о признании



Судья Лавров И.В. дело № 33-1517/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 апреля 2011 года г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Юрьева И.М.

судей Цыганкова С.Л., Дука Е.А.

при секретаре Пачгановой И.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело поиску Стручалина Александра Викторовича к администрации Белоярского района о предоставлении жилищной субсидии,

по кассационной жалобе ответчика администрации Белоярского района на решение Белоярского городского суда от 17 февраля 2011 года, которым постановлено:

«Исковые требования Стручалина Александра Викторовича удовлетворить.

Обязать Администрацию Белоярского района предоставить Стручалину Александру Викторовичу жилищную субсидию за счет субвенций из федерального бюджета.

Взыскать с Администрации Белоярского района в пользу Стручалина Александра Викторовича расходы по оплате услуг представителя в сумме 2000 рублей.

Взыскать с администрации Белоярского района в пользу Стручалина Александра Викторовича расходы по уплате госпошлины в сумме 200 рублей».

Заслушав доклад судьи Дука Е.А., представителя ответчика Давлетшину Р.Р., поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Стручалин А.В. обратился в суд с иском к администрации Белоярского района о предоставлении жилищной субсидии за счет субвенций из федерального бюджета, ссылаясь на то, что является ветераном боевых действий, с 27 сентября 2000 года состоял на учете в списке ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Считает, что ему необоснованно отказано в предоставлении жилищной субсидии по мотиву приобретения им в собственность двухкомнатной квартиры с использованием средств по ипотечному кредитованию.

Дело рассмотрено в отсутствие истца.

Представитель истца Жуков А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Давлетшина Р.Р. в судебном заседании против удовлетворения иска возразила, считает исковые требования необоснованными.

Суд постановил изложенное выше решение.

В кассационной жалобе ответчик администрация Белоярского района просит решение суда отменить, принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, ссылаясь на незаконность и необоснованность, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права. В обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на доводы, изложенные в отзыве на иск. Полагает, что исполнение решения суда повлечет нарушение требований Закона ХМАО-Югры от 31 марта 2009 года № 36-оз. Истец не имеет права на субсидию не только потому, что приобрел квартиру раньше, чем ему была предложена субсидия, а потому, что он уже давно не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий. Поскольку в результате совершенной истцом сделки площадь жилого помещения не изменилась, то перечисление субсидии не производится. Кроме того, обжалуемое решение суда не содержит никакой правовой оценки доводов администрации.

Истец извещен о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, но в судебное заседание не явился, что не является препятствием к разбирательству дела (ч.2 ст.354 ГПК РФ).

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы (ч.1 ст.347 ГПК РФ), обсудив их, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене ввиду неправильного применения норм материального права и нарушений норм процессуального права.

В соответствии с Законом ХМАО-Югры от 06 июля 2005г. № 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в ХМАО- Югре» обеспечение жилыми помещениями за счет субвенций из федерального бюджета, определенных ФЗ «О ветеранах» категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года по месту жительства на территории автономного округа, осуществляется в форме субсидий на приобретение жилых помещений в собственность на территории автономного округа.

Порядок и условия предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета определяются Правительством автономного округа.

Согласно постановлению Правительства ХМАО - Югры от 10 октября 2006г. № 237-п «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета отдельным категориям граждан па территории ХМАО - Югры для приобретения жилых помещений в собственность» субсидии предоставляются гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, включенным в Единый список, в порядке очередности в разрезе муниципальных образований.

Граждане, получившие субсидию, снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (п.4.1).

Как установлено судом и видно из материалов дела, истец как ветеран боевых действий (л.д. 9), с 27 сентября 2000 года состоял на учете в списке ветеранов, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года по Белоярскому району (л.д. 12, 13).

По договору купли-продажи с использованием кредитных средств банка от (дата обезличена) истцом приобретена двухкомнатная квартира, общей площадью 41,80 кв.м., в том числе жилой площадью 27,20 кв.м., расположенная по адресу: (адрес обезличен), (адрес обезличен)., (адрес обезличен) (л.д. 18).

Письмом от 06.07.2009 г. управление ЖКХ администрации Белоярского района уведомило истца о том, что ему может быть оказана социальная поддержка по обеспечению жилым помещением в виде безвозмездной жилищной субсидии (л.д. 11 ).

28 июля 2009 года истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии, в чем ему было отказано по мотиву, что с 16 июля 2008 года он является собственником вышеуказанной двухкомнатной квартиры, и по данному адресу зарегистрировано 2 человека, что, по мнению ответчика, исключает возможность признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий (л.д. 10, 12).

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что приобретение жилья вставшими на учет до 1 января 2005 года гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, но до получения субсидии, нельзя признать основанием для снятия с учета по правилам пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ ввиду прямого указания в специальной норме права о том, что указанные граждане снимаются с учета только при получении субсидии, которая, в свою очередь, может быть использована на погашение ссудной задолженности по полученным кредитам, направленным на приобретение (строительство) жилого помещения по заключенным договорам при наличии доли собственности гражданина в приобретаемом (строящемся) жилом помещении.

По мнению суда, отказ в предоставлении жилищной субсидии ограничивает право истца на получение субсидии в связи с приобретением им жилья в собственность до получения субсидии при том, что он также признан гражданином, нуждающимся в улучшении жилищных условий путем выплаты ему субсидии на приобретение жилья в собственность на территории автономного округа, ставит его в неравное положение с теми гражданами, которые также имеют право па получение субсидии, но еще не приобрели жилые помещения в собственность за счет средств полученной субсидии.

С данным выводом суда согласиться нельзя.

В соответствии с п.2.8.Положения о порядке и условиях предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета отдельным категориям граждан на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для приобретения жилых помещений в собственность, утвержденного постановлением Правительства ХМАО - Югры от 10.10.2006 N 237-п (далее - Положение) граждане исключаются из Единого списка, федерального реестра ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, в случаях:

1) получения гражданином субсидии по настоящему Положению;

2) принятия решения о снятии гражданина с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Пунктом 3.3 Положения установлено, что субсидии носят целевой характер и могут быть использованы гражданами на следующие цели:

приобретение индивидуального жилого дома (части индивидуального жилого дома) или квартиры (части квартиры, комнаты) в жилом многоквартирном доме;

финансирование строительства квартиры по договору об участии в долевом строительстве жилья;

строительство индивидуального жилого дома за счет собственных (заемных) средств. Субсидия на строительство индивидуального жилого дома предоставляется после окончания строительства и государственной регистрации права собственности на жилой дом (часть жилого дома).

Субсидия может быть использована:

на погашение ссудной задолженности по полученным банковским (иным) кредитам, направленным на приобретение (строительство) жилого помещения по заключенным договорам при наличии доли собственности гражданина в приобретаемом (строящемся) жилом помещении;

на компенсацию части расходов гражданина на приобретение (строительство) жилого помещения в случае если он произвел полную оплату за счет собственных и (или) заемных средств по договору купли-продажи, договору долевого участия в строительстве жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.

В соответствии с п.3.9 Положения отказ в предоставлении субсидии допускается в случаях, когда:

1) не представлены все необходимые документы для получения жилищной субсидии, указанные в пункте 3.4 настоящего Положения;

2) не представлены документы, которые подтверждают право отнесения гражданина к соответствующей категории;

3) представлены документы, которые не подтверждают признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В силу п.3.15 Положения граждане должны приобрести жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания на территории автономного округа, и пригодное для постоянного проживания.

В случае если в результате совершенной гражданином сделки общая площадь приобретаемого жилого помещения и жилого помещения, занимаемого гражданином по договору социального найма либо находящегося в его собственности, либо в собственности членов его семьи, уменьшается или остается неизменной, то перечисление субсидии не производится.

Как видно из материалов дела и указывалось представителем ответчика в возражениях на иск, истец на момент постановки на учет являлся членом семьи нанимателя жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес обезличен), (адрес обезличен)., (адрес обезличен), общей площадью 39,7 кв.м ( л.д. 31, 32, 35), и по договору купли-продажи от (дата обезличена) приобрел ту же квартиру у своей матери Кузнецовой Н.Г. ( л.д.18-19), что по смыслу п.3.15 Положения исключает перечисление субсидии, поскольку в результате сделки общая площадь приобретаемого жилого помещения и жилого помещения, занимаемого ранее осталась неизменной.

Вышеуказанные обстоятельства имеют значение для правильного разрешения спора, но судом не установлены и не исследованы. Мотивы, по которым суд отверг данные доводы представителя ответчика, в нарушение ч.4 ст.198 ГПК РФ, в мотивировочной части решения не приведены.

Таким образом, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, судебная коллегия считает возможным принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, об отказе в удовлетворении иска.

Руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Белоярского городского суда от 17 февраля 2011 года отменить, принять новое решение.

В удовлетворении иска Стручалина Александра Викторовича к администрации Белоярского района о предоставлении жилищной субсидии отказать.

Председательствующий судья Юрьев И.М.

Судьи: Цыганков С.Л.

Дука Е.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200