Судья Куприянова Е.В. дело № 33-1146 / 2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 марта 2011 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Юрьева И.М.,
судей: Дука Е.А., Старцевой Е.А.,
при секретаре Мелехиной С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ш.О.В. об отмене постановления окружной избирательной комиссии по многомандатному избирательному округу (номер обезличен) по выборам депутатов Думы (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен) «О регистрации К.Н.А. кандидатом в депутаты городской Думы пятого созыва муниципального образования (адрес обезличен)»,
по кассационному представлению прокурора (адрес обезличен), кассационной жалобе К.Н.А. на решение Пыть-Яхского городского суда от 25 февраля 2011 года, которым постановлено:
«Заявление Ш.О.В. удовлетворить.
Признать незаконным Постановление (номер обезличен) окружной избирательной комиссии по многомандатному избирательному округу (номер обезличен) по выборам депутатов Думы (адрес обезличен) о регистрации К.Н.А. кандидатом в депутаты Думы (адрес обезличен) пятого созыва от (дата обезличена).
Отменить Постановление (номер обезличен) окружной избирательной комиссии по многомандатному избирательному округу (номер обезличен) по выборам депутатов Думы (адрес обезличен) о регистрации К.Н.А. кандидатом в депутаты городской Думы пятого созыва от (дата обезличена)».
Заслушав доклад судьи Юрьева И.М., заключение прокурора Ромащева А.А., поддержавшего доводы кассационного представления, объяснения заинтересованного лица К.Н.А., ее представителя М., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителя заявителя Т., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
Ш.О.В. , являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты городской Думы пятого созыва муниципального образования (адрес обезличен) по многомандатному избирательному округу (номер обезличен), обратился в суд с заявлением об отмене постановления окружной избирательной комиссии по многомандатному избирательному округу (номер обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен) «О регистрации К.Н.А. кандидатом в депутаты городской Думы пятого созыва муниципального образования (адрес обезличен)». В обоснование заявления указал, что оспариваемое постановление принято в нарушение пп. «в» п.24 ст. 38 Федерального закона от (дата обезличена) № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 67-ФЗ), п.2 ст. 6 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 июня 2003 года № 35-оз «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (далее по тексту - Закон округа № 35-оз).Колещатова Н.А. (дата обезличена) уведомила окружную избирательную комиссию о своём желании баллотироваться кандидатом в депутаты Думы (адрес обезличен)-Ях пятого созыва, указав в заявлении о принадлежности к политической партии «<данные изъяты>». Однако к заявлению не приложила документ, подтверждающий её принадлежность к названной партии и подтверждающий её членство в этой партии.Полагает, что оспариваемое постановление нарушает его избирательные права.
В судебное заседание заявитель Ш.О.В. не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заявителя Т. заявленные требования поддержала.
Представитель избирательной комиссии многомандатного избирательного округа (номер обезличен) по выборам депутатов Думы (адрес обезличен) пятого созыва О. пояснила, что при подаче заявления К.Н.А. о ее согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы в избирательную комиссию наряду с другими документами справка о ее принадлежности к политической партии не предоставлялась. Зная, что справка находится в территориальной избирательной комиссии, запросила ее и 04 февраля 2011 г. справка поступила в окружную избирательную комиссию из территориальной комиссии, после чего кандидат К.Н.А. была зарегистрирована кандидатом в депутаты.
Заинтересованное лицо К.Н.А. с заявлением не согласна, указала, что 29 января 2011 г. лично передала в окружную избирательную комиссию все необходимые документы, о чем совместно с членом комиссии была составлена справка о принятых документах. В справке (подтверждении) значится, что она представила в комиссию справку о принадлежности к партии и статусе в ней на одном листе, что соответствует действительности. Тот факт, что справки не стало при проверке после 31 января 2011 г. указывает на умышленные действия заинтересованных лиц по изъятию справки из ее дела.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В кассационном представлении прокурор (адрес обезличен) просит решение суда отменить, принять новое решение. В обоснование кассационного представления указал, что с решением суда не согласен, судом не учтены все обстоятельства дела. Полагает, что воспользовавшись правом внесения уточнений и дополнений в документы, содержащие сведения о кандидате, предоставленным п. 1.1 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ, К.Н.А. в установленный срок представила в избирательную комиссии надлежащим образом оформленную справку, подтверждающую ее принадлежность к политической партии, в связи с чем она на законных основаниях была зарегистрирована кандидатом в депутаты.
В кассационной жалобе К.Н.А. просит решение суда отменить. В обоснование кассационной жалобы указала, что решение суда считает незаконным и необоснованным. Суд неправильно применил п.1.1 ст. 38 и п. 2 ст. 33 Федерального закона №67-ФЗ, поскольку справка о членстве в партии не является обязательным для предоставления документом. Отсутствие названной справки, по её мнению, лишь препятствует кандидату указать на партийную принадлежность. Судом необоснованно положены в обоснования решения показания свидетеля С., не учитывая, что справка о членстве в партии - это односторонний документ на одном листе, а решение конференции - это прошитый документ из девяти листов, о приеме справки о членстве в партии на 1 листе имеется отметка в справке (подтверждении) о приеме документов.
В возражениях на кассационную жалобу и кассационное представление Ш.О.В. просит решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное, кассационное представление и кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушением норм материального права (п. 1, 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ).
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением окружной избирательной комиссии по многомандатному избирательному округу (номер обезличен) по выборам депутатов Думы (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен) К.Н.А., выдвинутая <данные изъяты> городским местным отделением политической партии «<данные изъяты>», зарегистрирована кандидатом в депутаты городской Думы пятого созыва муниципального образования (адрес обезличен) по многомандатному избирательному округу (номер обезличен).
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Постановлением окружной избирательной комиссии по многомандатному избирательному округу (номер обезличен) по выборам депутатов Думы (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен) Ш.О.В. , выдвинутый <данные изъяты> городским местным отделением Всероссийской политической партии «<данные изъяты>», зарегистрирован кандидатом в депутаты городской Думы пятого созыва муниципального образования (адрес обезличен) по многомандатному избирательному округу (номер обезличен).
В соответствии с подпунктом «в» пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Признавая постановление кружной избирательной комиссии по многомандатному избирательному округу (номер обезличен) по выборам депутатов Думы (адрес обезличен) о регистрации К.Н.А. незаконным и отменяя его, суд первой инстанции исходил из того, что среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата К.Н.А., отсутствовал документ о принадлежности ее к политической партии и статусе в этой партии, предусмотренный пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», что в силу подп. «в» п. 24 ст. 38 названного закона является самостоятельным основанием для отказа в регистрации кандидата.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может в связи с тем, что он не основан на законе.
О выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке (п.1 ст.33 Федерального закона N 67-ФЗ).
Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности (п.2 ст.33 Федерального закона № 67-ФЗ).
В своем заявлении в окружную избирательную комиссию о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы (адрес обезличен) К.Н.А. указала, что является членом политической партии «<данные изъяты>».
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от (дата обезличена) № 67-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии и свой статус в этой политической партии при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии либо уполномоченным на то уставом политической партии, постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии.
Исходя из смысла вышеуказанной нормы права, закон не обязывает кандидата в депутаты указывать в заявлении свою принадлежность к политической партии, сообщение этих сведений является правом, но не обязанностью кандидата, и, следовательно, не обязывает представлять документы, подтверждающие эти сведения.
Таким образом, непредставление кандидатом документов, подтверждающих партийную принадлежность, лишает заявителя права указывать сведения об этом в заявлении о согласии баллотироваться, но не влечет иной юридической ответственности, в виде отказа в регистрации.
При таких обстоятельствах, учитывая то, что сообщение сведений о принадлежности к политической партии является правом, но не обязанностью кандидата, оснований для отказа в регистрации кандидата, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не имеется, поскольку основанием отказа в регистрации кандидата может являться отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, каких-либо документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 названного закона, иным законом, представление которых является обязательным.
При изложенных обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене. Поскольку все необходимые доказательства имеются в материалах дела,обстоятельства по делу установлены, судебная коллегия считает, что по делу можно принять новое решение, не передавая его на новое рассмотрение, которым в удовлетворении заявления Ш.О.В. на основании вышеизложенного отказать.
Руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Пыть-Яхского городского суда от 25 февраля 2011 года отменить.
Принять новое решение, которым в удовлетворении заявления Ш.О.В. о признании незаконным и отмене постановления окружной избирательной комиссии по многомандатному избирательному округу (номер обезличен) по выборам депутатов Думы (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен) «О регистрации К.Н.А. кандидатом в депутаты городской Думы пятого созыва муниципального образования (адрес обезличен)» отказать.
Председательствующий Юрьев И.М.
Судьи: Дука Е.А.
Старцева Е.А.