Судья Клименко Г.А. Дело (номер обезличен)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 ноября 2010 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Блиновской Е.О.,
судей: Старцевой Е.А., Сухих Е.А.,
при секретаре Бурковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иконниковой О.С. к ОАО «Государственная страховая компания «Югория» о возмещении ущерба,
по кассационной жалобе ОАО Государственная страховая компания «Югория» на решение Ханты-Мансийского районного суда от 10 сентября 2010 года, которым постановлено:
«Исковые требования адвоката Яковлева Г.Т., действующего в интересах Иконниковой О.С. к открытому акционерному обществу «Государственная страховая компания «Югория» о взыскании ущерба - удовлетворить.
Взыскать с открытого акционерного общества «Государственной страховой компании «Югория» в пользу Иконниковой О.С. в счет возмещения материального ущерба <данные изъяты> рубля, расходы на оплату услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей, расходы, связанные с проведением оценки, в сумме <данные изъяты> рублей, а также возврат государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рубля».
Заслушав доклад судьи Сухих Е.А., объяснения представителя истца - Бабкиной А.Н., возражавшей на доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Иконникова О.С. обратилась в суд с иском к ОАО «Государственная страховая компания «Югория» (далее - ГСК «Югория») с требованием о возмещении ущерба.
В обоснование иска указала, что 10 июня 2010 года на (адрес обезличен) в (адрес обезличен) произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля <данные изъяты> принадлежащего Иконниковой О.С., которым управляла Иконникова О.Л. и автомобиля <данные изъяты> принадлежащим Ж В результате дорожно-транспортного происшествия автомобилю истца были причинены механические повреждения. ДТП произошло вследствие неправомерных действий Ж, гражданская ответственность которого была застрахована в <данные изъяты> Гражданская ответственность Иконниковой О.С. была застрахована в ГСК «Югория». Стоимость материального ущерба, причиненного повреждением автомобиля истца, составила <данные изъяты>. В связи с затруднительным обращением в <данные изъяты>, истица 11.06.2010 г. обратилась в ГСК «Югория» к ответчику с целью получения прямого страхового возмещения. Однако истице было отказано по причине отклонения <данные изъяты> направленного ГСК «Югория» акцепта, предусмотренного в Соглашении о прямом возмещении убытков. Отказ ГСК «Югория» является неправомерным, так как соглашение между страховщиками участников ДТП не может ограничивать право гражданина на прямое возмещение убытков, предусмотренное ч. 4 ст. 14.1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В связи с чем, истец просил взыскать с ГСК «Югория» в счет возмещения материального ущерба, причиненного в результате ДТП, <данные изъяты> р., расходы по оплате услуг представителя <данные изъяты> р., расходы, связанные с оказанием оценочных услуг, в сумме <данные изъяты> р. - расходы по уплате государственной пошлины.
Дело рассмотрено в отсутствие истца, третьих лиц на стороне ответчика -Ж и <данные изъяты>».
Представители истца - Яковлев Г.Т. и Бабкина И.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержали, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Стефаненко Д.С. исковые требования не признал, пояснив, что ГСК «Югория» является представителем страховщика компании, застраховавшей ответственность потерпевшего. Согласно императивной нормы - ст. 14.1 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» потерпевший имеет право предъявить требование о возмещении вреда непосредственно страховщику, который застраховал его гражданскую ответственность, если в результате ДТП вред причинен только имуществу и если ДТП произошло с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность которых застрахована. В связи с обращением истца, ответчик направил страховщику виновника ДТП заявку для урегулирования убытков, которая была отклонена. Соответственно, ГСК «Югория» не имело правовых оснований для организации урегулирования убытков. Просил суд в удовлетворении требований истца отказать. ( л.д. 93,94,98).
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В кассационной жалобе ГСК «Югория» просит решение суда отменить, в исковых требованиях к ГСК «Югория» отказать. В обоснование кассационной жалобы указывает, что судом при вынесении решения неправильно применены нормы материального права, так как не правильно истолкованы ст.ст.14.1, 26.1 ФЗ № 40-ФЗ от 25.04.2002 года.
Возражая на доводы кассационной жалобы, истец и ее представитель - адвокат Яковлев Г.Т. указывают, что суд правильно применяя нормы ФЗ «Об обязательном страховании владельцев транспортных средств», обоснованно удовлетворил исковые требования.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия находит следующее.
В соответствии со ст. 931 Гражданского кодекса РФ по договору страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность может быть возложена. В случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 1006.2010г. в 17 часов 30 минут, в результате ДТП, которое произошло вследствие неправомерных действий Ж, управлявшего автомобилем «<данные изъяты>», было поврежден автомобиль «<данные изъяты>», принадлежащий истице.
Гражданская ответственность истца застрахована в ОАО «ГСК «Югория», гражданская ответственность Ж - в ЗАО «<данные изъяты>
Вышеизложенные обстоятельства стороны и третьи лица не опровергали.
Согласно п. 1 ст. 14.1. Федерального закона N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" потерпевший имеет право предъявить требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, непосредственно страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:
а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу;
б) дорожно-транспортное происшествие произошло с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Страховщик, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, проводит оценку обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, изложенных в извещении о дорожно-транспортном происшествии, и на основании представленных документов осуществляет потерпевшему по его требованию возмещение вреда в соответствии с Правилами обязательного страхования.
3. Реализация права на прямое возмещение убытков не ограничивает право потерпевшего обратиться к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, за возмещением вреда, который причинен жизни или здоровью, возник после предъявления требования о страховой выплате и о котором потерпевший не знал на момент предъявления требования.
4. Страховщик, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, осуществляет возмещение вреда, причиненного имуществу потерпевшего, в размере страховой выплаты от имени страховщика, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред (осуществляет прямое возмещение убытков), в соответствии с соглашением о прямом возмещении убытков (статья 26.1 настоящего Федерального закона) с учетом положений настоящей статьи.
5. Страховщик, осуществивший прямое возмещение убытков, имеет право требования в размере страховой выплаты к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, или к причинившему вред лицу в предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона случаях.
Исходя из буквального толкования вышеприведенной нормы ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», при данном страховом случае имеются условия прямого возмещения убытков, поскольку вред причинен только имуществу (поврежден автомобиль), ДТП произошло с участием двух автомобилей, гражданская ответственность владельцев которых застрахована по договорам ОСАГО.
ГСК «Югория» как страховщик потерпевшей стороны - Иконниковой О.С., отказывая в прямом возмещении убытков своему страхователю Иконниковой О.С., ссылается на единственное обстоятельство - отклонение страховщиком виновного лица заявки ГСК «Югории» о прямом возмещении убытков.(акцепт прямого страховщика отклонен страховщиком виновного лица ) ( л.д. 19).
Вместе с тем, суд первой инстанции, исходя из правильного толкования норм ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», обоснованно сделал верный вывод о том, что законодателем не предусмотрено как условие для прямого возмещения убытков потерпевшему его страховщиком наличие согласия страховщика виновного лица на такое прямое возмещение убытков.
Так, п.п. 1,2 ст. 14.1 вышеназванного Федерального закона определяет лишь два условия для удовлетворения требования застрахованного о прямом возмещении убытков, которые в данном случае имелись, в то время как п. 4 ст. 14.1 указывает лишь на то, что страховщик потерпевшего осуществляет прямое возмещение убытков в соответствии с соглашением о прямом возмещении убытков (статья 26.1 настоящего Федерального закона).
Статья 26.1 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» также не предусматривает такого ограничения в прямом возмещении убытков, на которое ссылается ответчик.
Более того, довод ответчика об отклонении страховой компанией ЗАО <данные изъяты> как страховщиком виновного в ДТП лица - Ж заявки, не состоятелен, исходя из следующего.
Пунктом 4.3. Соглашения о прямом возмещении убытков, утвержденного Российским союзом автостраховщиков, которым руководствуется ответчик, возражая на иск, Страховщик причинителя вреда обязан в случае принятия решения об Отказе в Акцепте Заявки от Страховщика потерпевшего обязательно указать причины отказа.
Суду не представлены доказательства мотивированного отказа страховщика виновной стороны ( <данные изъяты>») в акцепте заявки ГСК «Югория», в то время как основания для такого отказа определены вышеназванным Соглашением о прямом возмещении убытков ( л.д. 77-79).
Приложенная ответчиком к возражениям на иск копия листа (информация) по страхователю Иконниковой О.С. не содержит какого-либо указания на причины отказа в акцепте заявки страховщика потерпевшего.(л.д.95).
При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда, так как основаны на неверном толковании ст. 14.1. ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и противоречат представленным суду доказательствам.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от 10 сентября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО Страховая компания «Югория» - без удовлетворения.
Председательствующий Блиновская Е.О.
Судьи Старцева Е.А.
Сухих Е.А.