Судья Кобцев В.А. Дело № 33 - 1028 / 2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 марта 2011 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Юрьева И.М.,
судей: Дука Е.А., Старцевой Е.А.,
при секретаре Мелехиной С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Яковкина С.В. о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу (номер обезличен) по выборам депутатов (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен) об отказе в регистрации кандидатом в депутаты (адрес обезличен) по одномандатному избирательному округу (номер обезличен),
по кассационной жалобе Яковкина С.В. на решение Советского районного суда от 24 февраля 2011 года, которым постановлено:
«В удовлетворении заявления Яковкина С.В. о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу (номер обезличен) (адрес обезличен) - Югры от (дата обезличена) (номер обезличен) «Об отказе в регистрации Яковкина С.В. кандидатом в депутаты (адрес обезличен) по одномандатному избирательному округу (номер обезличен)», отказать».
Заслушав доклад судьи Юрьева И.М., объяснения заявителя Яковкина С.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителя окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу (номер обезличен) Комарова В.Б., возражавшего против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Шиян Е.Р., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
Яковкин С.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу (номер обезличен) по выборам депутатов (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен) об отказе в регистрации кандидатом в депутаты (адрес обезличен) по одномандатному избирательному округу (номер обезличен). В обоснование заявления указал, что постановление избирательной комиссии считает незаконным, поскольку согласно итоговому протоколу и рабочей ведомости при определении нарушений избирательного законодательства были применены нормы исключительно регионального законодательства, которые не могут противоречить федеральным законам и вводить дополнительные ограничения. Просил признать оспариваемое постановление незаконным, отменить его и обязать окружную избирательную комиссию по одномандатному избирательному округу (номер обезличен) зарегистрировать его кандидатом в депутаты (адрес обезличен).
В судебном заседании Яковкин С.В. заявление поддержал.
Представитель окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу (номер обезличен) по выборам депутатов (адрес обезличен) Комаров В.Б. с заявлением не согласен, указал, что решение об отказе в регистрации является законным, поскольку все подписи были признаны недействительными. Основаниями для признания подписей избирателей недействительными явились нарушения при оформлении подписных листов, а именно: вместо наименования населенного пункта указано наименование муниципального образования, не указаны наименования субъекта РФ и района; в сведениях о месте жительства кандидата излишне указаны наименование улицы, номера дома и квартиры; в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не указана дата выдачи паспорта. Осуществляя проверку подписных листов, территориальная избирательная комиссия (адрес обезличен) действовала в пределах возложенных на нее полномочий.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В кассационной жалобе Яковкин С.В. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование кассационной жалобы указал, что с решением суда не согласен, полагает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального и процессуального права. Признание подписи недействительной не влечет признание этой же подписи недостоверной, судом не было учтено, что все 38 представленных им подписей являются достоверными. Территориальная избирательная комиссия не вправе проверять подписные листы, так как это полномочия окружной избирательной комиссии. Кроме того суд обосновал решение исключительно нормами регионального законодательства, однако требования, установленные Законом округа, нельзя рассматривать в качестве дополнительных гарантий избирательных прав, так как они ограничивают права кандидата быть избранным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу (номер обезличен) по выборам депутатов (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен) Яковкина С.В., выдвинувшему свою кандидатуру в депутаты (адрес обезличен) четвертого созыва в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты (адрес обезличен) по одномандатному избирательному округу (номер обезличен) со ссылкой на подпункт «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
В соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено Федеральным законом.
Из материалов дела следует, что заявителем, выдвинутым в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты (адрес обезличен) по одномандатному избирательному округу (номер обезличен), для регистрации были представлены в избирательную комиссию подписные листы, содержащие 38 подписей избирателей.
В силу п.3 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными.
Порядок организации и проведения выборов депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в (адрес обезличен) - Югре определен Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 18 июня 2003 года № 35-оз «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре».
Избирательной комиссией была организована проверка всех представленных подписей. Согласно рабочей ведомости по проверке подписных листов кандидата на должность депутата (адрес обезличен) Яковкина СВ. и итоговому протоколу все подписи были признаны недействительными, поскольку каждый из восьми подписных листов, представленных заявителем, заполнен не в соответствии со ст.3.1 и приложением 3 Закона ХМАО от 18.06.2003г. №35-оз (абз.3 пп.9 п.9 ст.5 Закона), в подписных листах отсутствуют какие-либо сведения о кандидате, предусмотренные п.2 ст.3.1 Закона (абз.4 пп.9 п.9 ст.5 Закона), в подписных листах указаны сведения о кандидате, не предусмотренные п.2 ст.3.1 Закона (абз.5 пп.9 п.9 ст.5 Закона); в подписном листе не указаны сведения, предусмотренные п.4 ст.3.1 Закона (абз.6 пп.9 п.9 ст.5 Закона), в подписном листе отсутствуют какие-либо сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, предусмотренные п. 8 ст.3.1 Закона (абз.7 пп.9 п.9 ст.5 Закона).
Согласно п.44 ст.2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительной подписью является подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа.
Под нарушением порядка оформления подписного листа по смыслу закона понимается не только нарушение установленной законом формы подписного листа, но и нарушения, связанные с оформлением данных, содержащихся в подписном листе.
Согласно п.8 ст.3.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 18 июня 2003 года № 35-оз «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» подписной лист заверяется лицом, осуществлявшем сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, серию, номер и дату выдачи паспорта или заменяющего паспорт документа с указанием наименования и кода выдавшего его органа, должность и место работы или род занятий, адрес места жительства, ставит подпись и дату ее внесения, и кандидатом, который собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, ставит подпись и дату ее внесения. В соответствии с п.4 ст.3.1 Закона округа № 35-оз определено, что при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата в каждом подписном листе указываются наименование представительного органа муниципального образования, наименование и (или) номер избирательного округа, по которому выдвигается кандидат, дата выборов и наименование населенного пункта (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта), где проводился сбор подписей.
Из материалов дела усматривается, что во всех подписных листах лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, не указало дату выдачи паспорта, во всех подписных листах указано неполное наименование населенного пункта, где проводился сбор подписей (не указано наименование субъекта Российской Федерации, района) (л.д.20-27).
Судом первой инстанции обоснованно довод заявителя о том, что само по себе не указание даты выдачи паспорта лица, осуществляющего сбор подписей, не свидетельствует о недействительности подписей, признан ошибочным, основанным не неправильном толковании норм избирательного законодательства.
На основании абз. 3, 7 пп.9 п.9 ст.5 Закона округа №35-оз недействительными являются все подписи в подписном листе в случаях, если подписной лист оформлен или заполнен не в соответствии со статьей 3.1 или приложением 3 к настоящему Закону, либо если при его изготовлении или заполнении была нарушена форма, утвержденная приложением 3 к настоящему Закону, либо если в нем отсутствуют какие-либо сведения, предусмотренные статьей 3.1 настоящего Закона или приложением 3 к настоящему Закону; если в подписном листе отсутствуют какие-либо сведения о кандидате или о лице, осуществлявшем сбор подписей, предусмотренные пунктами 2, 4, 8 статьи 3.1 настоящего Закона.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что допущенные при оформлении подписных листов нарушения в силу п. 9 ст.5 Закона округа №35-оз являются основанием для признания подписей в подписных листах недействительными, в связи с чем правомерно признал отказ Яковкина С.В. в регистрации кандидатом в депутаты (адрес обезличен) по мотиву недостаточного количества достоверных и действительных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (пп.«д» п.24 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ) обоснованным, решение избирательной комиссии законным.
Избирательной комиссией в соответствии с требованиями п.7 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ в ведомости проверки подписных листов указаны основания признания подписей избирателей недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе. В материалах дела имеются доказательства возложения полномочий окружной избирательной комиссии на территориальную, что допускается законом (ст.25 Федерального закона №67-ФЗ, ст.2 Закона ХМАО от 18.06.2003 N 36-оз «О системе избирательных комиссий в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»).
Вывод суда о законности отказа в регистрации кандидата на основании подп.«д» п.24 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основан на анализе действующего законодательства, мотивирован, соответствует материалам дела и требованиям закона и оснований считать его неправильным у судебной коллегии не имеется.
Доводы жалобы об отсутствии оснований для отказа в регистрации кандидатом в депутаты по подп.«д» п.24 ст.38 Федерального закона №67 в связи с наличием 38 достоверных подписей, основаны на ошибочном толковании норм материального права. Нормы подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ прямо предусматривают, что достоверная подпись - эта та подпись, которая собрана в строгом соответствии с требованиями законодательства о выборах и в установленном порядке не была признана недействительной и (или) недостоверной.
Содержащиеся в кассационной жалобе доводы заявителя о противоречии положений Закона округа федеральному закону не могут быть приняты, так как основания для признания подписей недействительным должны устанавливаться законом, в том числе и законом субъекта РФ.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как по существу основываются на обстоятельствах, являвшихся предметом судебного исследования, с последующей правильной правовой оценкой.
На основании изложенного с учетом установленных обстоятельств и требований законодательства решение суда является законным и обоснованным. Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе тех, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, судом не допущено. Изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы суда, оснований для отмены решения суда не имеется
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда от 24 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Яковкина С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Юрьев И.М.
Судьи: Дука Е.А.
Старцева Е.А.