Судья Литвинова А.А. Дело № 33-29/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 января 2011 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего Александровой Н.Н.,
судей: Ахметзяновой Л.Р., Ковалева А.А.,
при секретаре Ячигиной Е.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сургутского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Центру государственной инспекции по маломерным судам МЧС по ХМАО-Югре, третьи лица Обь-Иртышское управление Госморречнадзора, Российский речной регистр, Филиппов Валерий Борисович о признании решения о регистрации судна незаконным,
по кассационной жалобе третьего лица Филиппова В.Б. на решение Ханты-Мансийского районного суда от 27 октября 2010 года, которым постановлено:
«Исковые требования Сургутского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Центру государственной инспекции по маломерным судам МЧС по ХМАО-Югре удовлетворить.
Признать решение Центра государственной инспекции по маломерным судам МЧС по ХМАО-Югре от 16 июля 2007 года о регистрации судна - катера «КС-100А», принадлежащего Филиппову Валерию Борисовичу, - незаконным.
Обязать Центр государственной инспекции по маломерным судам МЧС по ХМАО-Югре снять с регистрационного учета маломерных судов судно- катер «КС-100А», принадлежащего Филиппову Валерию Борисовичу, в течение 1-го месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Центра государственной инспекции по маломерным судам МЧС по ХМАО-Югре в бюджет муниципального образования г.Ханты-Мансийск государственную пошлину в размере 4 000, 0 рублей.»
Заслушав доклад судьи Ахметзяновой Л.Р., объяснение третьего лица Филиппова В.Б., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Сургутский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Центру государственной инспекции по маломерным судам МЧС по ХМАО-Югре о признании решения о регистрации судна незаконным.
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки Сургутской транспортной прокуратурой был выявлен факт незаконной регистрации как маломерного судна - катера «КС-100А» с двигателем мощностью 170л.с., принадлежащего Филиппову В.Д., Ханты-Мансийским инспекторским отделением ГИМС МЧС России по ХМАО-Югре и присвоен регистрационный номер (номер обезличен). Полагает данное решение незаконным в силу ч.2 ст.17, ч.2 ст.36 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее - КВВТ РФ), п. «б» ч.2 постановления Правительства РФ «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» от 30.07.2004г. № 398, ч.3 постановления Правительства РФ «Об утверждении положения о государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ» от 23.12.2004 г. № 835, ч.2 «Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам», т.к. данное судно является катером пассажировместимостью не более 12 человек и используется на внутренних водных путях, а не в целях мореплавания. Кроме того, указанная мощность двигателя его составляет более 55 киловатт (74,8 л.с.) и, согласно ст.17 КВВТ РФ, подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре РФ и надзор за безопасностью его эксплуатации в силу ч.2 ст.36 КВВТ РФ должен осуществляться Федеральной службой по надзору в сфере транспорта РФ. Незаконная регистрация судна в качестве маломерного нарушает интересы Российской Федерации в части соблюдения установленного федеральным законодательством порядка регистрации судов и не позволяет в должной мере осуществлять контроль и надзор за эксплуатацией данного судна, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга физических и юридических лиц, законно эксплуатирующих суда в том же районе плавания. В силу ст.12 ГК РФ, решение Ханты-Мансийского инспекторского отделения ГИМС МЧС России по ХМАО-Югре может быть признано судом недействительным.
В судебном заседании прокурор Шитарев В.В. на заявленных требованиях настаивал.
Представитель ответчика по доверенности Бесперстов А.В. против иска возразил, пояснив, что судно является объектом недвижимости, регистрация его в ГИМС неразрывна с правом собственности на него, снятие с которой влечет лишение собственника права собственности на судно.
Представитель третьего лица Обь-Иртышского Управления ГМРН по доверенности Игумнов С.В. с доводами прокурора согласился, добавив, что контроль со стороны ГИМС не обеспечивает надлежащего надзора за судами и, соответственно, не обеспечивает и безопасность.
Третье лицо Филиппов В.Б. иск не признал, пояснив, что если требование только в мощности, то ее он может снизить, а снимать катер с учета не следует, т.к. ему его ставить на учет затратно из-за жестких требований.
Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица Обь-Иртышского Управления ГМРН, надлежаще извещенного, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ханты-Мансийский районный суд постановил изложенное выше решение.
В кассационной жалобе третье лицо Филиппов В.Б. с ним не согласился, считает его незаконным и просит отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Полагает, что согласно действующему законодательству в судебном порядке может быть оспорено зарегистрированное право, а не запись о его peгистрации. Оспаривание зарегистрированного права означает доказывание отсутствия оснований или правовых предпосылок для регистрации права. Сделка по приобретению судна никем не оспорена. Ссылку суда на то, что регистрация маломерного судна может привести к транспортным и экологическим происшествиям, а также к невозможности осуществления контроля и надзора за данным судном вообще несостоятельна, так как регистрация судна не устанавливает порядок пользования им. Полагает, что исковое заявление принято судом в нарушение требований ст. 145 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы третьего лица Филиппова В.Б., судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривает.
Из материалов дела усматривается, что согласно договору от 11 апреля 1995 года Филиппов В.Б. приобрел в собственность моторный катер «СБ-7» выпуска 1983г, регистрационный номер (номер обезличен) (л.д. 19), который зарегистрирован в ГИМС МЧС РФ. В соответствии с регистрационной карточкой-заявлением от 16.07.2007г., присвоен регистрационный номер (номер обезличен) (л.д. 18).
В соответствии с пунктом 2 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29.06.2005 N 500, государственной регистрации в Государственной инспекции по маломерным судам подлежат, в частности, принадлежащие юридическим и физическим лицам самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности (кроме пассажирских), эксплуатируемые во внутренних водах.
Согласно судовому билету от 16.07.2007г. (л.д 12-15) он является прогулочным катером «КС-100А» с двигателем типа ЯМЗ-238М мощностью 170 лошадиных сил.
В силу п.1 ст.17 КВВТ РФ, государственная регистрация самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, а также любых пассажирских и наливных судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации осуществляется государственными речными судоходными инспекциями бассейнов.
В силу п.5 Правил плавания по внутренним водным путям, утвержденных приказом Минтранса РФ от 14.10.2002 г. № 129 ( в ред. 31.03.2003 г.), к плаванию по внутренним водным путям Российской Федерации допускаются суда, зарегистрированные в установленном порядке в Государственном судовом реестре Российской Федерации, реестре арендованных иностранных судов или судовой книге.
Из письма Обь-Иртышского филиала Российского Речного Регистра также следует, что указанное судно с постройки не приспособлено для использования в качестве прогулочного, используемого в целях мореплавания, и фактически используется на внутренних водных путях, а не в морях, поэтому в соответствии с КВВТ РФ подлежит классификации Российским Речным Регистром.
Следовательно, суд верно пришел к выводу, что незаконная регистрация судна-катера «КС-100А», принадлежащего Филиппову В.Б., в качестве маломерного, нарушает интересы Российской Федерации в части соблюдения установленного федеральным законодательством порядка регистрации судов, а также не позволяет в должной мере осуществлять контроль и надзор за эксплуатацией указанного судна, в том числе за выполнением требований безопасности судоходства уполномоченными государственными органами, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга физических и юридических лиц, законно эксплуатирующих суда в том же районе плавания. Спорное судно должно быть зарегистрировано в Государственном судовом реестре Российской Федерации.
Снятие судна-катера «КС-100А» с регистрационного учета маломерных судов не прекращает права собственности Филиппова В.Б. и не лишает его обязанности зарегистрироваться в установленном действующим законодательством порядке.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил требования Сургутского транспортного прокурора.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы суда.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от 27 октября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу третьего лица Филиппова В.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий Александрова Н.Н.
Судьи: Ахметзянова Л.Р.
Ковалев А.А.