Судья Ведров В.А. Дело № 33-5006/2010
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 ноября 2010 года г. Ханты - Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Александровой Н.Н.
судей коллегии Ахметзянвой Л.Р., Ковалева А.А.
с участием прокурора Бикмухаметовой Г.Р.
при секретаре Звонаревой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Октябрьского района и возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем создания специализированных рабочих мест для трудоустройства инвалидов,
по кассационной жалобе администрации Октябрьского района на решение Октябрьского районного суда от 6 октября 2010 года, которым постановлено:
«Иск прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Октябрьского района, выразившееся в непринятии мер по созданию специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Обязать администрацию Октябрьского района устранить в полном объеме допущенные нарушения путем создания специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов».
Заслушав доклад судьи Александровой Н.Н., заключение прокурора Бикмухаметовой Г.Р., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
Прокурор в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском к администрации Октябрьского района о признании незаконным бездействия администрации Октябрьского района по созданию специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, просил обязать администрацию устранить допущенные нарушения путем создания специального рабочего места для трудоустройства инвалида.
В обоснование требований прокурор сослался на неисполнение ответчиком Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ, Закона ХМАО-Югры от 23.12.2004 г. № 89-оз «О квотировании рабочих мест инвалидам в ХМАО - Югре», постановления Правительства ХМАО - Югры от 21.09.2009 г. № 254-п «Об утверждении Порядка установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях на территории ХМАО - Югры» по предоставлению квоты для трудоустройства инвалидов, созданию и выделению для них специальных рабочих мест.
В судебном заседании прокурор П. поддержал исковые требования пояснив суду, что места для трудоустройства инвалидов в администрации не созданы, квоты для инвалидов лишь временные, которые меняются по усмотрению работодателя, что ведет к нарушению трудовых прав инвалидов.
Представители администрации Д., К.A. иск не признали, суду пояснили, что специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов не созданы, поскольку такие места необходимо создавать уже при трудоустройстве инвалида с учётом его индивидуальных возможностей. Невозможно провести мероприятия по переоснащению и дополнительному оснащению существующего рабочего места, не зная конкретных особенностей относительно физических ограничений человека (инвалида), который предположительно будет работать. Не отрицали того факта, что квоты для приема инвалидов на работу у них не постоянные, а временные и могут изменяться в зависимости от складывающейся ситуации с кадрами, на них могут быть трудоустроены другие лица, поскольку постоянные квоты на длительное время администрация района предоставлять не может. С апреля по июль 2010 года информация о предоставлении квоты в службу занятости не предоставлялась ввиду ухода в декретный отпуск сотрудника, ответственного за данное направление работы.
Представитель третьего лица Октябрьского ЦЗН К.Г. суду пояснила, что информация о выполнении квоты для приёма на работу инвалидов ответчиком должна предоставляться в ЦЗН ежемесячно, однако с апреля 2010 года по июль 2010 года такие сведения не предоставлялись. Рабочие места для трудоустройства инвалидов, состоящих на регистрационном учёте в центре занятости, не создаются. На квоты с квалификационными требованиями нет кандидатов из числа инвалидов.
Суд постановил изложенное выше решение.
В кассационной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене решения суда, направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Полагает, что суд неправильно истолковал содержание статьи 22 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11. 1995 года « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которой под специальным рабочим местом для трудоустройства инвалида понимается рабочее место, требующее дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалида. Считает, что провести мероприятия по оснащению рабочего места невозможно, не зная конкретных особенностей и физических ограничений человека ( инвалида).
В возражениях на кассационную жалобу прокурор указывает на несостоятельность доводов жалобы, полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения, кассационную жалобу- без удовлетворения.
Отмечает, что ответчик не в полном объеме предоставляет квоты для трудоустройства инвалидов, поскольку не создает и не выделяет специальные рабочие места для инвалидов. Квотирование рабочих мест в администрации района носит формальный характер, так как специально для трудоустройства инвалидов места не выделяются. Для указанных целей использовались рабочие места, вакантные на момент предоставления сведений в Октябрьский центр занятости.
В силу части 2 статьи 6 Закона ХМАО - Югры от 23.12. 2004 года № 89-оз « О квотировании рабочих мест инвалидам в Ханты - Мансийском автономном округе -Югре» при невозможности выделения ( создания) рабочих мест в счет установленной квоты, работодатель вправе профинансировать выделение ( создание) рабочих мест в другой организации в соответствии с заключенными договорами, однако данная обязанность администрацией также не реализована.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда ( ст. 20 Федерального закона от 24.11. 1995 года № 181 -ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», таких как : установления в организациях независимо от организационно- правовых форм и собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных мест ( в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создания для инвалидов условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.
В соответствии со статьей 21 Закона № 181-ФЗ организациям, численность работников в которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников ( но не менее 2 и не более 4%).
Размер квот в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре определен статьей 4 Закона Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 23.12. 2004 года № 89-оз «О квотировании рабочих мест инвалидам в Ханты - Мансийском автономном округе -Югре», согласно которой размер квот для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников организаций.
Согласно части 3 статьи 4 Закона ХМАО -Югры № 89-оз порядок установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов для каждой организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов определяется Правительством ХМАО - Югры.
Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 21.09. 2009 года № 254-п « Об утверждении Порядка установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях на территории Ханты - Мансийского автономного округа - Югры « определено, что минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается организациями в зависимости от среднесписочной численности, а именно в организациях от 101 до 500 человек- одно специальное место.
Создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов осуществляется работодателем за счет собственных средств.
Судом установлено, что администрацией Октябрьского района не зарезервировано ни одного места для трудоустройства инвалидов, в связи с чем суд обоснованно удовлетворил требования прокурора.
Довод ответчика о невозможности создания специального рабочего места при отсутствии информации об индивидуальных возможностях и потребностях инвалида нельзя признать состоятельным, поскольку создание специального места первоначально предусматривает его наличие (резервирование ) и переустройство ( переоснащение ) при направлении на работу инвалида.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила :
Решение Октябрьского районного суда от 6 октября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Октябрьского района - без удовлетворения.
Председательствующий Александрова Н.Н.
Судьи Ахметзянова Л.Р.
Ковалев А.А.