об отмене регистрации кандидата



Судья Бакшеев И.В. дело № 33-857/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 февраля 2011 года г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи Старцевой Е.А.,

судей Сухих Е.А., Карчевского И.А.,

при секретаре Тавлиной Л.Г.,

с участием прокурора Шиян Е.Р., заинтересованного лица Новикова С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты Думы города <данные изъяты> пятого созыва по многомандатному избирательному округу (номер обезличен) Кельгенбаева Т.С. об отмене регистрации кандидата в депутаты Думы города Ханты-Мансийска пятого созыва по многомандатному избирательному округу (номер обезличен) Новикова С.Н., заинтересованное лицо территориальная избирательная комиссия <данные изъяты>

по кассационной жалобе Кельгенбаева Т.С. на решение Ханты-Мансийского районного суда (дата обезличена) которым Кельгенбаеву Т.С. в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заслушав доклад судьи Старцевой Е.А., возражения заинтересованного лица Новикова С.Н., заключение прокурора об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия

установила:

Кельгенбаев Т.С. обратился в суд с заявлением об отмене решения о регистрации кандидата в депутаты Думы города Ханты-Мансийска пятого созыва по многомандатному избирательному округу (номер обезличен) Новикова С.Н., по мотивам того, что последний в своем заявлении указал в качестве места жительства (адрес обезличен), тогда как он зарегистрирован по другому адресу: (адрес обезличен) Считает, что указанные обстоятельства влекут отказ в регистрации кандидата. В обоснование доводов сослался на положения Федерального закона РФ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Дело рассмотрено в отсутствие Кельгенбаева Т.С., с участием его представителя Арасланова С.Н., который доводы заявления поддержал.

Представитель территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> (далее по тексту Избирательная комиссия) в судебное заседание не явился.

Новиков С.Н. против удовлетворения требований возразил, т.к. ему на праве собственности принадлежат два дома (адрес обезличен) объединенные в один жилой комплекс. В заявлении о регистрации он указал место жительства в соответствии с данными паспорта. Нарушений законодательства при подаче документов в территориальную избирательную комиссию он не допустил.

Прокурор Зубрилов А.А. оснований для удовлетворения заявления Кельгенбаева Т.С. не усмотрел.

Судом постановлено указанное выше решение, которое Кельгенбаев Т.С. просит отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Суд не применил пункт 8 ст. 76 Федерального закона РФ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, который полежал применению в данном случае. Подверг критике вывод суда о том, если бы избирательная комиссия в срок установленный законом не известила кандидата о выявленных недостатках в предоставленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата документах, то избирательная комиссия не вправе была принимать решение об отказе в регистрации. Полагает, что в данном случае отсутствуют неполнота сведений и несоблюдение требований закона к оформлению документов, а имеет место предоставление недостоверных сведений. Не согласился с выводом суда о том, что в случае предоставления недостоверных сведений и не сообщении об этом кандидату комиссия обязана зарегистрировать кандидата в любом случае.

Возражая против удовлетворения кассационной жалобы, Новиков С.Н. счёл решение суда законным и обоснованным, жалобу несостоятельной ввиду противоречивости ее доводов. Кассатор требует отменить регистрацию Новикова С.Н. как кандидата в депутаты по тому основанию, что его регистрационные документы оформлены с нарушением закона. В то же время Кельгенбаев Т.С. утверждает, что неправильное указание адреса не является несоблюдением требований закона к оформлению документов. Последнее утверждение кассатора исключает возможность отказа в его регистрации.

Избирательная комиссия возражений на кассационную жалобу Кельгенбаева Т.С. не представила. Представитель Избирательной комиссии, о времени и месте судебного заседания извещенный надлежащим образом, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился. Судебная коллегия, руководствуясь ч. 2 ст. 354 ГПК РФ находит возможным рассмотреть кассационную жалобу заявителя в отсутствие представителя Избирательной комиссии.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривает.

В соответствии со статьей 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (часть 1), а также избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть 2).

В развитие названных конституционных положений был принят Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон № 67-ФЗ), статья 2 которого устанавливает значение основных терминов и понятий, употребляемых в этом Федеральном законе. Согласно подпункту 5 названной статьи адрес места жительства - это тот адрес, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Таким образом, исходя из буквального смысла приведённой нормы, адрес места жительства должен указываться в том виде, как он отражен в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства.

В силу пункта 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713, такими документами являются паспорт гражданина Российской Федерации и, в отдельных случаях, свидетельство о регистрации по месту жительства.

Как следует из материалов дел, (дата обезличена) территориальной избирательной комиссией города <данные изъяты> принято постановление о регистрации кандидата в депутаты Думы города <данные изъяты> пятого созыва по многомандатному избирательному округу <данные изъяты> Новикова С.Н.

Регистрация указанного кандидата произведена на основании представленных Новиковым С.Н. для выдвижения и регистрации кандидата документов.

Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы города <данные изъяты> пятого созыва по многомандатному округу <данные изъяты> Новиков С.Н. указал адрес места жительства - город (адрес обезличен), тогда как в штампе отдела УФМС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в разделе паспорта «место жительства» указано о регистрации Новикова С.Н. (адрес обезличен) т.е. имеет место несоблюдение требований закона к оформлению заявления в контексте подпункта 5 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ.

Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ при несоблюдении требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

Избирательная комиссия требования вышеуказанной нормы Федерального закона № 67-ФЗ не выполнила и Новикова С.Н. о допущенном им при заполнении заявления нарушении, которое является несущественным и устранимым, не известила.

Как следует из п. 5 Постановления Центризбиркома РФ от 23 марта 2007 года № 203/1272-4 "О Разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов "в.1", "в.2" пункта 24, подпунктов "б.1", "б.2" пункта 25, подпунктов "з", "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктом "б.1" и (или) "б.2" пункта 25, подпунктом "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона.

При таких обстоятельствах, а также с учетом того, что Новиков С.Н. все необходимые для идентификации его личности документы в Избирательную комиссию представил, никаких сведений о себе не скрывал, дополнительно указав в заявлении свое фактическое место жительства, суд первой инстанции правомерно отказал Кельгенбаеву Т.С. в удовлетворении его заявления об отмене решения Избирательной комиссии о регистрации кандидата Новикова С.Н.

Доводы кассационной жалобы были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции с последующей правильной правовой оценкой и основанием для отмены законного и обоснованного решения суда не являются.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ханты-Мансийского районного суда от 11 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кельгенбаева Т.С. - без удовлетворения.

Председательствующий: Старцева Е.А.

Судьи: Карчевский И.А.

Сухих Е.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200