Судья Орлова Г.К. Дело № 33 - 924 / 2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 марта 2011 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Юрьева И.М.,
судей: Дука Е.А., Старцевой Е.А.,
при секретаре Солониной Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чернева С.Ю. о признании незаконным и отмене постановления окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Думы (адрес обезличен) пятого созыва по многомандатному избирательному округу (номер обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен) об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы (адрес обезличен) пятого созыва по многомандатному избирательному округу (номер обезличен),
по кассационной жалобе окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Думы (адрес обезличен) пятого созыва по многомандатному избирательному округу (номер обезличен) на решение Урайского городского суда от 15 февраля 2011 года, которым постановлено:
«Заявление Чернева С.Ю. удовлетворить.
Признать незаконным постановление окружной избирательной комиссии (номер обезличен) по выборам депутатов Думы (адрес обезличен) пятого созыва (номер обезличен) от (дата обезличена) «Об отказе в регистрации Чернева С.Ю., выдвинутому Ханты-Мансийским региональным отделением политической партии «Либерально-демократическая партия России» кандидатом в депутаты Думы (адрес обезличен) пятого созыва» и отменить его.
Обязать окружную избирательную комиссию (номер обезличен) по выборам депутатов Думы (адрес обезличен) пятого созыва зарегистрировать Чернева С.Ю., выдвинутому Ханты-Мансийским региональным отделением политической партии «Либерально - демократическая партия России», кандидатом по многомандатному избирательному округу (номер обезличен) по выборам депутатов Думы (адрес обезличен) пятого созыва, включенного в заверенный список избирательного объединения «Ханты-Мансийское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России (ЛДПР)».
Заслушав доклад судьи Юрьева И.М., заключение прокурора Бикмухаметовой Г.Р., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
Чернев С.Ю. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Думы (адрес обезличен) пятого созыва по многомандатному избирательному округу (номер обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен) об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы (адрес обезличен) пятого созыва по многомандатному избирательному округу (номер обезличен). В обоснование заявления указал, что постановление избирательной комиссии об отказе в регистрации считает незаконным, так как оно основано на несуществующим законе. Кроме того, в постановлении избирательной комиссии указано, что Чернева С.Ю. не был предоставлен один из документов первого финансового отчета - «Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата». Однако, данный документ был предоставлен заявителем в избирательную комиссию, что подтверждается п. 3 справки, выданной избирательной комиссией (дата обезличена) Считает, что он имел право заменить предоставленный им ранее документ «Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата», так как он не соответствует утвержденной форме и подан с нарушением требования закона.Просил признать незаконным и отменить постановление окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Думы (адрес обезличен) пятого созыва по многомандатному избирательному округу (номер обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен) об отказе в регистрации и обязать избирательную комиссию зарегистрировать его кандидатом в депутаты Думы (адрес обезличен) пятого созыва по многомандатному избирательному округу (номер обезличен).
В судебном заседании заявитель Чернева С.Ю. на заявленных требованиях настаивал.
Представитель окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Думы (адрес обезличен) пятого созыва по многомандатному избирательному округу (номер обезличен) Рохмистрова А.С. с заявлением не согласна, считает отказ в регистрации законным в связи с не предоставлением заявителем необходимого для регистрации документа «Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата».
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В кассационной жалобе окружная избирательная комиссия по выборам депутатов Думы (адрес обезличен) пятого созыва по многомандатному избирательному округу (номер обезличен) просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении требований. В обоснование кассационной жалобы указала, что решение суда считает незаконным и необоснованным, полагая, что судом неправильно истолкован закон, подлежащий применению. В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 18 июня 2003 года № 35-оз «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» для регистрации кандидат единовременно представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию, в том числе и документы первого финансового отчета, предусмотренные статьями 8 и 8.1 настоящего закона. В нарушение норм Закона округа среди документов, необходимых для регистрации кандидатом в депутаты, Чернева С.Ю. не представлено в установленный срок на бумажном носителе и в машинописном виде сведения об учете поступления и расходования средств избирательного фонда кандидата, которые являются самостоятельным отдельным документом, необходимым для регистрации, а не приложением к финансовому отчету.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Думы (адрес обезличен) пятого созыва по многомандатному избирательному округу (номер обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен) Чернева С.Ю. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы (адрес обезличен) пятого созыва по многомандатному избирательному округу (номер обезличен) в связи с не предоставлением документа «Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, являющегося документом первого финансового отчета.
В соответствии с п.1 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16 или 16.2 настоящей статьи.
В силу статьи 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 18 июня 2003 года № 35-оз «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» для регистрации кандидат единовременно представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в избирательную комиссию, или об их отсутствии, документы о создании (несоздании) избирательного фонда и документы первого финансового отчета, предусмотренные статьями 8 и 8.1 настоящего Закона.
Пунктом 2 статьи 8.1 названного Закона установлена обязанность кандидата по предоставлению на бумажном носителе и в машиночитаемом виде в окружную избирательную комиссию первого финансового отчета одновременно с представлением в окружную избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации (сведения в отчете составляются на дату, предшествующую дате представления отчета не более чем на пять дней);
Документами первого финансового отчета кандидата являютсяпервый финансовый отчет, сведения об учете поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, справка об остатке средств на счете, выданная кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет кандидата, заверенная кредитной организацией, копия договора банковского счета, на основании которого открыт специальный избирательный счет, копия сберегательной книжки специального избирательного счета кандидата (при наличии таковой) ( п.2.1 ст.8.1 Закона (номер обезличен)-оз).
Постановлением избирательной комиссии (адрес обезличен)-Югры от (дата обезличена) (номер обезличен) утверждена Инструкция о порядке и формах учета и отчетности кандидатов о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в (адрес обезличен)-Югре, в соответствии с которой кандидат представляет на бумажном носителе и в машиночитаемом виде в соответствующую избирательную комиссию первый финансовый отчет с приложением сведений об учете поступления и расходования средств избирательного фонда кандидата - одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации кандидата, в порядке, установленном Федеральным законом, Законом автономного округа. Финансовый отчет (первый, итоговый) составляется по форме, приведенной в приложении (номер обезличен) с приложением сведений согласно разделам, приведенным в приложении (номер обезличен) (п.4.6, 4.7 Инструкции).
Анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что документ «Учет поступления и расходования средств избирательного фонда кандидата» является приложением к первому финансовому отчету кандидата.
Как установлено судом, Чернева С.Ю. (дата обезличена) представил для регистрации все необходимые документы, в том числе и первый финансовый отчет, сведения об учете поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, что подтверждается справкой (подтверждением) о приеме избирательной комиссией документов (л.д.10). Представленный заявителем документ содержит сведения об учете поступления и расходования денежных средств избирательного фонда.
Судебная коллегия соглашается с суждением суда о том, указание сведений об учете поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата не в форме документа «Учет поступления и расходования средств избирательного фонда кандидата», являющегося приложением к первому финансовому отчету кандидата, является не соблюдением требований окружного законодательства о форме документа и не может являться основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты.
Судом установлено, что предусмотренную п.1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ обязанность по уведомлению кандидата о наличии недостатков в оформлении представленных документов первого финансового отчета избирательная комиссия не исполнила, а, следовательно, не имелось оснований для отказа в регистрации. Иное означало бы умаление статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", по смыслу которой, если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 этой статьи, не известила кандидата о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата документах, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата.
Суд правильно пришел к выводу, что несоблюдение предусмотренной п.1.1. ст. 38 вышеназванного Федерального закона процедуры лишило заявителя возможности устранить недостатки в оформлении документов в установленный законом срок, что является существенным нарушением его прав.
При таких обстоятельствах суд обоснованно восстановил нарушенные права заявителя и отменил решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, поскольку решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований закона.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как по существу основываются на обстоятельствах, являвшихся предметом судебного исследования, с последующей правильной правовой оценкой.
На основании изложенного с учетом установленных обстоятельств и требований законодательства решение суда является законным и обоснованным. Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе тех, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, судом не допущено. Изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы суда, оснований для отмены решения суда не имеется
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Урайского городского суда от 15 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Думы (адрес обезличен) пятого созыва по многомандатному избирательному округу (номер обезличен) - без удовлетворения.
Председательствующий Юрьев И.М.
Судьи: Дука Е.А.
Старцева Е.А.