Судья Худяков С.В. Дело № 33-4928/2010
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 ноября 2010 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Ивановой И.Е.,
судей Цыганкова С.Л., Дука Е.А.,
при секретаре Пачгановой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самойленко В.Г. к Главному управлению МЧС России по ХМАО-Югре, Администрации МО г.Ханты-Мансийск о признании и реализации права по обеспечению жилым помещением,
по кассационной жалобе Главного управления МЧС России по ХМАО-Югре на решение Ханты-Мансийского районного суда от 20 сентября 2010 года, которым постановлено:
«Иск удовлетворить частично.
Признать за Самойленко Валерием Геннадьевичем право на получение во внеочередном порядке жилого помещения на условиях социального найма.
Обязать Главное управление Министерства чрезвычайных ситуаций России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре предоставить Самойленко Валерию Геннадьевичу во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 64 кв.м. в границах г. Ханты-Мансийска на состав семьи 4 человека включая Самойленко Анастасию Викторовну, Самойленко Вадима Валерьевича, Самойленко Алину Валерьевну.
В удовлетворении остальной части иска отказать».
Заслушав доклад судьи Дука Е.А., объяснения представителей ответчика ГУ МЧС России по ХМАО-Югре Коноваловой А.Н., Гальченко С.Н., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителей истца Самойленко Н.И., Гулиной Н.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что в 2003 году после окончания Восточно-Сибирского Института МВД России он был направлен по распределению в УГПС МЧС России ХМАО для прохождения дальнейшей службы. 12 октября 2003 года им подан рапорт на имя начальника УГПС о предоставлении жилья. До 2004 года с семьей проживал в общежитии. В октябре 2004 года ему предоставлены две комнаты в трехкомнатной квартире по договору коммерческого найма. Считает, что ГУ МЧС России по ХМАО нарушено его право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма, установленное статьей 37 Жилищного кодекса РСФСР и статьей 17 Закона ХМАО-Югры «О порядке и условиях предоставления жилища в ХМАО». Просит обязать предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарно-техническим требованиям, на состав семьи 4 человека площадью не менее 72 кв.м в пределах г. Ханты-Мансийска.
В судебном заседании истец, представители истца Самойленко Н.И. и Гулина Н.А. исковые требования поддержали.
Представители Главного Управления МЧС России по ХМАО-Югре Коновалова А.Н., Гальченко С.А. исковые требования не признали. Пояснили, что истец поставлен в список общей очередности УГПС МЧС ХМАО с 10.10.2003. В связи с отсутствием жилых помещений, находящихся в оперативном управлении, а также отсутствием бюджетных средств на приобретение жилых помещений, Департаментом государственной собственности ХМАО-Югры по ходатайству ГУ МЧС истцу предоставлено жилое помещение по договору коммерческого найма. Считают, что истцом пропущен срок исковой давности, поскольку о нарушении права на предоставление жилого помещения по договору социального найма ему стало известно в 2003 году.
Представитель Администрации МО г.Ханты-Мансийск Кан В.К. исковые требования не признал. Пояснил, что Администрация МО г. Ханты-Мансийск является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку истец в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации города не состоит. Правовых оснований для возложения на Администрацию МО обязанности по предоставлению жилого помещения ответчику по договору социального найма не имеется.
Представитель Департамента по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры Туров Д.Н. исковые требования не признал. Пояснил, что Департамент осуществляет права владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями коммерческого использования. Порядок предоставления жилых помещений на условиях социального найма из жилищного фонда автономного округа не предусматривает возможности предоставления жилых помещений на условиях социального найма сотрудникам федеральных учреждений.
Представитель третьего лица Федерального агентства по управлению государственным имуществом по ХМАО-Югре Адуашвили М.О. исковые требования считала не подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица Департамента муниципальной собственности Администрации МО г.Ханты-Мансийск Титаренко О.А. исковые требования считала не подлежащими удовлетворению.
Суд постановил изложенное выше решение.
В кассационной жалобе ответчик Главное управление МЧС России по ХМАО-Югре просит решение суда отменить, приняв новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение и неправильное применение норм материального права. В обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на доводы, изложенные в возражениях на иск.
Жилые помещения выпускникам ВУЗов, прибывшим на работу по распределению в другую местность, на момент распределения истцу могли предоставляться от имени собственников жилых помещений только уполномоченными Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями и органами (организациями), или предприятием, учреждением, организацией, имеющими собственный жилой фонд. Никто из указанных собственников жилищного фонда не передавал Главному управлению полномочия по распоряжению принадлежащими им на праве собственности жилыми помещениями. Главное управление является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного Приказом МЧС России от 06.08.2004г. № 372, финансирование осуществляется за счет федерального бюджета централизованно через МЧС России. В соответствии с пунктом 6 Положения, за Главным управлением в установленном порядке закрепляется имущество на праве оперативного управления. Считает, что Главное управление не обладало и не обладает полномочиями по предоставлению жилого помещения истцу и заключению с ним договора социального найма, а может лишь ходатайствовать перед собственником о предоставлении жилого помещения и заключении договора найма. Полагает, что решением суда нарушены права лиц, вставших на учет ранее Самойленко В.Г. Кроме того, внеочередное предоставление истцу жилого помещения на условиях социального найма противоречит действующему законодательству - ст. 57 ЖК РФ.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы (ч.1 ст.347 ГПК РФ), обсудив их, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и видно из материалов дела, после окончания Восточно-Сибирского Института МВД России истец для прохождения дальнейшей службы направлен по распределению в УГПС МЧС России ХМАО, где приказом УГПС МЧС России ХМАО от 09.09.2003 № 62 назначен на должность инженера нормативно-технического отдела УГПС округа (л.д.12-15).
12.10.2003 года истцом подан рапорт на имя начальника УГПС МЧС о предоставлении жилья (л.д. 16).
Согласно списку очередников на получение жилых помещений по договору социального найма ГУ МЧС России на 01.07.2010 истец состоит в общей очереди под номером 27 составом семьи 4 человека (л.д. 52-61).
До 2004 года истец с семьей проживали в общежитии по адресу: (адрес обезличен) (адрес обезличен).
04 ноября 2004 года истцу предоставлены 2 комнаты в 3-комнатной квартире, расположенной по адресу: (адрес обезличен), (адрес обезличен), на условиях краткосрочного найма ( л.д.19-20).
5 марта 2005 года с истцом заключен договор коммерческого найма на вышеуказанное жилое помещение сроком на 5 лет (л.д.18).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно исходил из того, что в нарушение установленного порядка ГУ МЧС России по ХМАО не исполнило обязанность по обеспечению истца, как молодого специалиста, жилым помещением по договору социального найма вне очереди.
Как верно указано судом, в силу ст.5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к спорным правоотношениям применимы нормы Жилищного кодекса РСФСР, согласно ст.37 которого вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам, окончившим аспирантуру, клиническую ординатуру, высшие, средние специальные, профессионально-технические и иные учебные заведения, направленным в порядке распределения на работу в другую местность, и членам их семей предприятиями, учреждениями, организациями, а в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, - исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов по приезде.
Согласно ст.17 Закона ХМАО от 08.06.1998 N 38-оз «О порядке и условиях предоставления жилища в Ханты-Мансийском автономном округе», действующего в период возникновения спорных правоотношений, вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам, окончившим аспирантуру, клиническую ординатуру, высшие, средние специальные, профессионально-технические и иные учебные заведения, направленным в порядке распределения на работу в другую местность и членам их семей предприятиями, учреждениями, организациями.
Таким образом, истец имел право на внеочередное предоставление жилого помещения на условиях социального найма. Данное право истца, возникшее с 12.10.2003 года, до настоящего времени не реализовано, в связи с чем ссылки ответчика о пропуске срока исковой давности обоснованно отклонены судом.
Доводы кассатора о том, что истец состоит в общем списке очередности на получение жилого помещения под №27 и внеочередное предоставление противоречит ст.57 ЖК РФ, правового значения для настоящего дела не имеют, поскольку к спорным правоотношениям применимы нормы ЖК РСФСР, и как видно из льготного списка (№1Б), Самойленко В.Г. по состоянию на 1.04.2005 года значился в вышеуказанном списке под №1. В качестве оснований для постановки на учет указаны ст.17 Закона ХМАО от 08.06.1998 N 38-оз «О порядке и условиях предоставления жилища в Ханты-Мансийском автономном округе», п.3 ст.37 ЖК РСФСР (л.д.17).
Доказательств, опровергающих данный факт, автором кассационной жалобы не представлено ( ст.56 ч.1 ГПК РФ).
Что касается утверждения кассатора о невозможности исполнения решения суда по мотиву отсутствия собственного жилищного фонда, то данное обстоятельство не может препятствовать реализации истцом права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, тем более, что в 2009 году на аналогичных условиях жилое помещение было предоставлено ГУ МЧС России по ХМАО другому сотруднику. Данное обстоятельство установлено вступившим в законную силу судебным постановлением по иску Самойленко В.Г. об оспаривании п.8 решения администрации и жилищной комиссии ГУ МЧС России по ХМАО ( л.д.68-72).
Ссылка кассатора на нарушение прав других лиц, вставших на учет ранее Самойленко В.Г., основана на неверном толковании норм процессуального права, в силу которых право на обращение в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов принадлежит заинтересованным лицам (ч.1 ст.4 ГПК РФ).
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств и не содержат оснований для отмены решения суда.
Судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, к спорным правоотношениям применена норма права, подлежащая применению.
Выводы суда мотивированы, основаны на доказательствах, оцененных с соблюдением ст.67 ГПК РФ, в дополнительной проверке не нуждаются.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от 20 сентября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Главного управления МЧС России по ХМАО-Югре - без удовлетворения.
Председательствующий судья Иванова И.Е.
Судьи: Цыганков С.Л.
Дука Е.А.