о досрочном назначении пенсии



Судья Лавров И.В.       Дело № 33-238/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 января 2011 года      г. Ханты - Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Александровой Н.Н.,

судей коллегии Ахметзяновой Л.Р., Ковалева А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ в (адрес обезличен) о признании права на пенсию,

по кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в (адрес обезличен) на решение Белоярского городского суда от 9 ноября 2010 года, которым постановлено:

«Исковое заявление Г. удовлетворить частично.

Признать решение Государственного учреждения -Управления пенсионного фонда РФ в (адрес обезличен) от 27 августа 2010 года (номер обезличен) об отказе в назначении досрочной пенсии Г. незаконным. В остальной части исковых требований отказать».

Заслушав доклад судьи Александровой Н.Н., судебная коллегия

установила:

Г. обратилась в суд с иском о признании незаконным решения ГУ УПФ РФ в (адрес обезличен) об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, обязании ГУ УПФ РФ в (адрес обезличен) назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность.

В обоснование требований истец сослалась на то, что решением (номер обезличен) от 27.08.2010 года ГУ УПФ РФ в (адрес обезличен) ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии со ссылкой на отсутствие необходимого педагогического стажа работы. При этом пенсионным фондом из стажа педагогической работы исключены периоды её работы с 22.09.1986 года по 30.03.1990 года в должности музыкального работника и с 18.04.1988 года по 04.04.1990 года время нахождения в оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет.

Истец считает незаконным исключение указанных период из стажа ее педагогической деятельности.

Ответчик иск не признал.

Суд постановил изложенное выше решение.

В кассационной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

По мнению ответчика, включение судом в специальный стаж работы истца периода ее работы с 22.09.1986 года в должности музыкального руководителя д/с «<данные изъяты> суд не принял во внимание то, что истец была принята на работу на 0,75 ставки, в то время как действующим законодательством включение указанного периода работы истца в специальный стаж работы возможно при полной педагогической нагрузке.

Период ухода истца за ребенком, по мнению ответчика, подлежит включению лишь в страховой стаж.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела следует, что 22.09. 1986 года истец принята на работу в детский сад «<данные изъяты>» музыкальным руководителем, где работала до 30.03. 1990 года. Указанный период работы истца не включен пенсионным фондом в стаж педагогической работы со ссылкой на то, что по приказу истец была принята на работу на 0,75 ставки.

Разрешая спор, суд пришел к выводу о незаконном исключении спорного периода работы истца из стажа педагогической работы.

Указанный вывод суда основан на материалах дела, соответствует требованиям законодательства.

В соответствии с Перечнем учреждений и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от17.12. 1959 года № 1397 и разъяснениями Госкомтруда СССР от 17 мая 1960 года № 19 должность музыкального руководителя была включена в льготный стаж без каких-либо условий относительно нормы выработки.

Указанный Перечень утратил силу в связи с принятием постановления Правительства РФ № 953 от 22.09. 1993 года ( вступило в силу 01.10. 1993 года).

Таким образом, до 1.10.1993 года должность музыкального руководителя была включена в льготный стаж без каких-либо условий относительно нормы выработки

Исходя из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29.01.2004 г. N 2-П, в соответствии с которой в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пункт 3 указанной статьи предусматривает, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 статьи 28, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

Материалами дела подтверждается, что истец фактически выполняла работу работы в должности музыкального руководителя на полную ставку. Суд обоснованно в подтверждение указанного вывода сослался на штатное расписание и документы по выплате истцу заработной платы.

Обоснованно судом отвергнуты и доводы ответчика о невозможности включения в льготный стаж работы периода с 18 апреля 1988 года по 04 апреля 1990 года нахождения истца в оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до полутора лет и неоплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.

Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии".

Доводы кассационной жалобы ответчика не ставят под сомнение законность и обоснованность решения суда, основаны на неправильном толковании норм материального права.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила :

Решение Белоярского городского суда от 09 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ УПФ РФ - без удовлетворения.

Председательствующий                                                          Александрова Н.Н.

Судьи                                                                                         Ахметзянова Л.Р.

                                                                                                   Ковалёв А.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200