о признании



Судья Лобанков Р.В. дело № 33-982/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1 марта 2011 года г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи Юрьева И.М.,

судей Старцевой Е.А., Дука Е.А.,

с участием прокурора Ромащева А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дранкова Николая Ивановича о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии (номер обезличен) от 28 января 2011 года одномандатного избирательного округа (номер обезличен) о регистрации кандидатом в депутаты Баннова Вадима Рафаиловича,

по кассационной жалобе Дранкова Н.И. на решение Нефтеюганского городского суда от 11 февраля 2011 года, которым Дранкову Н.И. в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заслушав доклад судьи Дука Е.А., мнение прокурора об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия

установила:

Дранков Н.И. обратился в суд с заявлением об отмене решения окружной избирательной комиссии (адрес обезличен) (далее по тексту - Избирком) от 28 января 2011 года о регистрации кандидата в депутаты Думы (адрес обезличен) по одномандатному избирательному округу (номер обезличен) Баннова В.Р.

Требования мотивированы тем, что в нарушение требований абзаца 6 п. 2 ст.3 Закона от 18 июня 2003 года № 35-оз «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (далее по тексту - Закон округа) и положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон №67-ФЗ) Банновым В.Р. не были представлены все требуемые законом документы для регистрации. Так, им как лицом, выдвигаемым избирательным объединением «Ханты-Мансийское Региональное отделение политической партии «Справедливая Россия», не было представлено письменное согласие баллотироваться кандидатом в депутаты Думы (адрес обезличен). Полагает, что отсутствие письменного согласия лица, выдвигаемого избирательным объединением, в силу п.п. «в» п.24 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ, пункта 1 статьи 6 Закона округа является основанием для отказа в регистрации. Оспариваемым решением Избиркома нарушен принцип равенства кандидатов, установленный статьей 39 названного выше Федерального закона, так как в избирательной кампании участвует кандидат Баннов В.Р., выдвинутый с нарушением требований избирательного законодательства.

Дело рассмотрено в отсутствие заявителя, его представитель Якушанов Б.А. заявленные требования поддержал, дополнительно пояснил, что Избирком обязан был выявить нарушения закона о выборах в действиях Баннова В.Р. и принять мотивированное решение об отказе в его регистрации в силу положений п.п. «в» п.24 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ.

Баннов В.Р., его представитель Чупанов А.С., представитель Избиркома одномандатного избирательного округа (номер обезличен) Новокрещенова О.В. с заявлением Дранкова Н.И. не согласились, пояснив, что регистрация кандидата в депутаты Думы (адрес обезличен) произведена с соблюдением положений действующего избирательного законодательства.

Прокурор дал заключение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Судом постановлено указанное выше решение, которое Дранков Н.И. просит отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что судом неправильно истолкован и применён избирательный закон. Считает, что в силу п.17 ст.2 Федерального закона № 67-ФЗ и абз.6 пункта 2 ст. 3 Закона округа кандидат Баннов В.Р. должен был представить в избирательную комиссию не только заявление о согласии баллотироваться, но и письменное согласие лица, выдвигаемого избирательным объединением, поскольку тот выдвинут избирательным объединением «Ханты-Мансийское региональное отделение политической партии «Справедливая Россия». Баннов В.Р. письменное согласие лица, выдвигаемого избирательным объединением, не представил, и дополнить документы указанным письменным согласием впоследствии не вправе, так как кандидату законодатель представил только право устранения недостатков в представленных документах. Привёл доводы относительно невыполнения избирательной комиссией возложенных на неё обязанностей, что повлекло незаконную регистрацию Баннова В.Р. кандидатом в депутаты.

Возражая против доводов кассационной жалобы, заинтересованное лицо Баннов В.Р. просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, доводы возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.

Из материалов дела видно, что выборы депутатов Думы (адрес обезличен) пятого созыва назначены на 13 марта 2011 года.

Решением от 28 января 2011 года окружной избирательной комиссии (адрес обезличен) одномандатного избирательного округа (номер обезличен) Баннов В.Р. выдвинутый Региональным отделением политической партии <данные изъяты> в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, зарегистрирован кандидатом в депутаты Думы (адрес обезличен) пятого созыва по одномандатному избирательному округу (номер обезличен).

В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В соответствии с подпунктом «в» пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

Доводы кассационной жалобы о незаконной регистрации Баннова В.Р. основаны на том, что среди документов, представленных Банновым В.Р. для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, отсутствовало письменное согласие лица, выдвигаемого избирательным объединением, предусмотренное пунктом 2 статьи 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 18.06.2003 N 35-оз (ред. от 30.12.2010) «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» в виде отдельного документа.

С данным выводом кассатора судебная коллегия согласиться не может в связи с тем, что он не основан на законе.

В силу части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

О выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке (п.1 ст.33 Федерального закона N 67-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 18.06.2003 N 35-оз (ред. от 30.12.2010) «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (далее - Закон округа) окружная избирательная комиссия (в случае образования многомандатного избирательного округа, включающего всю территорию муниципального образования, - избирательная комиссия муниципального образования) считается уведомленной о выдвижении кандидата, включенного в заверенный список кандидатов по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в нее в соответствии с пунктом 5 статьи 33 Федерального закона документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального закона, а также письменного согласия лица, выдвигаемого избирательным объединением.

Таким образом, Закон округа устанавливает необходимость представления кандидатом в избирательную комиссию помимо заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности, письменного согласия лица на выдвижение избирательным объединением.

Между тем такое правовое регулирование не вытекает из Федерального закона, которым урегулирован условия и порядок выдвижения кандидатов избирательными объединениями (ст.ст.33, 35).

В соответствии с пунктами 1, 3 и 6 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.

Законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.

Исходя из вышеуказанного, предусмотренное Федеральным законом N 67-ФЗ заявление в письменной форме лица, выдвигаемого избирательным объединением, о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу фактически и выражает согласие лица на выдвижение избирательным объединением.

Установленная Законом округа зависимость выдвижения избирательным объединением кандидата и приобретения прав и обязанностей кандидата от не предусмотренного Федеральным законом письменного согласия лица на выдвижение избирательным объединением, не может рассматриваться в качестве дополнительной гарантии прав граждан быть избранными в органы государственной власти.

Таким образом, приведенные выше нормы Закона округа в части требования предоставления для выдвижения письменного согласия лица на выдвижение избирательным объединением дополнительно к предусмотренному Федеральным законом письменному согласию баллотироваться по соответствующему избирательному округу противоречат Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с чем, в силу его статьи 1 применению не подлежат.

Как следует из материалов дела, письменное заявление Банновым В.Р. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы (адрес обезличен) пятого созыва по одномандатному избирательному округу (номер обезличен) в порядке выдвижения избирательным объединением Региональное отделение политической партии Справедливая Россия в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре представлено. Не представление кандидатом предусмотренного Законом округа письменного согласия лица на выдвижение избирательным объединением как отдельного документа не может являться основанием для отказа в регистрации кандидата и отмены решения о регистрации кандидата, поскольку Закон округа в части требования представления письменного согласия лица на выдвижение избирательным объединением применению на основании вышеизложенного не подлежит.

Из представленных в материалы дела доказательств не следует, что при регистрации Баннова В.Р. кандидатом в депутаты избирательной комиссией были допущены нарушения закона, поскольку Банновым В.Р. были представлены в избирательную комиссию все документы, необходимые в соответствии с законом для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата. Решение избирательной комиссии о регистрации Баннова В.Р. кандидатом в депутаты Думы (адрес обезличен) пятого созыва по двухмандатному избирательному округу (номер обезличен) является законным, основания для его отмены отсутствуют.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Нефтеюганского городского суда от 11 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Дранкова Николая Ивановича - без удовлетворения.

Председательствующий судья: Юрьев И.М.

Судьи: Старцева Е.А.

Дука Е.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200