Судья Гудожников Д.Н. Дело № 33-133/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 января 2011 года г. Ханты - Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Александровой Н.Н.,
судей Ковалёва А.А., Ахметзяновой Л.Р.,
.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андроновой И.Л. к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нефтеюганске Ханты - Мансийского автономного округа - Югры о признании трудового стажа,
по кассационной жалобе ответчика на решение Нефтеюганского городского судаот 06 октября 2010 года, которым постановлено:
«Исковые требования Андроновой И.Л. - удовлетворить.
Признать за Андроновой И.Л. трудовой стаж за период с 01 января 2008 года по 29 декабря 2008 года и обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нефтеюганске зачесть в трудовой стаж для начисления пенсии по старости период трудовой деятельности Андроновой И.Л. с 01 января 2008 года по 29 декабря 2008 года.
Взыскать с Государственного учреждения Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нефтеюганске в пользу Андроновой И.Л. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей».
Заслушав доклад судьи Ковалёва А.А., объяснения истца Андроновой И.Л., возражавшей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Андронова И.Л. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ в городе Нефтеюганске (далее по тексту ГУ УПФ РФ в г. Нефтеюганске) о признании трудового стажа за период с 01 января 2008 года по 29 декабря 2008 года и обязании ГУ УПФ РФ в г. Нефтеюганске включить указанный период в трудовой стаж для начисления пенсии. Свои требования мотивирует тем, что в порядке получения консультации по назначению трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 19 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обнаружилось, что период с 01 января 2008 года по 29 декабря 2008 года не засчитывается в трудовой стаж для начисления пенсии по причине того, что предприятие, где работала истица в 2008 году, не регистрировалось и не платило взносы в пенсионный фонд и трудовой стаж необходимо доказывать через суд. В период работы она неоднократно интересовалась у главного бухгалтера ЗАО «Башхимремподрядчик» о перечислении в Пенсионный фонд взносов и она заверяла истицу, что все положенные по закону перечисления производятся полностью. Таким образом, руководство ЗАО «Башхимремподрядчик» умышленно ввело истицу в заблуждение о перечислении взносов. Считает, что не должна нести ответственность за деятельность руководства предприятия ЗАО «Башхимремподрядчик», так как не могла знать о таких действиях руководства, как регистрация и платежи в Пенсионный Фонд.
В судебном заседании истец поддержала заявленные требования. Представитель ответчика исковые требования не признала.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В кассационной жалобе ответчик просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что в ходе судебного заседания не установлен факт постоянной, полной занятости на работе Андроновой И.Л. в период с 01.01.2008 г. по 29.12.2008 г. Суд при вынесении решения руководствовался только показаниями истца и свидетелей, при этом не учитывая пояснения представителя ответчика. Ссылка в решении суда на отсутствие сведений о снятии с регистрационного учёта ЗАО «Башхимремподрядчик» в ГУ УПФ РФ в г. Нефтеюганске необоснованна, поскольку п. 18 Постановления Правления ПФР от 13.10.2008 г. № 296п «Об утверждении Порядка регистрации и снятия с регистрационного учёта в территориальных органах Пенсионного фонда РФ страхователей, производящих выплаты физическим лицам» закрепляет необходимость снятия с регистрационного учёта по месту нахождения обособленного подразделения только на основании заявления о снятии с регистрационного учета по месту нахождения обособленного подразделения и копии приказа о прекращении деятельности обособленного подразделения. Нефтеюганским филиалом ЗАО «Башхимремподрядчик» указанные документы для снятия с учёта в ГУ УПФ РФ в г. Нефтеюганске не представлены, поэтому отсутствует отметка о снятии с учёта данного обособленного подразделения. Судом при вынесении решения не определено, какие нормы права нарушены ГУ УПФ РФ в г. Нефтеюганске, на основании каких нормативных актов оно должно нести ответственность за бездействие иных юридических лиц. Таким образом, полагает, что исковые требования Андроновой И.Л должны быть обращены непосредственно к ее бывшему работодателю - ЗАО «Башхимремподрядчик».
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как видно из дела, Андронова И.Л. 01 октября 2007 г. была принята на должность диспетчера в Нефтеюганский филиал ЗАО «Башхимремподрядчик», что следует из трудового договора № 105. Период работы истца в указанном предприятии составил с 01 октября 2007 года по 29 декабря 2008 года.
В соответствии с ч.1 ст. 3 ФЗ от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с п. 1 ст. 10 ФЗ от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Обязанность по страхованию работника, по своевременной и в полном объеме уплате за него страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и по ведению учета, связанного с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет, возложено на страхователя (пункт 2 статьи 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).
Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховщик обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу ст. 25 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должен осуществляться налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов, а взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Разрешая спор и руководствуясь приведенными нормами, суд пришел к правильному выводу о том, что за период с 01 января 2008 г. по 29 декабря 2008 г. Нефтеюганский филиал ЗАО «Башхимремподрядчик» в отношении истца не предоставил индивидуальные сведения о страховом стаже и не осуществил платежи по страховым взносам, в связи с чем, в лицевом счете истца указанный период трудовой деятельности не учтен.
При таких обстоятельствах суд правомерно обязал ГУ УПФ РФ в г. Нефтеюганске зачесть в трудовой стаж для начисления пенсии по старости период трудовой деятельности Андроновой И.Л. с 01 января 2008 года по 29 декабря 2008 года
Данные выводы суда не противоречат правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, согласно которой неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.
Как указал Конституционный Суд РФ, федеральный законодатель не предусмотрел достаточные гарантии обеспечения прав застрахованных лиц на случай неуплаты страхователем страховых взносов или уплаты их не в полном объеме. В результате в страховой стаж граждан, надлежащим образом выполнявших работу по трудовому договору и в силу закона признанных застрахованными лицами, не засчитываются периоды работы, за которые страховые взносы начислялись, но не уплачивались. Тем самым они безосновательно лишаются и части своей трудовой пенсии, чем нарушаются гарантируемые статьей 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации пенсионные права.
Указанным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П признаны противоречащими Конституции РФ пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
Федеральному законодателю предписано установить правовой механизм, гарантирующий реализацию застрахованными лицами, работавшими по трудовому договору, приобретенных ими в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав, в том числе источник выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами страхователя.
Согласно этому Постановлению впредь до установления законодателем соответствующего правового регулирования право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду Российской Федерации необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не являются основанием для отмены решения, поскольку сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств.
При изложенных обстоятельствах решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Изложенные в кассационной жалобе не опровергают выводы суда. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст.360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Нефтеюганского городского судаот 06 октября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Александрова
Судьи А.А. Ковалёв
Л.Р. Ахметзянова