Судья Баскова Л.В. Дело № 33-1101/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 марта 2011 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего судьи Юрьева И.М.,
судей Старцевой Е.А., Гавриш В.А.,
при секретаре Тавлиной Л.Г.,
с участием прокурора Бикмухаметовой Г.Р., представителя Администрации г. Нягани Манухина В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело позаявлению прокурора города Нягани об оспаривании нормативного акта органа местного самоуправления,
по кассационному представлению прокурора г. Нягани на решение Няганского городского суда от 21 декабря 2010 года, которым в удовлетворении заявления прокурору отказано.
Заслушав доклад судьи Старцевой Е.А., объяснения прокурора, поддержавшей доводы представления, возражения представителя Администрации г. Нягани, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Нягани обратился в суд с заявлением об отмене пункта 11 Порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений разных видов, утвержденного постановлением Администрации города Нягани № 2239 от 22 мая 2009 года «О порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений разных видов» (с изменениями от 29 июня 2009 г.).
Требования мотивированы тем, что указанным постановлением утвержден Порядок комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений разных видов, где в п. 11 прописано, что в муниципальное образовательное учреждение принимаются 70% детей из общей очереди, 30% детей из льготной очереди. Считает, что органом местного самоуправления изменен порядок очередности предоставления детям мест в дошкольных образовательных учреждениях, в следствие чего нарушены права лиц, которые имеют право на внеочередное и первоочередное получение места в дошкольных образовательных учреждениях.
В судебном заседании прокурор на требованиях настаивал.
Представители администрации Манухин В.В. и Филиппова И.Ю. против удовлетворения требований прокурора возражали, пояснив, что оспариваемое положение Порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений разных видов определяет механизм осуществления прав граждан на получение путёвок для детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения. На сегодняшний день в г. Нягани общая очередь составляет - <данные изъяты> человек, льготная - <данные изъяты> человек. В связи с увеличением числа граждан относящихся к льготной категории, дети из общей очереди будут лишены возможности когда-либо пойти в детский сад.
Судом постановлено указанное выше решение, которое прокурор просит отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления. В обосновании доводов представления указывает, что разработанный Администрацией г. Нягани Порядок комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений противоречит действующему законодательству. Полагает, что лица, имеющие права на внеочередное и первоочередное получение мест в детских садах, должны быть ими обеспечены вне зависимости от квот установленных органами местного самоуправления. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. В обоснование остальных доводов жалобы ссылается на доводы, приведенные в суде первой инстанции.
Возражая против удовлетворения кассационного представления, представитель Администрации города Нягани счел решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривает.
Порядок принятия Порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений разных видов, утвержденного постановлением Администрации г. Нягани № 2239 от 22 мая 2009 года (далее по тексту Порядок), Администрацией г. Нягани не нарушен и прокурором не оспаривается.
Требования прокурора обусловлены несоответствием п. 11 указанного Порядка действующему законодательству, предусматривающему право на дошкольное образование во внеочередном либо первоочередном порядке. По мнению прокурора, органом местного самоуправления изменен порядок очередности предоставления детям мест в дошкольных образовательных учреждениях.
Между тем, оспариваемым прокурором пунктом 11 Порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений разных видов вопрос очередности предоставления детям мест в дошкольных образовательных учреждениях не разрешен.
Права на внеочередное и первоочередное получение мест в дошкольных образовательных учреждениях определены в п.9 и 10 Порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений разных видов.
Определенный Порядком комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений разных видов порядок формирования очередности (общей, первоочередной и внеочередной) прокурором не оспаривается. Не являются предметом настоящего дела и вопросы реализации прав на первоочередное и внеочередное предоставление детям мест в дошкольных образовательных учреждениях граждан, нарушение которых подлежит защите иными предусмотренными законом способами.
Закону РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» пункт 11, утвержденного постановлением Администрации г. Нягани № 2239 от 22 мая 2009 года Порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений разных видов, не противоречит.
Компетенция Администрации г. Нягани по утверждению Порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений разных видов обусловлена п. 13 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которым организация общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа отнесена к вопросам местного значения городского округа, и Уставом г. Нягани.
Предусмотренное пунктом 11 Порядка процентное соотношение общей и льготной очередности (70 процентов детей из общей очереди и 30 процентов детей из льготной очереди) при приеме детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, порядок очередности не изменяет и прав на первоочередное и внеочередное получение мест в дошкольных образовательных учреждениях не умаляет.
Противоречий оспариваемого положения Порядка нормативным правовым актам, регулирующим правила комплектования дошкольных образовательных учреждений, не установлено.
Приведенные прокурором Федеральные законы «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», «О милиции» и др. вопросы организации общедоступного бесплатного дошкольного образования не регулируют.
На основании изложенного, с учетом установленных обстоятельств и требований законодательства решение суда является законным и обоснованным. Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 360, 361, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Няганского городского суда от 21 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий судья: Юрьев И.М.
Судьи: Старцева Е.А.
Гавриш В.А.