понуждении к получению лицензии на осуществление медицинской деятельности по оказанию доврачебной медицинской помощи



Судья Давыдов А.А. Дело № 33-2116/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 мая 2011 года г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего Юрьева И.М.,

судей Мелехиной Т.И., Старцевой Е.А.,

при секретаре Мелехине А.А.,

с участием прокурора Бикмухаметовой Г.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Березовского района к отделу внутренних дел по Березовскому району о понуждении к получению лицензии на осуществление медицинской деятельности по оказанию доврачебной медицинской помощи,

по кассационной жалобе отдела внутренних дел по Березовскому району на решение Березовского районного суда от 28 марта 2011 года, которым исковые требования прокурора удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Старцевой Е.А., возражения прокурора, судебная коллегия

установила:

прокурор Березовского района обратился в суд с иском о понуждении отдела внутренних дел по Березовскому району (далее - ОВД) получить лицензию на осуществление медицинской деятельности по оказанию доврачебной медицинской помощи в срок до 1 мая 2011 года, мотивируя тем, что в ходе проверки было установлено нарушение требований Федерального закона от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Отсутствие лицензии у ОВД по Березовскому району на осуществление доврачебной помощи не может гарантировать оказания качественных услуг гражданам, содержащимся в ИВС ОВД, что может повлечь нарушения конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В письменных возражениях представитель ОВД Грабовецкий В.Г. с иском не согласился, полагая, что отсутствие лицензии не может повлечь нарушений прав граждан на оказание медицинской помощи и не влияет на качество медицинских услуг. Жалобы от граждан, содержащихся в ИВС, не поступали. Меры для получения требуемой лицензии руководством ОВД предпринимаются. Сослался на ч. 2 ст. 26 Закона РФ «О прокуратуре РФ» и считает, что правовых оснований для предъявления указанных требований не имеется.

В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивала.

Представитель ОВД Шаданова Н.В. с иском не согласилась.

Суд постановил указанное выше решение, которое ОВД просит отменить и принять по делу новое об отказе прокурору в удовлетворении исковых требований. Считает, что решение принято с нарушением норм материального права, т.к. судом неверно истолкован закон, подлежащий применению. Привел доводы, аналогичные доводам в суде первой инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривает.

Материалами дела установлено, что в медицинском кабинете изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых фельдшер Долгова Е.В. оказывает амбулаторную медицинскую помощь на уровне первичной (доврачебной), в т.ч. неотложной, медико-санитарной помощи, на основании трудового договора от 01 мая 2010 года № 2.

Судом правильно установлено, что данный вид деятельности на основании ст. 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон о лицензировании) входит в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

Порядок лицензирования медицинской деятельности регламентирован Положением о лицензировании медицинской деятельности утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 года № 30 (далее Положение о лицензировании медицинской деятельности). Согласно Приложению к Положению о лицензировании медицинской деятельности (Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности) работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиа) (ионной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, поря-док организации которых определяется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, включают работы (услуги) в том числе по медицинским осмотрам (предварительным, периодическим).

В силу пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стацио-нарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению.

В соответствии с подпунктом 8.2 пункта 8 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания органов внутренних дел, утвержденной приказом МВД и Минздрава РФ от 31 декабря 1999 года № 1115/475, (далее Инструкция) при оказании медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС, медицинские работники ИВС осуществляют оказание амбулаторно-поликлинической первичной медико-санитарной помощи. Согласно пункту 9 Инструкции в течение первых суток пребывания в ИВС проводится первичный медицинский осмотр всех вновь поступивших с целью выявления лиц с подозрением на инфекционные заболевания, представляющих опасность для окружающих, и больных, нуждающихся в скорой медицинской помощи. При этом обращается особое внимание на наличие проявлений кожных, венерических, психических заболеваний, пораженность педикулезом, чесоткой.

Следовательно, любой медицинский осмотр, определение нуждаемости в медицинской помощи, оказание первой медицинской помощи относятся к деятельности, требующей специального разрешения - лицензии, выдаваемой в установленном законом порядке.

Отсутствие лицензии на осуществление медицинской деятельности по оказанию доврачебной медицинской помощи подтверждается материалами дела и необходимость ее получения ОВД не оспаривается.

Отсутствие финансирования от обязанности получения лицензии не освобождает.

В свою очередь осуществление медицинской деятельности по оказанию доврачебной медицинской помощи в отсутствие лицензии не может гарантировать оказание качественных медицинских услуг гражданам, содержащимся в ИВС ОВД, соответственно прокурор в силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ был вправе обратиться в суд с настоящим заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Таким образом, нарушений норм материального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Изложенные в кассационной жалобе доводы выводы суда не опровергают.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Березовского районного суда от 28 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу отдела внутренних дел по Березовскому району - без удовлетворения.

Председательствующий Юрьев И.М.

Судьи Мелехина Т.И.

Старцева Е.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200