об отмене регистрации кандидата в депутаты



Судья Лобанков Р.В. Дело № 33 - 1172 / 2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 марта 2011 года г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего Юрьева И.М.,

судей: Дука Е.А., Старцевой Е.А.,

при секретаре Бурковой О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Д.М.И. об отмене регистрации кандидата в депутаты Думы (адрес обезличен) по одномандатному избирательному округу (номер обезличен) Б.В.А.,

по кассационному представлению Нефтеюганского межрайонного прокурора, кассационной жалобе Б.В.А. на решение Нефтеюганского городского суда от 04 марта 2011 года, которым постановлено:

«Заявление Д.М.И. удовлетворить.

Регистрацию кандидата в депутаты Думы (адрес обезличен) пятого созыва по одномандатному избирательному округу (номер обезличен) Б.В.А. отменить».

Заслушав доклад судьи Юрьева И.М., заключение прокурора Бикмухаметовой Г.Р., поддержавшей доводы кассационного представления, объяснения представителей Б.В.А. Я. и К., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителя заявителя Б., возражавшего против доводов кассационного представления и кассационной жалобы, объяснения представителя окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа (номер обезличен) по выборам депутатов Думы (адрес обезличен) пятого созыва К., полагавшего решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия

установила:

Д.М.И., являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты (адрес обезличен) пятого созыва по одномандатному избирательному округу (номер обезличен), обратилась в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Думы (адрес обезличен) по одномандатному избирательному округу (номер обезличен) Б.В.А. В обоснование заявления указала, что регистрация кандидата Б.В.А. подлежит отмене, поскольку Бурчевский В.А. не представил в избирательную комиссию необходимый для регистрации документ - решение политической партии о его выдвижении кандидатом в депутаты. Избирательное объединение Местное отделение Всероссийской политической партии «Е.» в нарушение требований пп. «г» п.1 ст.27 Федерального закона «О политических партиях» не уведомило окружную избирательную комиссию о выдвижении кандидатов в депутаты и не представила заверенное решение о выдвижении. Таким образом, по мнению заявителя, не соблюдены предусмотренные законом требования к выдвижению кандидатов, что в силу подпункта «б» пункта 24 статьи 38 и подпункта «а» пункта 7 статьи 76 Федерального закона от (дата обезличена) N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является основанием к отмене регистрации кандидата судом.

В судебное заседание Д.М.И. не явилась.

Представитель заявителя Б. требования поддержал.

Представитель окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа (номер обезличен) по выборам депутатов Думы (адрес обезличен) пятого созыва К. требования не признал, ссылаясь на соблюдение порядка выдвижения и регистрации кандидата в депутаты Б.В.А.

Представитель Б.В.А. Я. возражал против удовлетворения заявленных требований по мотиву предоставления всех требуемых документов для регистрации кандидата, отсутствия нарушений при выдвижении кандидата.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационном представлении Нефтеюганский межрайонный прокурор просит решение суда отменить. В обоснование кассационного представления указал, что с решением суда не согласен. Постановлением территориальной избирательной комиссии (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен), которая в соответствии с п.п. 3, 4 ст. 1 Закона ХМАО от 18 июня 2003 г. №35-оз «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» является избирательной комиссией, организующей подготовку и проведение выборов депутатов представительного органа муниципального образования, сформированы окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Думы (адрес обезличен) пятого созыва. Секретарь политического совета местного отделения Всероссийской политической партии «Е.» уведомил территориальную избирательную комиссии (адрес обезличен) о предстоящем заседании местного отделения партии «Е.» по вопросу выдвижения кандидатов в депутаты Думы (адрес обезличен). Заверенная выписка персонально по кандидату Б.В.А. территориальной избирательной комиссией передана своевременно в окружную избирательную комиссию. В связи с чем процедура выдвижения и регистрации кандидата Б.В.А. произведена в соответствии с законодательством РФ.

В кассационной жалобе Б.В.А. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование кассационной жалобы указал, что решение суда считает незаконным и необоснованным в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Указал, что (дата обезличена) уполномоченный представитель избирательного объединения сдала все необходимые документы в территориальную избирательную комиссию для заверения списка кандидатов, что удостоверено справкой-подтверждением. Заверенная выписка из списка кандидатов в установленный законом срок была передана территориальной избирательной комиссией в окружную избирательную комиссию (номер обезличен), после чего он сам в установленном законом порядке уведомил окружную избирательную комиссию (номер обезличен). Полагает, что в силу Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 июня 2003 года № 35-оз «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» избирательные объединения в лице своих уполномоченных представителей обязаны представлять строго определенные документы в связи с выдвижением своих кандидатов на выборах только в избирательные комиссии муниципальных образований. Заблаговременное извещение (дата обезличена) секретарем местного политического совета местного отделения партии «Е.» территориальной избирательной комиссии (адрес обезличен) о предстоящем заседании местного политического совета местного отделения партии по вопросу выдвижения кандидатов в депутаты следует признать надлежащим письменным извещением избирательным объединением избирательной комиссии соответствующего уровня. Порядок и процедура выдвижения и регистрации Б.В.А. находятся в полном соответствии с законом. Отсутствие в окружной избирательной комиссии среди документов, необходимых для регистрации, решения партии о выдвижении кандидата не является в силу подпункта «а» пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием для отмены регистрации.

В возражениях на кассационную жалобу Д. просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушением норм материального права (п.п.1, 4 ч.1 ст.362 ГПК РФ).

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Думы (адрес обезличен) от (дата обезличена) назначены выборы депутатов Думы (адрес обезличен) пятого созыва на (дата обезличена).

Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа (номер обезличен) по выборам депутатов Думы (адрес обезличен) пятого созыва от (дата обезличена) (номер обезличен) Б.В.А. выдвинутый избирательным объединением Местное отделение Всероссийской политической партии «Е.», зарегистрирован кандидатом в депутаты Думы (адрес обезличен) по одномандатному избирательному округу (номер обезличен).

В силу подпункта «а» пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу по вновь открывшимся обстоятельствам, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.

Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа (номер обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен) Д.М.И., выдвинутая региональным отделением политической партии «С.», зарегистрирована кандидатом в депутаты Думы (адрес обезличен) по одномандатному избирательному округу (номер обезличен).

Разрешая дело и отменяя регистрацию кандидата Б.В.В. , суд первой инстанции исходил из того, что кандидатом для регистрации не было представлено решение избирательного объединения о выдвижении его кандидатом, при выдвижении кандидата Б.В.А. были нарушены нормы избирательного права, регламентирующие выдвижение кандидатов в депутаты.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может в связи с тем, что они не соответствуют обстоятельствам дела и не основаны на законе.

Судом не было учтено, что отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата не может являться основанием для отмены регистрации кандидата в порядке подпункта «а» пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ по вновь открывшимся обстоятельствам, поскольку данное основание для отказа в регистрации (подпункт «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ) не входит в указанный перечень оснований, по которым регистрация кандидата может быть отменена судом.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам). В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией.

Согласно пункту 14.5 статьи 35 указанного Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии указанные в настоящем пункте документы, в том числе, решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу

В соответствии с пунктом 14.1 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в организующую выборы избирательную комиссию указанные в пункте 14.1 документы, в том числе, решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком.

Организующая выборы избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов, указанных в пункте 14.1 настоящей статьи, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован. Основаниями для отказа в заверении списка являются отсутствие документов, предусмотренных подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 14.1 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", настоящим Федеральным законом. Отсутствие заверенной уполномоченным представителем избирательного объединения копии паспорта кандидата или документа, заменяющего паспорт гражданина, предусмотренной подпунктом "б" пункта 14.1 настоящей статьи, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией соответствующего кандидата из списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам до его заверения (п. 14.2 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).

Согласно пункту 14.3 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение организующей выборы избирательной комиссии о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам с копией заверенного списка либо об отказе в его заверении выдается уполномоченному представителю избирательного объединения в течение одних суток с момента принятия соответствующего решения. В этот же срок решение о заверении списка с копиями заверенного списка (заверенными выписками из списка) направляются организующей выборы избирательной комиссией в соответствующие окружные избирательные комиссии. Кандидаты, включенные в заверенный список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии документы, указанные в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона.

Таким образом, законом установлен различный перечень необходимых документов, представляемых кандидатами в окружную избирательную комиссию для выдвижения и регистрации, а также различный порядок представления документов о выдвижении кандидата избирательным объединением в зависимости от того, предусмотрено ли законом субъекта РФ выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией.

Порядок организации и проведения выборов депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре определен Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 18 июня 2003 года № 35-оз «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре». Указанным Законом округа (статья 3) предусмотрена возможность выдвижения избирательным объединением списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам и его заверение избирательной комиссией муниципального образования, являющейся в силу п.4 ст.1 Закона округа №35-оз избирательной комиссией, организующей подготовку и проведение выборов депутатов представительного органа муниципального образования.

Как усматривается из материалов дела, Б.В.А. был выдвинут кандидатом по одномандатному избирательному округу (номер обезличен) избирательным объединением «Местное отделение Всероссийской политической партии «Е.» (адрес обезличен)» в составе списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по одномандатным избирательным округам №№1-25. Следовательно, ни Федеральный закон N 67-ФЗ, ни Закон округа №35-оз не предусматривают обязанности кандидата представлять в окружную избирательную комиссию решение партии о его выдвижении кандидатом. Обязанность по предоставлению предусмотренных пунктом 14.1 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ документов, в том числе и решения партии о выдвижении кандидатов, в территориальную избирательную комиссию (адрес обезличен), исполняющую обязанности избирательной комиссией муниципального образования, избирательным объединением была исполнена (л.д.95-99). Территориальной избирательной комиссией в соответствии с требованиями закона был проверен порядок выдвижения кандидатов и принято решение о заверении списка кандидатов и направлении копии списка в окружные избирательные комиссии одномандатных округов (л.д.100).

Как следует из материалов дела, требования подпункта "г" пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 95-ФЗ от 11 июля 2001 года, предусматривающего обязанность партии заблаговременно извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия, местным отделением Всероссийской политической партии «Е.» (адрес обезличен) были соблюдены.

По смыслу закона под соответствующей избирательной комиссией понимается комиссия, организующая подготовку и проведение выборов депутатов представительного органа муниципального образования, уполномоченная проверить порядок выдвижения кандидатов и принять решение о заверении списка кандидатов. Такой комиссией, как следует из Закона округа № 35-оз (п.4 ст.1. ст.3), является в настоящем случае территориальная избирательная комиссия (адрес обезличен), исполняющая обязанности избирательной комиссии муниципального образования.

Из материалов дела усматривается, что (дата обезличена) о предстоящем (дата обезличена) заседании Местного политического совета Местного отделения партии «Е.» по вопросу выдвижения кандидатов территориальная избирательная комиссия была своевременно извещена (л.д.94).

Таким образом, судебная коллегия считает, что нарушений порядка выдвижения кандидата Б.В.А. допущено не было, в связи с чем у суда первой инстанции не имелось оснований для отмены регистрации по основанию, предусмотренному подпунктом «а» пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ.

При изложенных обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене. Поскольку все необходимые доказательства имеются в материалах дела,обстоятельства по делу установлены, судебная коллегия считает, что по делу можно принять новое решение, не передавая его на новое рассмотрение, которым в удовлетворении заявления Д.М.И. на основании вышеизложенного отказать.

Руководствуясь статьями 360, 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Нефтеюганского городского суда от 04 марта 2011 года отменить.

Принять новое решение, которым Д.М.И. в удовлетворении заявления об отмене регистрации кандидата в депутаты Думы (адрес обезличен) по одномандатному избирательному округу (номер обезличен) Б.В.А. отказать.

Председательствующий Юрьев И.М.

Судьи: Дука Е.А.

Старцева Е.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200