о признании срочного трудового договора заключенным на неопределенный срок, признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, взыскании компенсации



Судья Воронцов А.В. Дело № 33-204/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 января 2011 года г. Ханты - Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Александровой Н.Н.,

судей Ковалёва А.А., Ахметзяновой Л.Р.,

при секретаре Котельникове А.У.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Понуровой Е.А. к Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Югорский государственный университет» о признании срочного трудового договора заключенным на неопределенный срок, признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, взыскании компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов,

по кассационной жалобе истца на решение Ханты - Мансийского районного судаот 28 октября 2010 года, которым постановлено:

«Иск Понуровой Е.А. к Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Югорский государственный университет» удовлетворить частично.

Обязать Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Югорский государственный университет» изменить в приказе №7/1059 от 20 мая 2010 года формулировку основания увольнения Понуровой Е.А. с п.4 ст.336 ТК РФ (в связи с неизбранием по конкурсу) на п.2 ст.77 ТК РФ (истечение срока трудового договора).

Взыскать с Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Югорский государственный университет» в пользу Понуровой Е.А. в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя 5 000 (пять тысяч) рублей.

В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказать.

Взыскать с Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Югорский государственный университет» в местный бюджет государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей».

Заслушав доклад судьи Ковалёва А.А., объяснения истца Понуровой Е.А., поддержавшей кассационную жалобу, представителя ответчика Шавырина А.А., возражавшего против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Шиян Е.Р., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Понурова Е.А. обратилась в суд с иском к Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Югорский государственный университет» о признании срочного трудового договора заключенным на неопределенный срок, признании приказа об увольнении незаконным; восстановлении на работе, взыскании заработной платы, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, взыскании компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов.

С учетом уточненных исковых требований, истец просила признать срочный трудовой договор №97-П от 25 мая 2005 года заключенным на неопределенный срок; приказ №7/1059 от 20 мая 2010 года Югорского государственного университета об увольнении Понуровой Е.А. в связи с неизбранием по конкурсу по ст.336 ч.4 ТК РФ признать незаконным; восстановить ее в занимаемой должности доцента кафедры строительства инженерного факультета Югорского государственного университета; взыскать в ее пользу заработную плату за время вынужденного прогула с 01 июля по 28 октября 2010 года в размере 152 001 рубль 60 копеек; обязать ответчика выплатить ей заработную плату за период с 26 мая по 30 июня 2010 года в размере 38 000 рублей; взыскать в ее пользу денежную компенсацию морального вреда в сумме 100 000 рублей; взыскать с Югорского государственного университета в ее пользу в возмещение расходов по оплате услуг представителя 30 000 рублей.

В судебном заседании истец и ее представитель исковые требования поддержали.

Представители ответчика исковые требования не признали.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В кассационной жалобе истец просит решение суда первой инстанции отменить. Ссылка суда на то, что истцом не было представлено доказательств в обоснование того, что трудовые отношения между сторонами по основному месту работы после издания 25 мая 2010 года приказа об увольнении продолжались, противоречит материалам дела. Ответчиком не были представлены доказательства в подтверждение того обстоятельства, что истец после издания приказа об увольнении с основного места работы продолжала работать на 1,5 ставки, и именно ответчик должен был выполнить требование суда представить доказательства, о представлении которых ходатайствовал истец. Суд, приходя к выводу о необходимости изменения формулировки увольнения, необоснованно не взыскал в пользу истца компенсацию морального вреда. Ссылка суда на то, что факт прекращения трудовых отношений между истцом и работодателем подтверждается уведомлением о прекращении трудовых отношений на имя истца и актом отказа истицы от подписи, является необоснованной, так как в судебном заседании от 13 июля 2010 г. представители ответчика представили уведомление с подписью неизвестного лица. Судом не было дано правовой оценки расписанию приема экзаменов 2 и 3 июня 2010 года, экзаменационным листам и ведомостям за период с 25 мая 2010 года по 18 июня 2010 года, копиям первых листов пояснительных записок к дипломным проектам на группу студентов, у которых истец вела дипломное проектирование и консультирование. Полагает, что истцом был доказан не только факт продления трудовых отношений, но и факт неоплаты ответчиком выполненной ею работы в период с 26 мая по 30 июня 2010 года по основной работе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст.332 ТК РФ трудовые договоры на замещение должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора.

Заключению трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении, а также переводу на должность научно-педагогического работнику предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.

Конкурс на замещение должности научно-педагогического работника, занимаемой работником, с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок, проводится один раз в пять лет.

В целях сохранения непрерывности учебного процесса допускается заключение трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении без избрания но конкурсу на замещение соответствующей должности при приеме на работу по совместительству или создаваемые высшие учебные заведения до начала работы ученого совета - на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы,- до выхода этого работника на работу.

Если работник, занимающий должность научно-педагогического работника по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, по результатам конкурса, предусмотренного настоящей статьей, не избран на должность или не изъявил желания участвовать вуказанном конкурсе, то трудовой договор с ним прекращается в соответствии с пунктом 4 статьи 336 настоящего Кодекса.

В силу п.4 ст.336 ТК РФ помимо оснований, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами, основанием прекращения трудовое договора с педагогическим работником является неизбрание по конкурсу на должность научно-педагогического работника или истечение срока избрания по конкурсу.

Согласно п.2 ч.1 ст.77 ТК РФ, основанием для прекращения трудового договора является истечение срока трудового договора (ст.79 настоящего Кодекса), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения.

Статьей 79 ТК РФ предусмотрено, что срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за трикалендарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.

Как видно из дела, приказом №8-л от 02 января 2004 года Понурова Е.А. принята с 01 января 2004 года на должность заведующей лабораторией «Механики грунтов, оснований и фундаментов» кафедры «Строительные технологии и конструкции» инженерного факультета Югорского государственного университета.

В соответствии с приказом №72/57-л от 20 февраля 2004 года Понурова Е.А. переведена с 01 марта 2004 года на должность инженера лаборатории кафедры «Строительные технологии и конструкции».

Согласно приказа №377/1-л от 01 сентября 2004 года Понурова Е.А. с 01 сентября 2004 года до проведения конкурсного отбора переведена на должность исполняющего обязанности доцента кафедры «Строительные технологии и конструкции» инженерного факультета.

Приказом №289-лп от 01 июня 2005 года Понурова Е.А. с 25 мая 2005 года назначена на должность доцента кафедры «Строительные технологии и конструкции».

25 мая 2005 года между Югорским государственным университетом и Понуровой Е.А. заключен трудовой договор №97-11, в соответствии с которым последняя принята на должность доцента кафедры строительных технологий и конструкций инженерного факультета, указанный договор является договором по основной работе, заключен на срок с 25 мая 2005 года по 25мая 2010 года.

Приказом №7/2977 от 28 ноября 2008 года Понурова Е.А. с 01 декабря 2008 года по 25 мая 2010 года переведена на должность доцента категория ППС кафедры строительных технологий и конструкций инженерного факультета.

28 ноября 2008 года между сторонами заключено дополнительное соглашение к трудовому договору №97-п от 25 мая 2005 года, согласно которому истец принимается на должность доцента кафедры строительных технологий и конструкций инженерного факультета.

Приказом работодателя №7/0088 от 15 января 2010 года с 15 января 2010 года по 25 мая 2010 года Понурова Е.А. переведена с должности доцента ППС кафедры строительных технологий и конструкции инженерного факультета на должность доцента категория ППС кафедры строительства инженерного факультета.

15 января 2010 года между сторонами заключено дополнительное соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора №97-п от 25 мая 2005 года, согласно которому ответчик переводит истца на должность доцента кафедры строительства инженерного факультета.

Приказом ректора Югорского государственного университета №1/0078 от 27 февраля 2010 года был объявлен конкурсный отбор претендентов на замещение должностей научно-педагогических работников, в том числе на должность, замещаемую истцом.

По результатам конкурсного отбора 28 апреля 2010 года Понурова Е.А. признана не прошедшей конкурсный отбор на должность доцента кафедры «Строительство».

21 мая 2010 года Понурова Е.А. была уведомлена работодателем о предстоящем увольнении в связи с истечением срока трудового договора, что подтверждается соответствующим уведомлением, актом об отказе от ознакомления с уведомлением от 21 мая 2010 года.

Приказом №7/1059 от 20 мая 2010 года прекращено действие трудового договора от 25 мая 2005 года №97-п, с 25 мая 2010 года Понурова Е.А. уволена с должности доцента, категория ППС кафедры строительства инженерного факультета Югорского государственного университета в связи с неизбранием по конкурсу на должность научно-педагогического работника, на основании п.4 ст.336 ТК РФ (т.1 л.д.210).

Приказом №7/1948 от 05 октября 2009 года Понурова Е.А. принята ответчиком на работу с 01 октября 2009 года по 30 июня 2010 года в качестве внутреннего совместителя на 0,32 ставки на должность доцента категория ППС кафедры строительных технологий и конструкций инженерного факультета.

01 октября 2009 года между сторонами заключен трудовой договор №357-П, в соответствии с которым Понурова Е.А. принята на должность доцента (0,32 ставки) кафедры строительных технологий и конструкций по совместительству на срок с 01 октября 2009 года по 30 июня 2010 года.

Приказом №7/0089 от 15 января 2010 года Понурова Е.А. переведена с 15 января по 30 июня 2010 года на должность доцента категории ППС 0,5 ставки (внутренне совместительство) кафедры строительства инженерного факультета.

15 января 2010 года между сторонами заключено дополнительное соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора №357-П от 01 октября 2009 года, согласно которому Понурова Е.А. переведена на должность доцента 0,5 ставки кафедры строительства инженерного факультета.

Приказом №7/1058 от 20 мая 2010 года действие трудового договора от 01 октября 2009 года №357-П прекращено, Понурова Е.А. с 30 июня 2010 года уволена с должности доцента 0,5 ставки категория ППС кафедры строительства инженерного факультета, в связи с истечением срока трудового договора на основании п.2 ст.77 ТК РФ.

С учетом указанных обстоятельств суд обоснованно установил, что до 25 мая 2010 года Понурова Е.А. осуществляла трудовую деятельность в Югорском государственном университете по основному месту работы в качестве доцента кафедры строительства инженерного факультета и до 30 июня 2010 года по внутреннему совместительству в качестве доцента кафедры (0,5 ставки) кафедры строительства инженерного факультета, в обоих случаях по срочным трудовым договорам.

Поскольку Понурова Е.А. по основному месту работы осуществляла трудовую деятельность на основании срочного трудового договора, не прошла конкурсный отбор для назначения на должность преподавателя, срок действия трудового договора истек 25 мая 2010 года, суд пришел к правильному выводу о соблюдении ответчиком порядка увольнения, предусмотренного ст. 79 ТК РФ в связи с истечением срока трудового договора, за три календарных дня истец была предупреждена о предстоящем увольнении, работодатель обоснованно прекратил трудовые отношения с Понуровой Е.А., однако не верно указал основание увольнения.

Поскольку на основании п.4 ст.336 ТК РФ могут быть уволены педагогические работники, занимающие должности по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, Понурова Е.А. состояла в трудовых отношениях с работодателем на основании трудового договора с определенным сроком действия, в связи с чем не могла быть уволена по основании п.4 ст.336 ТК РФ. В связи с эти суд, руководствуясь ст.394 ТК РФ, обоснованно изменил основание увольнение истца на п.2 ст.77 ТК РФ (истечение срока трудового договора).

Поскольку исковые требования в части компенсации морального вреда обоснованы незаконным увольнением, не нашедшим подтверждения в судебном заседании, оснований для их удовлетворения не имелось.

Таким образом, судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал представленные по делу доказательства в их совокупности и пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении заявленных требований, о чем подробно мотивировал в решении.

Вывод суда мотивирован, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, и оснований для признания его незаконным не имеется.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не являются основанием для отмены решения, поскольку по существу сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств.

При изложенных обстоятельствах решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Изложенные в кассационной жалобе не опровергают выводы суда. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст.360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ханты - Мансийского районного судаот 28 октября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу истца Понуровой Е.А.- без удовлетворения.

Председательствующий Н.Н. Александрова

Судьи А.А. Ковалёв

Л.Р. Ахметзянова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200