Судья Попов Ю.Б. Дело № 33 - 1027 / 2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 марта 2011 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего Юрьева И.М.,
судей: Дука Е.А., Старцевой Е.А.,
при секретаре Мелехиной С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Крюковой А.Ф. о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу (номер обезличен) по выборам депутатов (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен) об отказе в регистрации кандидатом в депутаты (адрес обезличен) по одномандатному избирательному округу (номер обезличен),
по кассационной жалобе Крюковой А.Ф. на решение Советского районного суда от 22 февраля 2011 года, которым постановлено:
«Заявление Крюковой А.Ф. о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии (номер обезличен) от (дата обезличена) «Об отказе в регистрации Крюковой А.Ф. в качестве кандидата в депутаты (адрес обезличен) по одномандатному избирательному округу (номер обезличен) оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Юрьева И.М., объяснения представителя заявителя Ломакина А.Н., поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителя окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу (номер обезличен) Комарова В.Б., возражавшего против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Шиян Е.Р., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
Крюкова А.Ф. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу (номер обезличен) по выборам депутатов (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен) об отказе в регистрации кандидатом в депутаты (адрес обезличен) по одномандатному избирательному округу (номер обезличен). В обоснование заявления указала, что постановлением избирательной комиссии ей отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты в связи с признанием недействительными 38 подписей избирателей из 38 подписей, представленных для регистрации. Считает постановление окружной избирательной комиссии незаконным, поскольку нормы регионального законодательства не могут противоречить федеральным законам и вводить дополнительные ограничения. Считает, что нарушение порядка проверки документов, допущенные избирательной комиссией, является основанием для отмены обжалуемого постановления. Просила признать оспариваемое постановление незаконным, отменить его и обязать окружную избирательную комиссию по одномандатному избирательному округу (номер обезличен) зарегистрировать заявителя кандидатом в депутаты (адрес обезличен).
В судебном заседании заявитель Крюкова А.Ф. и ее представитель Ломакин А.Н. заявление поддержали.
Представитель окружной избирательной комиссии по одномандатному округу (номер обезличен) по выборам депутатов (адрес обезличен) Комаров В.Б. с заявлением не согласился, пояснил, что в подписных листах в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, отсутствует дата рождения указанного лица, а также в адресе места жительства отсутствует указание на район проживания, что является нарушением п. 8 ст. 3.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 18 июня 2003 года № 35-оз «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», и является основанием для признания недействительными всех подписей избирателей, внесенных в подписной лист.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В кассационной жалобе Крюкова А.Ф. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование кассационной жалобы указала, что с решением суда не согласна, полагает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального права. Постановление об отказе в регистрации необоснованно, так как в нем не содержатся конкретные данные об основаниях (причинах) признания подписей недостоверными. Нарушение порядка проверки документов, их оформления, допущенные избирательной комиссией, является основанием для отмены постановления об отказе в регистрации кандидатом. Не согласна с выводом суда о том, что отсутствие в подписных листах даты рождения лица, осуществляющего сбор подписей, является нарушением п. 8 ст. 3.1 Закона округа №35-оз.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу (номер обезличен) по выборам депутатов (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен) Крюковой А.Ф., выдвинутой в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты (адрес обезличен) четвертого созыва по одномандатному избирательному округу (номер обезличен), отказано в регистрации со ссылкой на пп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в связи с тем, что недействительными признаны все 38 подписи избирателей, представленные кандидатом.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено Федеральным законом.
Порядок организации и проведения выборов депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре определен Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 18 июня 2003 года № 35-оз «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре».
Из материалов дела следует, что избирательной комиссией была организована проверка всех представленных подписей. Согласно ведомости и итоговому протоколу по проверке подписных листов кандидата все представленные 38 подписи были признаны недействительными в связи с оформлением и заполнением подписного листа не в соответствии с требованиями закона, указанием в неполном объеме всех предусмотренных законом сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей (абз. 3, 7 пп.9 п.9 ст.5 Закона округа №35-оз).
Доводы заявителя о нарушении процедуры проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей не нашли своего подтверждения в суде первой инстанции.
Как усматривается из материалов дела, избирательной комиссией в соответствии с требованиями п.7 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ в ведомости проверки подписных листов указаны основания признания подписей избирателей недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе.
Доводы кассационной жалобы о несоответствии законодательству правовых оснований, по которым избирательная комиссия признала все подписи недействительными, основаны на неверном толковании норм избирательного права.
Согласно п.8 ст.3.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 18 июня 2003 года № 35-оз «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» подписной лист заверяется лицом, осуществлявшем сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, серию, номер и дату выдачи паспорта или заменяющего паспорт документа с указанием наименования и кода выдавшего его органа, должность и место работы или род занятий, адрес места жительства, ставит подпись и дату ее внесения, и кандидатом, который собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, ставит подпись и дату ее внесения.
В соответствии с п.5 ст.2 Федерального закона №67-ФЗ адрес - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому гражданин зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что в подписных листах №№1-10, представленных Крюковой А.Ф., не указаны дата рождения лица, осуществлявшего сбор подписей, а в адресе его места жительства не указано наименование района.
В силу п.3 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными.
На основании абз. 7 пп.9 п.9 ст.5 Закона округа №35-оз недействительными являются все подписи в подписном листе в случаях, если в подписном листе отсутствуют какие-либо сведения о кандидате или о лице, осуществлявшем сбор подписей, предусмотренные пунктами 2, 4, 8 статьи 3.1 настоящего Закона.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что допущенные при оформлении подписных листов нарушения в силу пп.9 п.9 ст.5 Закона округа №35-оз являются основанием для признания всех подписей в подписных листах недействительными, в связи с чем правомерно признал отказ Крюковой А.Ф. в регистрации кандидатом в депутаты (адрес обезличен) по мотиву недостаточного количества достоверных и действительных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (пп.«д» п.24 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ) обоснованным, решение избирательной комиссии законным.
Доводы кассационной жалобы о возможности не указания даты рождения в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, в случае, когда таким лицом выступает сам кандидат, основаны на ошибочном толковании норм материального права. Как правильно указал суд первой инстанции, закон не освобождает в данном случае лицо, осуществлявшее сбор подписей, от обязанности по внесению всех установленных законом сведений в соответствующую графу подписного листа установленной Законом округа формы.
Вывод суда о законности отказа в регистрации кандидата на основании подп.«д» п.24 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основан на анализе действующего законодательства, мотивирован, соответствует материалам дела и требованиям закона и оснований считать его неправильным у судебной коллегии не имеется.
Содержащиеся в кассационной жалобе доводы заявителя о противоречии положений Закона округа федеральному закону не могут быть приняты, так как основания для признания подписей недействительным должны устанавливаться законом, в том числе и законом субъекта РФ.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как по существу основываются на обстоятельствах, являвшихся предметом судебного исследования, с последующей правильной правовой оценкой.
На основании изложенного с учетом установленных обстоятельств и требований законодательства решение суда является законным и обоснованным. Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе тех, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, судом не допущено. Изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы суда, оснований для отмены решения суда не имеется
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда от 22 февраля 2011 года оставить без рассмотрения, кассационную жалобу Крюковой А.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий Юрьев И.М.
Судьи: Дука Е.А.
Старцева Е.А.