Судья Загреба В.В. Дело № 33 - 943 / 2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 марта 2011 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Юрьева И.М.,
судей: Дука Е.А., Старцевой Е.А.,
при секретаре Солониной Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Логвиненко И.И. о признании незаконным и отмене решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа (номер обезличен) по выборам депутатов Думы (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен) «О регистрации Омарова Ш.О. кандидатом в депутаты Думы (адрес обезличен) по одномандатному избирательному округу (номер обезличен)»,
по кассационной жалобе Логвиненко И.И. на решение Нефтеюганского городского суда от 15 февраля 2011 года, которым постановлено:
«Логвиненко И.И. в удовлетворении заявления об оспаривании и признания незаконным решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа (номер обезличен) от (дата обезличена) о регистрации кандидата в депутаты Думы (адрес обезличен) по одномандатному избирательному округу (номер обезличен) Омарова Ш.О. отказать».
Заслушав доклад судьи Юрьева И.М., объяснения заинтересованного лица Омарова Ш.О., возражавшего против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Бикмухаметовой Г.Р., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
Логвиненко И.И., являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Думы (адрес обезличен) по одномандатному избирательному округу (номер обезличен), обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа (номер обезличен) по выборам депутатов Думы (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен) «О регистрации Омарова Ш.О. кандидатом в депутаты Думы (адрес обезличен) по одномандатному избирательному округу (номер обезличен)». В обоснование заявления указал, что данное решение считает незаконным, поскольку среди документов, требуемых законом для выдвижения и регистрации, кандидатом Омарова Ш.О. не было представлено его письменное согласие как лица, выдвигаемого избирательным объединением Региональное отделение политической партии «Справедливая Россия» в Ханты-Мансийском автономно округе - Югре, предусмотренное абз.6 п.2 ст.3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 18.06.2003 N 35-оз (ред. от 30.12.2010) «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре». Отсутствие письменного согласия лица, выдвигаемого избирательным объединением, является на основании подпункта «в» пункта 24 статьи 38, пункта 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме» основанием для отмены решения избирательной комиссии.
В судебное заседание заявитель Логвиненко И.И. не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель заявителя Якушанов Б.А. заявленные требования поддержал.
Представитель окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа (номер обезличен) Паршин М.П. пояснил, что с заявлением не согласен, все необходимые документы Омаровым Ш.О. в избирательную комиссию для выдвижения были сданы.
Заинтересованное лицо Омаров Ш.О. с заявлением не согласился, указав, что сдавал все документы в окружную избирательную комиссию, в их числе было письменное согласие лица, выдвигаемое избирательным объединением.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В кассационной жалобе Логвиненко И.И. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении требований. В обоснование кассационной жалобы указал, что решение суда считает незаконным, поскольку Омарова Ш.О. при уведомлении избирательной комиссии о выдвижении не было представлено предусмотренное абз.6 п.2 ст.3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 18.06.2003 N 35-оз (ред. от 30.12.2010) «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» письменное согласие лица, выдвигаемого избирательным объединением, в виде отдельного документа. Наличие второго экземпляра заявления о согласии баллотироваться, адресованного в территориальную избирательную комиссию (адрес обезличен), а не в окружную избирательную комиссию, не имеет значения для существа дела, поскольку заявление о согласии баллотироваться не может заменить собой другой документ - письменное согласие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как усматривается из материалов и установлено судом первой инстанции, решением Думы (адрес обезличен) - Югры от (дата обезличена) назначены выборы депутатов Думы (адрес обезличен) пятого созыва на (дата обезличена)
Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа (номер обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен) Омарова Ш.О., выдвинутый Региональным отделением политической партии Справедливая Россия в (адрес обезличен) - Югре, зарегистрирован кандидатом в депутаты Думы (адрес обезличен) по одномандатному избирательному округу (номер обезличен).
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа (номер обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен) Логвиненко И.И. зарегистрирован кандидатом в депутаты Думы (адрес обезличен) по одномандатному избирательному округу (номер обезличен).
В соответствии с подпунктом «в» пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
В силу части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
О выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке (п.1 ст.33 Федерального закона N 67-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 18.06.2003 N 35-оз (ред. от 30.12.2010) «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (далее - Закон округа) окружная избирательная комиссия (в случае образования многомандатного избирательного округа, включающего всю территорию муниципального образования, - избирательная комиссия муниципального образования) считается уведомленной о выдвижении кандидата, включенного в заверенный список кандидатов по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в нее в соответствии с пунктом 5 статьи 33 Федерального закона документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального закона, а также письменного согласия лица, выдвигаемого избирательным объединением.
Таким образом, Закон округа устанавливает необходимость представления кандидатом в избирательную комиссию помимо заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности, письменного согласия лица на выдвижение избирательным объединением.
Между тем такое правовое регулирование не вытекает из Федерального закона, которым урегулирован условия и порядок выдвижения кандидатов избирательными объединениями (ст.ст.33, 35).
В соответствии с пунктами 1, 3 и 6 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
Законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.
Исходя из вышеуказанного, предусмотренное Федеральным законом N 67-ФЗ заявление в письменной форме лица, выдвигаемого избирательным объединением, о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу фактически и выражает согласие лица на выдвижение избирательным объединением.
Установленная Законом округа зависимость выдвижения избирательным объединением кандидата и приобретения прав и обязанностей кандидата от не предусмотренного Федеральным законом письменного согласия лица на выдвижение избирательным объединением, не может рассматриваться в качестве дополнительной гарантии прав граждан быть избранными в органы государственной власти.
Таким образом, приведенные выше нормы Закона округа в части требования предоставления для выдвижения письменного согласия лица на выдвижение избирательным объединением дополнительно к предусмотренному Федеральным законом письменному согласию баллотироваться по соответствующему избирательному округу противоречат Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в связи с чем в силу его статьи 1 применению не подлежат.
Как следует из материалов дела, письменное заявление Омарова Ш.О. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы (адрес обезличен) пятого созыва по одномандатному избирательному округу (номер обезличен) в порядке выдвижения избирательным объединением Региональное отделение политической партии Справедливая Россия в (адрес обезличен) - Югре представлено (л.д.49-50). Не представление кандидатом предусмотренного Законом округа письменного согласия лица на выдвижение избирательным объединением как отдельного документа не может являться основанием для отказа в регистрации кандидата и отмены решения о регистрации кандидата, поскольку Закон округа в части требования представления письменного согласия лица на выдвижение избирательным объединением применению на основании вышеизложенного не подлежит.
Как правильно указал суд первой инстанции, обстоятельств, указывающих на нарушение требований закона избирательной комиссии при регистрации кандидата в депутаты Думы (адрес обезличен) Омарова Ш.О. установлено не было.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда мотивированы, основаны на анализе доказательств, оцененных судом в совокупности, соответствуют требованиям закона, и оснований считать их неправильным у судебной коллегии не имеется.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как по существу основываются на обстоятельствах, являвшихся предметом судебного исследования, с последующей правильной правовой оценкой.
На основании изложенного решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная оценка. Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы суда, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Нефтеюганского городского суда от (дата обезличена) оставить без изменения, кассационную жалобу Логвиненко И.И. - без удовлетворения.
Председательствующий Юрьев И.М.
Судьи: Дука Е.А.
Старцева Е.А.