о признании незаконным постановления избирательной комиссии



Судья Кобцев В.А. Дело № 33 - 1030 / 2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 марта 2011 года г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего Юрьева И.М.,

судей: Дука Е.А., Старцевой Е.А.,

при секретаре Мелехиной С.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Белой Н.В. о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии по двухмандатному избирательному округу (номер обезличен) по выборам депутатов (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен) «Об отказе в регистрации Белой Н.В. кандидатом в депутаты (адрес обезличен) по двухмандатному избирательному округу (номер обезличен)»,

по кассационному представлению Югорского межрайонного прокурора, кассационной жалобе окружной избирательной комиссии по двухмандатному избирательному округу (номер обезличен) по выборам депутатов (адрес обезличен) на решение Советского районного суда от 21 февраля 2011 года, которым постановлено:

«Заявление Белой Н.В. удовлетворить.

Признать незаконным постановление окружной избирательной комиссии по двухмандатному избирательному округу (номер обезличен) (адрес обезличен) (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен) «Об отказе в регистрации Белой Н.В. кандидатом в депутаты (адрес обезличен) по двухмандатному избирательному округу (номер обезличен)».

Обязать окружную избирательную комиссию по двухмандатному избирательному округу (номер обезличен) (адрес обезличен) - (адрес обезличен) зарегистрировать Белой Н.В. кандидатом в депутаты (адрес обезличен) по двухмандатному избирательному округу (номер обезличен)».

Заслушав доклад судьи Юрьева И.М., заключение прокурора Шиян Е.Р., поддержавшей кассационное представление, объяснения представителя окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу (номер обезличен) Комарова В.Б., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

Белая Н.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии по двухмандатному избирательному округу (номер обезличен) по выборам депутатов (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен) «Об отказе в регистрации Белой Н.В. кандидатом в депутаты (адрес обезличен) по двухмандатному избирательному округу (номер обезличен)». В обоснование заявления указала, что основанием для отказа в регистрации послужило отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, заверенного нотариально, а также недостаточное количество достоверных подписей избирателей. Полагает, что федеральным законодательством не предусмотрена обязанность кандидата составлять список лиц, при самостоятельном осуществлении сбора подписей избирателей, а также нотариально удостоверять сведения о самом себе, как лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей в поддержку своего выдвижения. Указала, что ею представлено 72 достоверных подписи избирателей, что достаточно для регистрации ее кандидатом в депутаты (адрес обезличен). Окружная избирательная комиссия, ссылаясь в оспариваемом постановлении на закон субъекта РФ, незаконно ограничила ее избирательные права и вынесла постановление, противоречащее федеральному законодательству. Кроме того, она не была извещена окружной избирательной комиссией о проверке подписей избирателей, и тем самым была лишена законного права присутствовать при проведении проверки, получив итоговый протокол проверки лишь 07 февраля 2011г.

В судебном заседании Белая Н.В. заявление поддержала.

Представитель окружной избирательной комиссии Комаров В.Б. указал, что заявление необоснованно и не подлежит удовлетворению, пояснив, что окружная избирательная комиссия предприняла необходимые меры по извещению Белой Н.В. о проводимой проверке подписных листов, оспариваемое постановление законно и обоснованно. Основаниями для признания подписей избирателей недействительными явились нарушения при оформлении подписных листов, а именно в них не указано место составления подписных листов, их порядковые номера, в адресе места жительства кандидата не указан район. Кроме того, в подписных листах не указаны дата рождения лица, собиравшего подписи, его место работы и должность.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В кассационном представлении Югорский межрайонный прокурор просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование кассационного представления указал, что Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 18 июня 2003 года № 35-оз «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» прямо предусматривает, что подписной лист заверяется лицом, осуществляющим сбор подписей, и кандидатом с указанием данных, предусмотренных в п. 8 ст. 3.1 Закона. Ни в одном из представленных Белой Н.В. подписных листах не имеется сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей. Таким образом, постановление окружной избирательной комиссии является законным.

В кассационной жалобе окружная избирательная комиссия по двухмандатному избирательному округу (номер обезличен) по выборам депутатов (адрес обезличен) просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование кассационной жалобы указала, что решение суда считает незаконным, необоснованным, судом неправильно применены нормы материального права. Считает, что судом необоснованно не приняты доводы представителя избирательной комиссии о том, что отсутствие номера подписного листа или какого-либо иного из перечисленных в п. 4 ст. 3.1 Закона округа №35-оз сведений, слова «самовыдвижения» является нарушением порядка оформления подписного листа и основанием для признания избирательной комиссией всех подписей в подписном листе недействительными (абз. 3, 4, 6 пп. 9 п. 9 ст. 5 Закона округа №35-оз). Нарушение установленного порядка внесения сведений об избирателях в подписной лист является основанием для признания избирательной комиссией всех подписей в подписном листе недействительными. Указание в подписном листе в сведениях о месте жительства кандидата почтового индекса, наименования улицы, номера дома и квартиры является нарушением закона и влечет признание всех подписей избирателей недействительными. Выводы суда о том, что кандидат не может иметь статус лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, и имеет право в этом случае не выполнять требования закона, предписанные для указанного лица, необоснованны.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления и кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушением норм материального права (п.п.3, 4 ч.1 ст.362 ГПК РФ).

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением окружной избирательной комиссии по двухмандатному избирательному округу (номер обезличен) по выборам депутатов (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен) Белой Н.В., выдвинутой в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты (адрес обезличен) по двухмандатному избирательному округу (номер обезличен), отказано в регистрации со ссылкой на пп. «в» и «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в связи с отсутствием среди документов, представленных для уведомления и регистрации всех необходимых документов, а также в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации, поскольку недействительными признаны все 75 подписи избирателей, представленные кандидатом.

Судебная коллегия соглашается с суждением суда первой инстанции в части отсутствия оснований для отказа в регистрации по пп. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ, о чем суд подробно и правильно мотивировал в решении суда.

Однако, удовлетворяя заявленные требования и признавая постановление избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты (адрес обезличен) по двухмандатному избирательному округу (номер обезличен) по основанию, предусмотренному пп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ, незаконным и отменяя его, суд первой инстанции исходил из того, что кандидат, как лицо, осуществляющее сбор подписей избирателей, указал в подписных листах адрес, по которому он зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета, подписные листы заполнены и заверены в соответствии с требованиями окружного и федерального законодательства.

С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может ввиду его ошибочности.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено Федеральным законом.

Нормы подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ прямо предусматривают, что достоверная подпись - эта та подпись, которая собрана в строгом соответствии с требованиями законодательства о выборах и в установленном порядке не была признана недействительной и (или) недостоверной.

Порядок организации и проведения выборов депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре определен Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 18 июня 2003 года № 35-оз «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре».

Согласно п.8 ст.3.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 18 июня 2003 года № 35-оз «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» №35-оз подписной лист заверяется лицом, осуществлявшем сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, серию, номер и дату выдачи паспорта или заменяющего паспорт документа с указанием наименования и кода выдавшего его органа, должность и место работы или род занятий, адрес места жительства, ставит подпись и дату ее внесения, и кандидатом, который собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, ставит подпись и дату ее внесения.

В соответствии с п.5 ст.2 Федерального закона №67-ФЗ адрес - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому гражданин зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что во всех подписных листах, представленных Белой Н.В., в адресе места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей, не указано наименование района, а также не указаны в соответствующей графе подписного лица в сведениях о сборщике подписей дата его рождения, должность и место работы или род занятий.

Вывод суда о том, что закон не определяет, в каком месте подписного листа должны быть указаны должность и место работы лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, основан на ошибочном толковании закона.

Согласно п.44 ст.2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительной подписью является подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа.

Под нарушением порядка оформления подписного листа по смыслу закона понимается не только нарушение установленной законом формы подписного листа, но и нарушения, связанные с оформлением данных, содержащихся в подписном листе.

В соответствии с п. 8 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» форма подписного листа устанавливается законом.

Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 18 июня 2003 года № 35-оз «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (ст.3, приложением N 3 к закону) разработана форма подписного листа, которой предусмотрено обязательное указание сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей, именно в графе «Подписной лист удостоверяю:».

Из имеющейся в материалах копии паспорта Белой Н.В. следует, что наименование района (Советский) имеется в адресе места жительства и указано нерукописным способом (л.д.27).

На основании абз. 7 пп.9 п.9 ст.5 Закона округа №35-оз недействительными являются все подписи в подписном листе в случаях, если в подписном листе отсутствуют какие-либо сведения о кандидате или о лице, осуществлявшем сбор подписей, предусмотренные пунктами 2, 4, 8 статьи 3.1 настоящего Закона.

Избирательной комиссией в соответствии с требованиями п.7 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ в ведомости проверки подписных листов в качестве основания признания подписей избирателей недействительными указаны неполные сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе.

Таким образом, допущенные при оформлении всех подписных листов нарушения в силу пп.9 п.9 ст.5 Закона округа №35-оз являются основанием для признания всех подписей в подписных листах недействительными, в связи с чем постановление об отказе в регистрации Белой Н.В. кандидатом в депутаты (адрес обезличен) по мотиву недостаточного количества достоверных и действительных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (пп.«д» п.24 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ) является законным и обоснованным.

Доводы заявителя о противоречии положений Закона округа федеральному закону не могут быть приняты, так как основания для признания подписей недействительным должны устанавливаться законом, в том числе и законом субъекта РФ.

При изложенных обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене. Поскольку все необходимые доказательства имеются в материалах дела,обстоятельства по делу установлены, судебная коллегия считает, что по делу можно принять новое решение, не передавая его на новое рассмотрение, которым в удовлетворении заявления Белой Н.В. на основании вышеизложенного отказать.

Руководствуясь статьями 360, 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда от 21 февраля 2011 года отменить.

Принять новое решение, которым в удовлетворении заявления Белой Н.В. о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии по двухмандатному избирательному округу (номер обезличен) по выборам депутатов (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен) «Об отказе в регистрации Белой Н.В. кандидатом в депутаты (адрес обезличен) по двухмандатному избирательному округу (номер обезличен)» отказать.

Председательствующий Юрьев И.М.

Судьи: Дука Е.А.

Старцева Е.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200