Судья Литвинова А.А. дело № 33-5140/2010
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 декабря 2010 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего Юрьева И.М.,
судей коллегии Блиновской Е.О., Тюленева В.В.,
при секретаре Ячигиной Е.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Старцева И.Н., третье лицо, Старцева Ф.Н., к департаменту жилищной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, третьи лица департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, администрация Советского района, о признании незаконными требований департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о предоставлении заявления на выдачу сертификата, копии договора купли-продажи жилого помещения в г.Екатеринбурге, признании незаконным отказа в выдаче сертификата на жилищную субсидию в размере 1 411 200 рублей, взыскании 100 000 рублей компенсации морального вреда,
по кассационной жалобе Старцева И.Н. на решение Ханты-Мансийского районного суда от 21 октября 2010 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Старцева И.Н. к Департаменту жилищной политики ХМАО - Югры - отказать».
Заслушав доклад судьи Блиновской Е.О., объяснения представителя истца Старцева И.Н. Плис А.А., поддержавшую кассационную жалобу, судебная коллегия
установила:
Старцев И.Н. обратился в суд к департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее по тексту - Департамент) с иском о возложении обязанности выдать жилищную субсидию.
Требования мотивировал тем, что был поставлен на учёт по категории «Инвалиды 1 и 2 групп» федеральной целевой программы «Жилище» с 16 апреля 2009 года. Департаментом строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03 марта 2010 года в получении жилищной субсидии отказано, и он снят с учёта граждан, имеющих право на получение субсидии в связи с тем, что на момент постановки на учет 10 января 2006 года ему на праве собственности принадлежала квартира в (адрес обезличен), и он указал сведения, не соответствующие действительности. Решением Советского районного суда от 03 марта 2010 года Старцев И.Н. восстановлен в очереди на получение жилищного сертификата. Ответчик требует предоставить договор купли-продажи квартиры в г.Екатеринбурге, которая принадлежала истцу до 30 августа 2006 года.
Впоследствии уточнил требования и просил признать незаконными требования департамента строительства ХМАО-Югры о предоставлении документов: заявления (рапорта) на выдачу сертификата; копии договора купли-продажи жилого помещения в г.Екатеринбурге, признании незаконным отказа департамента строительства ХМАО - Югры в выдаче сертификата на жилищную субсидию в размере 1 411 200 рублей, взыскании 100 000 рублей компенсации морального вреда.
Определением Ханты-Мансийского районного суда от 23 сентября 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Советского района.
Определением Ханты-Мансийского районного суда от 12 октября 2010 года произведена замена ответчика на департамент жилищной политики ХМАО-Югры, на который в связи с реорганизацией департамента строительства ХМАО-Югры возложены обязательства по предоставлению субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Дело рассмотрено в отсутствие Старцева И.Н., Старцевой Ф.Н., представителя администрация Советского района.
Представитель истца Старцева И.Н. по доверенности Плис А.А. иск поддержала.
Представитель ответчика Департамента по доверенности Петелина С.Ф. иск не признала. Пояснила, что 10 августа 2005 года истец поставлен на учёт для получения сертификата на приобретение жилья. 29 января 2008 г. он признан участником программы «Жилище», и ему выдан жилищный сертификат на состав семьи два человека, которым истец не воспользовался. В 2009 году в судебном порядке за Старцевым И.Н. признано право на получение сертификата повторно. Истец представил пакет документов, в котором в качестве члена семьи указал дочь - Старцеву Н.И. В ходе проверки документов установлено, что последняя имеет в собственности жилое помещение в г. Екатеринбурге, истцу в выдаче сертификата отказано.
Представитель 3 лица департамента строительства ХМАО - Югры по доверенности Паршонок А.М. иск не признал. Привёл доводы, аналогичные доводам представителя Департамента Петелиной С.Ф.
Ханты-Мансийский районный суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе Старцев И.Н. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении иска. Считает, что суд не принял во внимание вступившее в законную силу решение Советского районного суда от 11 июня 2010 года, которым признано его право на получение жилищного сертификата. Указанное решение имеет преюдициальное значение для настоящего спора, в котором надлежало установить только размер субсидии. Судом не дана оценка тому обстоятельству, что в 2008 году ему выдавался сертификат. Привёл доводы относительно несоответствия письменных доказательств, представленных стороной ответчика, требованиям ст. 67 ГПК РФ, в отношении объяснительной сотрудника администрации Советского района, выписки из решения № 9 от 10 августа 2005 года, заявления 2005 года. Указал на неправомерность привлечения к участию в деле администрации Советского района, поскольку все истребованные у муниципалитета документы ранее исследованы Советским районным судом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
В соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предусмотрено право граждан на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переездом в более благоприятные климатические условия из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Однако ни законом, ни подзаконными актами не предусмотрено предоставление дополнительных квартир лицам, обеспеченных жилыми помещениями в иных, кроме районов Севера, местностях.
Иное толкование закона означало бы предоставление жилых помещений лицам, не нуждающимся в социальной поддержке, и привело бы к их неосновательному обогащению, поскольку они не лишены права распорядиться имеющимися у них жилыми помещениями в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 N 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", установлен порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", которые производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постоянного проживания граждан.
Для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, представляет в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) следующие документы:
а) заявление по форме согласно приложению N 1;
б) заверенные копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи;
в) справка о составе семьи заявителя и занимаемом жилом помещении;
г) заверенные копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
д) заверенная копия пенсионного удостоверения - для пенсионеров;
справка об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства;
справка органов службы занятости населения о признании заявителя в установленном порядке безработным - для безработных, состоящих не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания.
В случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет лиц, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.
Если у граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, то их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.
Граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае:
а) получения социальной выплаты для приобретения жилья заявителем или членом его семьи;
б) выезда в другую местность на постоянное место жительства;
в) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений;
г) неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет;
д) приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам);
е) их письменного отказа или совершения ими действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии намерения оформить документы, необходимые для предоставления им социальных выплат для приобретения жилья, в течение года после получения уведомления о принятии решения о постановке на учет имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья;
ж) подачи по месту учета заявления о снятии с учета;
з) смерти;
и) изменения других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.
Суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в деле документы, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Старцева Н.И., что подробно мотивировал в решении.
Поскольку Старцев Н.И. подал заявление 11.12.2009 года на получение сертификата на трех человек, включая дочь Наталию, и указал последнюю в обязательство о сдаче двухкомнатной квартиры в пос. (адрес обезличен) (т.1, л.д.228-229, т.2, л.д.53-54), хотя дочь с ним не проживает, имеет в собственности квартиру в г. Екатеринбурге, ответчик правомерно потребовал предоставления соответствующего пакета документов в установленной форме.
Кроме того, суд первой инстанции правильно сделал вывод о том, что 16 апреля 2009 года истец не был повторно поставлен на учет лиц, имеющих право на субсидию, как ошибочно утверждает, поскольку не был с него снят и не подавал нового заявления о постановке на учет. Им подано заявление о выдаче субсидии, в связи с не использованием полученного в 2008 году жилищного сертификата по личным причинам.
Дана судом и правильная оценка отсутствия преюдициального значения решения суда от 11 июня 2010 года (т.1, л.д.17-21), ввиду изменения субъектного состава лиц, участвующих в деле.
Действия, направленные на повторное получение сертификата, соответствуют требованиям п. 47 Постановлении Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (вместе с "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы"): «В случае если в установленные сроки действия сертификата гражданин - участник подпрограммы не приобрел жилье с использованием социальной выплаты, он вправе обратиться в орган исполнительной власти, выдавший сертификат, с просьбой о повторной выдаче сертификата. Решение о повторной выдаче сертификата принимает орган исполнительной власти».
Уточнение истцом своих требований о субсидии в октябре 2010 г. (т.3, л.д. 131-132)- уже на 2 человек, не имеет отношения к делу, поскольку иск заявлен 19.08.2010 г.
Истец Страцев И.Н. имел в собственности с 27.12.2000 г. квартиру по адресу г. Екатеринбург, ул. Советская, д.23,кв.140, которую продал по договору купли-продажи от 27.07.2006 г. за 1 530 000 руб., то есть имел квартиру на момент включения в программу переселения по заявлению от 10 августа 2005 года (т.1, л.д.122,124,128).
Дочь истца, Старцева Н.И., имеет в настоящее время в собственности однокомнатную квартиру по адресу (адрес обезличен) (л.д.123).
Требования ответчика основаны на необходимости устранения выявленных противоречий в документах истца, так как первичный контроль за выделением государственных средств на жилищные субсидии осуществляется субъектом Федерации, что и вызвало переписку между сторонами об истребовании документов(т.1, л.д.7,12-13, 23-24, 58-64,125, т.3, л.д. 22-31).
Суд первой инстанции дал правильную, без нарушений материального или процессуального права, оценку всем имеющимся в деле доказательствам. Кассационная жалоба направлена на переоценку верных выводов суда, не состоятельна и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда от 21 октября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу истца Старцева И.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий: Юрьев И.М.
Судьи коллегии: Блиновская Е.О.
Тюленев В.В.