на решение Лангепасского городского суда от 21 июля 2010 года, которым постановлено:
«Иск прокурора города Лангепаса в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних детей, посещающих муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №-4 «Золотой петушок», к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида №-4 «Золотой петушок» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека, принять меры к получению санитарно-эпидемиологического заключения на песок, находящийся в песочницах, установить крышки на песочницы удовлетворить частично.
Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №4 «Золотой петушок» устранить допущенные нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека и принять меры получению санитарно-эпидемиологического заключения на песок, находящийся в песочницах на территории учреждения.
В удовлетворении исковых требований прокурора города Лангепаса к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида №-4 «Золотой петушок» в части возложения обязанности установить крышки на песочницы, отказать.
Взыскать с муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №-4 «Золотой петушок», расположенного в городе (адрес обезличен) государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей.
Заслушав доклад судьи Старцевой Е.А., объяснения представителя ответчика, поддержавшего доводы жалобы, возражения прокурора, судебная коллегия
установила:
прокурор города Лангепаса, выступая в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида № 4 «Золотой петушок» (далее по тексту – Учреждение) о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека, принять меры к получению санитарно-эпидемиологического заключения на песок, находящийся в песочницах, и установить на них крышки.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Лангепаса проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства в детский дошкольных учреждениях, в результате которой установлено, что ответчиком допущено нарушение Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июля 1995 года №677, ст.ст.2 и 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 21 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов САНПиН 3.2.1333-03, пункта 2.1.16 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов САНПиН 2.4.1.1249-03, пункта 4.12 этих же Правил.
Ответчик, имеющий на своей территории 11 песочниц, в мае 2010 года завез песок, без санитарно-эпидемиологического заключения на возможность его использования в игровых целях, имеющиеся песочницы не оборудованы специальными крышками для ограничения доступа к ним животных в ночное время. Считает, что ответчиком в ходе образовательного процесса не осуществляется комплекс мер по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья детей. Бездействие администрации Учреждения нарушает положения ст. 10 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» гарантирующей обеспечение прав детей на охрану здоровья.
В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивал.
Представитель Учреждения Усатова Т.А., иск не признала и пояснила, что в учреждении ежегодно, перед наступлением летнего оздоровительного периода, производится полная замена песка в песочницах, обычно с 01 по 15 июня 2010 года. Проведение лабораторных исследований производится в теплое время года с учетом климатических особенностей региона не ранее июня месяца. Свежий песок в песочницы завезен 28 мая 2010 года без его исследования на степень биологического загрязнения. Пробы песка были отобраны работниками филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре» в городах Лангепасе и Покачи. По результатам лабораторных исследований пробы соответствуют санитарным нормам. Игровая деятельность с песком детьми, посещающими дошкольное учреждение, с момента доставки песка на его территорию не осуществлялась. Песочницы закрыты чехлами. Считает, что каких-либо официальных требований к крышкам на песочницы нет, главное условие, чтобы они плотно прилегали к краям песочницы.
Судом постановлено вышеизложенное решение, которое Учреждение просит отменить в части возложения обязанности устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека и принятии мер к получению санитарно-эпидемиологического заключения на песок, находящийся в песочницах, т.к. не согласно с выводом суда о том, что отсутствие у структур Роспотребнадзора обязанности выдавать соответствующее заключение на песок, не освобождает Учреждение от получения такого заключения в иных, уполномоченных на то учреждениях и организациях. Считает его противоречащим действующему законодательству, поскольку исключительное право на выдачу санитарно-эпидемиологических заключений принадлежит Роспотребнадзору. Нарушение законодательства о санитарно-эпидимеологическом благополучии Учреждением не допущено, получение санитарно-эпидемиологического заключения на песок в силу действующего законодательства не требовалось.
Прокурор просит решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное, кассационную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Учреждение является юридическим лицом, осуществляет свою общеобразовательную деятельность на основании лицензии, устава учреждения л.д.28, 31-39).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; создания экономической заинтересованности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соблюдении законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В дошкольных образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм согласно ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе, меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии с уставом МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 4 «Золотой петушок» одной из основных его задач является охрана жизни и здоровья детей. Учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье детей вовремя образовательного процесса. Ребенку гарантируется охрана жизни и здоровья.
В соответствии с п. 2.1.16 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26 мая 2003 года №24, ежегодно, весной, на игровых площадках проводят полную смену песка, имеющего санитарно-эпидемиологическое заключение. Песочницы на ночь закрывают крышками. В теплое время года 1 раз в месяц песок исследуют на степень биологического загрязнения. При обнаружении возбудителей кишечных инфекций, гельминтозов и других примесей, опасных для здоровья детей, проводят смену песка.
Как установлено судом первой инстанции и сторонами не оспаривается, на территории ответчика имеется 11 песочниц с песком, предназначенных для игровой деятельности детей, посещающих Учреждение. Песок в них завезен без соответствующего санитарно-эпидемиологического заключения в нарушение требований п. 2.1.16 СанПин 2.4.1.1249-03.
При таких обстоятельствах, учитывая, что песок, находящийся в песочницах на территории дошкольного образовательного образования, должен допускаться к использованию для игровой деятельности в образовательном процессе при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии санитарным правилам, которое у ответчика отсутствует, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ответчик не обеспечивает права воспитанников учреждения на охрану и безопасность здоровья, в связи с чем обоснованно удовлетворил исковые требования в части возложения обязанности устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека, принять меры к получению санитарно-эпидемиологического заключения на песок, находящийся в песочнице.
Вывод суда мотивирован, основан на анализе доказательств, оцененных судом в совокупности, соответствует требованиям закона, и оснований считать его неправильным у судебной коллегии не имеется. Всем представленным доказательствам суд первой инстанции дал правильную правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии необходимости получения санитарно-эпидемиологического заключения на песок, завозимый на игровые площадки дошкольных образовательных учреждениях, являются несостоятельными, не соответствуют требованиям п. 2.1.16 СанПин 2.4.1.1249-03.
Партия песка, поставляемая в дошкольное образовательное учреждение, должна иметь санитарно-эпидемиологическое заключение в силу прямого указания п. 2.1.16 СанПин 2.4.1.1249-03, действовавшего на момент смены песка и принятия судом первой инстанции решения.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как по существу основываются на обстоятельствах, являвшихся предметом судебного исследования, с последующей правильной правовой оценкой.
На основании изложенного решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона. Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы суда, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия
определила:
Решение Лангепасского городского суда от 21 июля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 4 «Золотой петушок» - без удовлетворения.
Председательствующий: Юрьев И.М.
Судьи: Мелехина Т.И.
Старцева Е.А.