о признании постановления избирательной комиссии незаконным



Судья Мельников И.В. Дело № 33 - 996 / 2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 марта 2011 года г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего Юрьева И.М.,

судей: Дука Е.А., Ковалева А.А.,

при секретаре Мелехиной С.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С.О.А. о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу (номер обезличен) по выборам депутатов (адрес обезличен) пятого созыва от (дата обезличена) (номер обезличен) «О регистрации кандидатом в депутаты (адрес обезличен) по одномандатному избирательному округу (номер обезличен) Ш.Е.Г.»,

по кассационной жалобе Ш.Е.Г. на решение Нефтеюганского районного суда от 19 февраля 2011 года, которым постановлено:

«Постановление окружной избирательной комиссии по (адрес обезличен) по одномандатному избирательному округу (номер обезличен) от (дата обезличена) за (номер обезличен) о регистрации кандидатом в депутаты (адрес обезличен) по одномандатному избирательному округу (номер обезличен) Ш.Е.Г. признать незаконным и отменить вышеназванное постановление».

Заслушав доклад судьи Юрьева И.М., объяснения заинтересованного лица Ш.Е.Г., его представителя П., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителей окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу (номер обезличен) Б., К., заключение прокурора Бикмухаметовой Г.Р., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

установила:

С.О.А., являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты (адрес обезличен) по одномандатному избирательному округу (номер обезличен), обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу (номер обезличен) по выборам депутатов (адрес обезличен) пятого созыва от (дата обезличена) (номер обезличен) «О регистрации кандидатом в депутаты (адрес обезличен) по одномандатному избирательному округу (номер обезличен) Ш.Е.Г.». В обоснование заявления указала, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата Шамшурина Е.Г. не основано на законе и подлежит отмене. В подписных листах, <данные изъяты> по результатам проверки подлежали признанию недействительными: 38 подписей избирателей, поскольку в заголовках всех подписных листов, в нарушение п.4 ст.3.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 18 июня 2003 года № 35-оз «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», отсутствует указание на наименование субъекта РФ, района, где проводился сбор подписей, а также в подписных листах в нарушение п. 8 ст. 3.1 Закона округа № 35-оз отсутствует указание на наименование района, где проживает сборщик подписей. Недействительными так же являются в силу абз.12 пп.9 п.9 ст.5 Закона округа № 35-оз все подписи избирателей в 3-ем, 4-ом подписных листах, поскольку имеются исправления в датах указанных кандидатом, как сборщиком подписей, при заверении подписных листов; подпись избирателя под №2 в 5-ом подписном листе, подписи избирателей под № 1, под номером (номер обезличен) в 4 и 7 подписных листах соответственно, поскольку имеют место исправления в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях (в паспортных данных, именах избирателей), и эти исправления специально не оговорены, а так же подпись избирателя под № 4 в 8-ом подписном листе, поскольку в дате внесения подписи избирателя имеются специально не оговоренные исправления. Считает, что избирательная комиссия обязана была обнаружить указанные нарушения в подписных листах представленных кандидатом Ш.Е.Г. и принять решение об отказе ему в регистрации на основании пп. «д» п. 24 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», за недостаточностью необходимого количества действительных (достоверных) подписей.

В судебное заседание заявитель С.О.А. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель заявителя Я. заявление поддержал.

Представители окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу (номер обезличен) по выборам депутатов (адрес обезличен) пятого созыва Б., К. с заявлением не согласились, признав, что нарушения при регистрации Ш.Е.Г. в качестве кандидата имели место, однако являются несущественными, решение о регистрации является законным.

Заинтересованное лицо Ш.Е.Г., его представитель П. с заявлением не согласились, указав, что решение о регистрации является законным, избирательной комиссией была проведена проверка подписных листов, нарушений не было выявлено.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В кассационной жалобе Ш.Е.Г. просит решение суда отменить. В обоснование кассационной жалобы указал, что отсутствие в заголовке подписных листов указания наименования субъекта РФ и района, а также отсутствие в подписных листах в адресе места жительства лица, осуществляющего сбор подписей, наименования «<данные изъяты>» не являются существенными основаниями и не могут служить причиной отмены постановления избирательной комиссии о его регистрации кандидатом в депутаты (адрес обезличен), поскольку не повлияли на однозначное понимание адреса места жительства.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен) назначены выборы депутатов (адрес обезличен) пятого созыва на (дата обезличена).

Постановлением окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу (номер обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен) Ш.Е.Г., выдвинутый региональным отделением политической партии «<данные изъяты>», зарегистрирован кандидатом в депутаты (адрес обезличен) по одномандатному избирательному округу (номер обезличен).

В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Постановлением окружной избирательной комиссии от (дата обезличена) (номер обезличен) С.О.А. зарегистрирована кандидатом в депутаты (адрес обезличен) по одномандатному избирательному округу (номер обезличен) в порядке самовыдвижения.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от (дата обезличена) N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено Федеральным законом.

Судом первой инстанции установлено, что для регистрации Ш.Е.Г. было представлено в избирательную комиссию 8 подписных листов, содержащих 38 подписей избирателей.

Согласно п.44 ст.2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительной подписью является подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа.

Под нарушением порядка оформления подписного листа по смыслу закона понимается не только нарушение установленной законом формы подписного листа, но и нарушения, связанные с оформлением данных, содержащихся в подписном листе.

Порядок организации и проведения выборов депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре определен Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 18 июня 2003 года № 35-оз «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре».

В соответствии с п.4 ст.3.1 Закона округа № 35-оз определено, что при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата в каждом подписном листе указываются наименование представительного органа муниципального образования, наименование и (или) номер избирательного округа, по которому выдвигается кандидат, дата выборов и наименование населенного пункта (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта), где проводился сбор подписей.

Судом первой инстанции установлено, что во всех представленных кандидатом в депутаты Ш.Е.Г. 8 подписных листах в наименовании населенного пункта <данные изъяты>, где проводился сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата, не указаны наименование субъекта Российской Федерации и района (л.д.56-63).

Согласно п.8 ст.3.1 (адрес обезличен) (номер обезличен)-оз подписной лист заверяется лицом, осуществлявшем сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, серию, номер и дату выдачи паспорта или заменяющего паспорт документа с указанием наименования и кода выдавшего его органа, должность и место работы или род занятий, адрес места жительства, ставит подпись и дату ее внесения, и кандидатом, который собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, ставит подпись и дату ее внесения.

В соответствии с п.5 ст.2 Федерального закона №67-ФЗ адрес - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому гражданин зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, во всех подписных листах в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, в адресе места жительства не указано наименование района, а указано, что адресом места жительства является ХМАО-Югра, <данные изъяты>. Следовательно, является правильным вывод суда о том, что указание неполного адреса места жительства, в данном случае, наименование района, лицом, осуществляющим сбор подписей, является основанием для признания подписей избирателей, содержащихся в таких подписных листах, недействительными.

В силу п.3 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ законом должны предусматриваться основания для признания подписей недействительными.

На основании абз. 3, 7 пп.9 п.9 ст.5 Закона округа №35-оз недействительными являются все подписи в подписном листе в случаях, если подписной лист оформлен или заполнен не в соответствии со статьей 3.1 или приложением 3 к настоящему Закону, либо если при его изготовлении или заполнении была нарушена форма, утвержденная приложением 3 к настоящему Закону, либо если в нем отсутствуют какие-либо сведения, предусмотренные статьей 3.1 настоящего Закона или приложением 3 к настоящему Закону; в подписном листе отсутствуют какие-либо сведения о кандидате или о лице, осуществлявшем сбор подписей, предусмотренные пунктами 2, 4, 8 статьи 3.1 настоящего Закона.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что допущенные при оформлении подписных листов нарушения в силу п. 9 ст.5 Закона округа №35-оз являются основанием для признания всех подписей в подписных листах недействительными, в связи с чем правомерно признал постановление окружной избирательной комиссии от (дата обезличена) (номер обезличен) о регистрации кандидатом в депутаты (адрес обезличен) по одномандатному избирательному округу Ш.Е.Г. незаконным и отменил его.

Вывод суда о незаконности регистрации кандидата в соответствии с подп. «д» п.24 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основан на анализе действующего законодательства, мотивирован, соответствует материалам дела и требованиям закона и оснований считать его неправильным у судебной коллегии не имеется.

Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как по существу основываются на обстоятельствах, являвшихся предметом судебного исследования, с последующей правильной правовой оценкой.

Действующее избирательное законодательство не содержит норм, обязывающих суд выяснять, не препятствуют ли однозначному восприятию указанные сведения, исключается ли иное толкование данных об адресе места жительства или наименовании населенного пункта. Выяснение степени восприятия и толкования таких сведений нарушило бы принцип равенства прав всех кандидатов перед законом. Действующее законодательство о выборах также не содержит положений, позволяющих дифференцировать нарушения требований закона при сборе подписей избирателей на более или менее значимые, в зависимости от чего и определять последствия этих нарушений.

На основании изложенного с учетом установленных обстоятельств и требований законодательства решение суда является законным и обоснованным. Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе тех, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, судом не допущено. Изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы суда, оснований для отмены решения суда не имеется

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Нефтеюганского районного суда от 19 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ш.Е.Г. - без удовлетворения.

Председательствующий Юрьев И.М.

Судьи: Дука Е.А.

Ковалев А.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200