Судья Колобаев В.М. Дело № 33 - 879 / 2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 февраля 2011 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Юрьева И.М.,
судей: Дука Е.А., Старцевой Е.А.,
при секретаре Солониной Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.В.А. о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен) «О регистрации П.А.А. кандидатом в депутаты Думы (адрес обезличен) пятого созыва по двухмандатному избирательному округу (номер обезличен)»,
по кассационному представлению Югорского межрайонного прокурора, по кассационной жалобе П.А.А. на решение Югорского районного суда от 15 февраля 2011 года, которым постановлено:
«Заявление кандидата в депутаты Думы (адрес обезличен) по двухмандатному избирательному округу (номер обезличен) К.В.А. удовлетворить.
Признать постановление Территориальной избирательной комиссии (адрес обезличен) (номер обезличен) от (дата обезличена) «О регистрации П.А.А. кандидатом в депутаты Думы (адрес обезличен) пятого созыва по двухмандатному избирательному округу (номер обезличен)» незаконным.
Отменить постановление Территориальной избирательной комиссии (адрес обезличен) (номер обезличен) от (дата обезличена) «О регистрации П.А.А. кандидатом в депутаты Думы (адрес обезличен) пятого созыва по двухмандатному избирательному округу (номер обезличен)» в двухдневный срок с момента вступления решения в законную силу».
Заслушав доклад судьи Юрьева И.М., заключение прокурора Шиян Е.Р., поддержавшей кассационное представление, объяснения представителя П.А.А. Ж.С.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения представителя заявителя Б.А.Г., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, объяснения уполномоченного представителя избирательного объединения Региональное отделение политической партии Справедливая Россия в (адрес обезличен) (адрес обезличен) М.И.А., судебная коллегия
установила:
К.В.А., являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Думы (адрес обезличен) пятого созыва по двухмандатному избирательному округу (номер обезличен), обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен) «О регистрации П.А.А. кандидатом в депутаты Думы (адрес обезличен) пятого созыва по двухмандатному избирательному округу (номер обезличен)». В обоснование заявления указал, что данное решение считает незаконным, поскольку среди документов, требуемых законом для выдвижения и регистрации, кандидатом П.А.А., выдвинутым избирательным объединением Региональное отделение политической партии Справедливая Россия в (адрес обезличен) - (адрес обезличен), не предоставлено предусмотренное абз.6 п.2 ст.3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 18.06.2003 N 35-оз (ред. от 30.12.2010) «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» его письменное согласие выдвигаемому избирательному объединению. Отсутствие письменного согласия лица, выдвигаемого избирательным объединением, является на основании подпункта «в» пункта 24 статьи 38, пункта 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме» основанием для отмены решения избирательной комиссии.
В судебное заседание заявитель К.В.А. не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя Б.А.Г.
Представитель заявителя Б.Л.Г. в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представитель Территориальной избирательной комиссии (адрес обезличен) Л.О.В. заявленные требования не признала, указав, что свое согласие П.А.А. фактически выразил в поданном в избирательную комиссию заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы (адрес обезличен) пятого созыва по двухмандатному избирательному округу (номер обезличен) в порядке выдвижения избирательным объединением Региональное отделение политической партии Справедливая Россия в (адрес обезличен) (адрес обезличен). Считает, что документы кандидатом П.А.А. представлены в достаточном объеме, необходимом для регистрации.
Заинтересованное лицо П.А.А. с заявлением не согласен, указал, что все необходимые в соответствии с требованием закона документы для выдвижения и регистрации представил. О необходимости представления в избирательную комиссию отдельного документа, подтверждающего его письменное согласие выдвигаемому избирательному объединению, ему не было известно.
Привлеченные судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц представители администрации (адрес обезличен), регионального отделения политической партии Справедливая Россия в (адрес обезличен) (адрес обезличен) в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В кассационном представлении Югорский межрайонный прокурор просит решение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение. В обоснование кассационного представления указал, что решение суда считает незаконным и необоснованным в связи с неправильным применением норм материального права. Форма письменного согласия кандидата, выдвигаемого избирательным объединением, нормативно не утверждена. Представив письменное согласие лица, выдвигаемого избирательным объединением, в заявлении о согласии баллотироваться, П.А.А. выполнил все предусмотренные федеральным и окружным законами требования к порядку выдвижения.
В кассационной жалобе П.А.А. просит решение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение. В обоснование кассационной жалобы указал, что решение суда считает незаконным. Вывод суда о том, что им в нарушение абз.6 п. 2 ст. 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 18.06.2003 N 35-оз (ред. от 30.12.2010) «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» не представлено письменное согласие лица, выдвигаемого избирательным объединением, не соответствует обстоятельствам дела и основан на неправильном толковании закона. Так как в письменном заявлении, представленном в избирательную комиссию, он выразил свое согласие баллотироваться в порядке выдвижения избирательным объединением. Полагает, что вывод суда о том, что письменное согласие лица, выдвигаемого избирательным объединением, должно быть представлено в виде отдельного документа, основан на неправильном толковании закона. Порядок выдвижения кандидатов и оформления документов, необходимых для регистрации кандидатом в депутаты, не нарушен.
В возражениях на кассационную жалобу К.А.В. просит решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное, кассационную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с нарушением судом норм материального права (п. 4 ч. 1 ст.362 ГПК РФ).
Как следует из материалов и установлено судом первой инстанции, решением Думы (адрес обезличен) (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен) назначены выборы депутатов Думы (адрес обезличен) пятого созыва на (дата обезличена)
Постановлением Территориальной избирательной комиссии (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен) П.А.А., выдвинутый Региональным отделением политической партии Справедливая Россия в (адрес обезличен) (адрес обезличен), зарегистрирован кандидатом в депутаты Думы (адрес обезличен) пятого созыва по двухмандатному избирательному округу (номер обезличен).
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен) К.В.В., выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом в депутаты Думы (адрес обезличен) пятого созыва по двухмандатному избирательному округу (номер обезличен).
В соответствии с подпунктом «в» пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Признавая постановление Территориальной избирательной комиссии (адрес обезличен) о регистрации П.А.А. незаконным и отменяя его, суд первой инстанции исходил из того, что среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата П.А.А., отсутствовало письменное согласие лица, выдвигаемого избирательным объединением, предусмотренное пунктом 2 статьи 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 18.06.2003 N 35-оз (ред. от 30.12.2010) «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» в виде отдельного документа.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может в связи с тем, что он не основан на законе.
В силу части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
О выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке (п.1 ст.33 Федерального закона N 67-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 18.06.2003 N 35-оз (ред. от 30.12.2010) «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (далее - Закон округа) окружная избирательная комиссия (в случае образования многомандатного избирательного округа, включающего всю территорию муниципального образования, - избирательная комиссия муниципального образования) считается уведомленной о выдвижении кандидата, включенного в заверенный список кандидатов по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в нее в соответствии с пунктом 5 статьи 33 Федерального закона документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального закона, а также письменного согласия лица, выдвигаемого избирательным объединением.
Таким образом, Закон округа устанавливает необходимость представления кандидатом в избирательную комиссию помимо заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности, письменного согласия лица на выдвижение избирательным объединением.
Между тем такое правовое регулирование не вытекает из Федерального закона, которым урегулирован условия и порядок выдвижения кандидатов избирательными объединениями (ст.ст.33, 35).
В соответствии с пунктами 1, 3 и 6 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
Законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.
Исходя из вышеуказанного, предусмотренное Федеральным законом N 67-ФЗ заявление в письменной форме лица, выдвигаемого избирательным объединением, о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу фактически и выражает согласие лица на выдвижение избирательным объединением.
Установленная Законом округа зависимость выдвижения избирательным объединением кандидата и приобретения прав и обязанностей кандидата от не предусмотренного Федеральным законом письменного согласия лица на выдвижение избирательным объединением, не может рассматриваться в качестве дополнительной гарантии прав граждан быть избранными в органы государственной власти.
Таким образом, приведенные выше нормы Закона округа в части требования предоставления для выдвижения письменного согласия лица на выдвижение избирательным объединением дополнительно к предусмотренному Федеральным законом письменному согласию баллотироваться по соответствующему избирательному округу противоречат Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в связи с чем в силу его статьи 1 применению не подлежат.
Как следует из материалов дела, письменное заявление П.А.А. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы (адрес обезличен) пятого созыва по двухмандатному избирательному округу (номер обезличен) в порядке выдвижения избирательным объединением Региональное отделение политической партии Справедливая Россия в (адрес обезличен) (адрес обезличен) представлено (л.д.34). Не представление кандидатом предусмотренного Законом округа письменного согласия лица на выдвижение избирательным объединением как отдельного документа не может являться основанием для отказа в регистрации кандидата и отмены решения о регистрации кандидата, поскольку Закон округа в части требования представления письменного согласия лица на выдвижение избирательным объединением применению на основании вышеизложенного не подлежит.
Из материалов дела усматривается, что каких-либо нарушений закона при регистрации П.А.А. кандидатом в депутаты избирательной комиссией допущено не было, так как П.А.А. были представлены в избирательную комиссию все документы, необходимые в соответствии с законом для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата. Решение избирательной комиссии о регистрации П.А.А. кандидатом в депутаты Думы (адрес обезличен) пятого созыва по двухмандатному избирательному округу (номер обезличен) является законным, оснований для его отмены не имелось.
При изложенных обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене. Поскольку все необходимые доказательства имеются в материалах дела,обстоятельства по делу установлены, судебная коллегия считает, что по делу можно принять новое решение, не передавая его на новое рассмотрение, которым в удовлетворении заявления К.В.А. на основании вышеизложенного отказать.
Руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Югорского районного суда от 15 февраля 2011 года отменить.
Принять новое решение, которым К.В.А. в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен) «О регистрации П.А.А. кандидатом в депутаты Думы (адрес обезличен) пятого созыва по двухмандатному избирательному округу (номер обезличен)» отказать.
Председательствующий Юрьев И.М.
Судьи: Дука Е.А.
Старцева Е.А.