Судья Лавров И.В. Дело № 33-931/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 марта 2011 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего судьи Юрьева И.М.
судей Старцевой Е.А., Ахметзяновой Л.Р.,
при секретаре Тавлиной Л.Г.,
с участием прокурора Бикмухаметовой Г.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Белоярский в интересах Зиннатуллиной Л.Р. и Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Белоярский Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании требований об уплате налога на доходы физического лица незаконным, заинтересованное лицо - открытое акционерное общество «Ипотечное агентство Югры»,
по кассационной жалобе Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Белоярский Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на решение Белоярского городского суда от 20 декабря 2010 года, которым постановлено:
«заявление прокурора города Белоярский в интересах Зиннатуллиной Л.Р. о признании требований Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Белоярский об уплате налога на доходы физического лица незаконными - удовлетворить.
Признать незаконным требование Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Белоярский об уплате налога (номер обезличен) от (дата обезличена)
Признать незаконным требование Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Белоярский об уплате налога (номер обезличен) от (дата обезличена)»
Заслушав доклад судьи Старцевой Е.А., возражения прокурора, судебная коллегия
установила:
прокурор города Белоярский, действуя в интересах Зиннатуллиной JI.P., обратился в суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Белоярский Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее по тексту - Инспекция) о признании требований об уплате налога (номер обезличен) от (дата обезличена) и (номер обезличен) от (дата обезличена) незаконными, по мотивам того, что основанием для вынесения указанных требований об уплате НДФЛ явилось представление налоговым агентом - автономной некоммерческой организацией «Ипотечное агентство Югры» в Инспекцию сведений о доходах физического лица Зиннатуллиной Л.Р. за 2009 год формы 2-НДФЛ, с суммой дохода по коду «Иной доход» в размере (номер обезличен) рублей (номер обезличен) копеек (субсидия, предоставленная на погашение ипотечного кредитного займа), сумма исчисленного налога в размере (номер обезличен) рублей, сумма удержанного налога в размере 0.00 руб., сумма налога переданного на взыскание в Инспекцию ФПС России по г. Белоярский в размере (номер обезличен) рублей. В обоснование своих доводов сослался на п.3 ст.217 Налогового кодекса РФ.
В судебном заседании прокурор и заявитель Зиннатуллина Л.Р. заявленные требования поддержали.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Инспекции и ОАО «Ипотечное агентство Югры».
В письменных возражениях на заявление Инспекция требования не признала. В соответствии со абз. 3 п. 3 ст. 217 НК РФ от обложения НДФЛ освобождены все виды компенсационных выплат, связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива.ЖК РФ предусматривает два вида субсидий, которые могут предоставляться гражданам, а именно в соответствии со ст. 2 органы государственной власти и органы местного самоуправления используют бюджетные средства для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений. Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрены ст. 159 ЖК РФ. При этом, в соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения и плату за пользование жилым помещением (платы за наем). Одновременно ст. 160 ЖК РФ установлена выплата компенсаций расходов отдельным категориям граждан на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов, которая учитывается при расчете субсидий, предоставляемых гражданам в соответствии со ст. 159 ЖК РФ. Таким образом, понятию компенсации, связанной с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива, предусмотренной п. 3 ст. 217 НК РФ, отвечают субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленные ст. 159 ЖК РФ. Субсидии направленные на досрочное погашение части суммы льготного жилищного займа или части суммы кредита по кредитному договору, не являются компенсацией, связанной с бесплатным предоставлением жилых помещений и не входят в перечень выплат, освобождаемых от налогообложения, поэтому перечисленные автономной некоммерческой организацией «Ипотечное агентство Югры», денежные средства в размере 27 916,69 рублей за 2009 год в Банк на погашение в счет основного долга части суммы кредита по кредитному договору, подлежат налогообложению НДФЛ в общеустановленном порядке.
Судом постановлено указанное выше решение, которое Инспекция просит отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, привела доводы, изложенные в возражениях на заявление.
Возражая против удовлетворения жалобы, прокурор сочла решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены правильного по существу решения суда не усматривает.
Согласно п. 36 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) суммы выплат на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленные за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 11 ноября 2005 г. N 103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005 - 2015 годы» (далее по тексту Закон № 103-оз) предусматривает обеспечение жилыми помещениями и оказание государственной помощи в его приобретении определенным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Как следует из материалов дела, Зиннатулина Л.Р. является участником подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения округа на 2005-2015 годы», утвержденной вышеуказанным Законом № 103-оз, в 2009 году она получила субсидию на погашение части суммы займа в размере (номер обезличен) руб. (номер обезличен) коп.
Предоставленная Зиннатулиной Л.Р. в 2009 году субсидия на погашение части займа является одним из видов предусмотренной ст. 18.3 Закона № 103-оз государственной поддержки по приобретению жилья и улучшения жилищных условий, соответственно исходя из своей правовой природы она относится к предусмотренным п. 36 ст. 217 НК РФ не облагаемых налогом на доходы физических лиц суммам выплат на приобретение и (или) строительство жилья, предоставленных за счет средств бюджета автономного округа.
Следовательно, суд правомерно признал действия Инспекции по начислению налога на доходы физических лиц на указанную сумму субсидии в сумме (номер обезличен) руб. незаконными.
Оснований для отмены правильного по существу решения суда не имеется. Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 360, 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Белоярского городского суда от 20 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Белоярский Ханты-Мансийского автономного округа - Югры без удовлетворения.
Председательствующий судья: Юрьев И.М.
Судьи: Старцева Е.А.
Ахметзянова Л.Р.