(номер обезличен)
Судья Клюсова А.И. Дело (номер обезличен)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 мая 2011 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего - судьи Старцевой Е.А.
судей: Мелехиной Т.И., Сухих Е.А.,
при секретаре Черкашиной Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Нягани в защиту интересов неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации к администрации муниципального образования города Нгяани, муниципальному учреждению «Комитет городского хозяйства» о понуждении к обеспечению пожарной безопасности лесов и прилегающих к лесам жилых районов,
по кассационному представлению прокурора на решение Няганского городского суда от 01 марта 2011г., которым постановлено:
«Исковые требования Прокурора города Нягани удовлетворить частично.
Обязать администрацию города Нягани и МУ «Комитет городского хозяйства» создать к пожароопасному периоду 2011 года (к 01 июня 2011 года) условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.
Обязать администрацию города Нягани и МУ «Комитет городского хозяйства» выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения, в соответствии с утвержденным исполняющим обязанности главы администрации города Нягани пунктами 2-6, 9-25 плана мероприятий по обеспечению пожарной безопасности лесов, прилегающих к ним жилых и безводных районов МО г. Нягань, а также мероприятий, направленных на осуществление комплексных профилактических мер по снижению риска возникновения пожаров и созданию условий для их тушения от 25.02.2011.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с МУ «Комитет городского хозяйства» в доход бюджета муниципального образования города Нягань госпошлину в размере <данные изъяты> руб.»,
заслушав доклад судьи Сухих Е.А., пояснения прокурора Чукоминой О.Ю., поддержавшей доводы кассационного представления, пояснения представителя администрации города - Иванова М.В., возражавшего на доводы кассационного представления, судебная коллегия
установила:
Прокурор города Нягани обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации с иском к администрации муниципального образования города Нягани, муниципальному учреждению «Комитет городского хозяйства» о понуждении к обеспечению пожарной безопасности лесов и прилегающих к лесам жилых районов, мотивируя требования тем, что по результатам прокурорской проверки выявлено нарушение требований ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности», пункта 112 Правил пожарной безопасности в РФ, поскольку в ходе проведения рейдов установлено отсутствие нормативного наружного противопожарного водоснабжения в микрорайоне Западный, посёлке Лесников, жилой застройке в районе Телевышки, 7-ой километра Пидымской автодороги, земельных участках, отведённых под строительство садово-огороднических хозяйств, отсутствие указателей местонахождения водных источников в районах, где они имеются, что может привести и приводит к проблемам бесперебойной подачи воды при тушении пожаров. По мнению прокурора, повлиять на снижение количества пожаров гибели людей на объектах частного жилого сектора возможно путем обеспечения данных районов средствами пожарной безопасности, нормативным наружным противопожарным водоснабжением, однако, органами местного самоуправления города Нягани не разработаны и не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при пожарах, не созданы условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах. У органов местного самоуправления МО города Нягань отсутствуют материальные, технические средства для их предоставления добровольным пожарным формированиям. При этом, имеющегося в распоряжении Отдела охраны окружающей среды природопользования Комитета городского хозяйства материально - технического обеспечения недостаточно. По вышеуказанным нарушениям законодательства о пожарной безопасности прокуратурой города Нягани в адрес и.о. глав администрации города Нягани вносилось представление об устранении нарушений закона, оставленное без удовлетворения.
Таким образом, прокурор просил обязать ответчиков создать к пожароопасному периоду 2011 года условия для организации добровольной пожарной охраны и для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности и выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при пожарах в соответствии с утвержденным Планом мероприятий по обеспечению пожарной безопасности лесов, прилегающих к ним жилых и безводных районов МО г. Нягань, а также мероприятий, направленных на осуществление комплексных профилактических мер по снижению риска возникновения пожаров и созданию условий для их тушения от 25.02.2011 года (п.п.2-6, 9-25); обеспечить в течение года со дня вступления в законную силу решения суда нормативным противопожарным водоснабжением жилую застройку в районе «Телевышки» ((адрес обезличен)); жилую застройку в районе (адрес обезличен)); в районе вагонообразований на 7 км. автодороги Нягань-Уньюган; в районе дачных участков на 7 км. и вагонообразования «АТХ», дачные участки в районе «Жилстроя», в районе «Старая Нягань» ((адрес обезличен) (адрес обезличен)); в район посёлка «Геология»; обеспечить в течение года со дня вступления в законную силу решения суда источниками наружного противопожарного водоснабжения жилую застройку по (адрес обезличен), (адрес обезличен)
В судебном заседании прокурор Чепуренко Е.В. исковые требования поддержал.
Представители ответчиков: администрации МО г. Нягань - Иванов М.В. и МУ «Комитет городского хозяйства»м - Маулетова Т.В. исковые требования прокурора признали частично. Не возражали против возложения на них обязанности создать к пожароопасному периоду 2011 года (к 01 июня 201 года) условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности и выполнения мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения в соответствии утвержденным и.о. главы администрации города Нягани пунктами 2-6, 9-25 «Плана мероприятий по обеспечению пожарной безопасности лесов, прилегающих к ним жилых и безводных районов МО Нягань», а также мероприятий, направленных на осуществление комплексны профилактических мер по снижению риска возникновения пожаров и созданию условий для их тушения от 25.02.2011года. По исковым требованиям прокурора ( третий и четвертый пункт требований искового заявления) иск не признали, ссылаясь на то, что для обеспечения противопожарным водоснабжением указанных прокурором районов города между МУ «Управление капитального строительства и реконструкции» (ранее ККС) и проектной организацией ЗАО «<данные изъяты> заключен муниципальный контракт № 35-ПИР на выполнение инженерных изысканий и рабочего проекта «<данные изъяты>», которым предусматривается создание магистральных сетей водопровода и уличных распределительных сетей водопровода, рассчитанных на подачу воды на хозяйственно-питьевые нужды и пожаротушение в жилом районе «Западный». Объем выполненных работ по этому контракту составляет 90%, завершение проектных работ планируется на 01.08.2011 года, после государственной экспертизы, в период 2013 по 2015гг. запланировано выполнение данных работ.
Кроме того, представители ответчика ссылались на то, что в настоящее время сети водоснабжения жилой застройки в районе «Телевышки» ((адрес обезличен)) построены и сданы в эксплуатацию, но в связи с отсутствием необходимого давления требуется строительство ДНС, проектирование и строительство которой будет произведено МУ <данные изъяты> в 2011г. Также для тушения пожаров в местах, где отсутствует нормативное противопожарное водоснабжение или источники наружного противопожарного водоснабжения. Комитету городского хозяйства предписано в срок до 01.06.2011 обеспечить подвоз воды для тушения пожаров в указанных местах, то есть, с учетом требований ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» арендовать спецтехнику для подвоза воды для тушения пожаров, на что выделено <данные изъяты>. на 2011г. Полагают, что органы местного самоуправления не бездействуют в вопросе обеспечения заявленных в иске улиц города противопожарным водоснабжением и прокурором иск заявлен преждевременно. При этом, в связи с отсутствием технической возможности обеспечить нормативным противопожарным обеспечением район поселка Пионерный ((адрес обезличен)), вагонообразования в районе 7 км. автодороги Нягань-Уньюган, дачные участки в районе 7 км., вагонообразования «АТХ», дачные участки в районе Жилстроя, (адрес обезличен) (адрес обезличен)), (адрес обезличен)), в данных районах принято решение создать организованные съезды в твердом исполнении (щебеночное покрытие) к естественным водоемам (реке Нягань) для заправки пожарных машин.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В кассационном представлении прокурор просит решение суда в части отказа в удовлетворении иска отменить и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование представления указал, что вывод суда о том, что ответчиками принимаются все меры для соблюдения пожарной безопасности несостоятелен, поскольку само по себе заключение ответчиком муниципального контракта с организацией, не соблюдающей сроки муниципального контракта, не свидетельствует о том, что указанные прокурором нарушения будут устранены. Работы по муниципальному контракту должны были быть завершены в мае 2008 года. Эти условия исполнителем работ не были выполнены. Однако этот контракт был продлён лишь 28 января 2011 года, то есть спустя два года после положенного срока завершения работ по муниципальному контракту, и только после предъявления прокурором иска в суд в суд. Данные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащей организацией контроля органами местного самоуправления за исполнением своих обязательств в вопросах местного значения по обеспечению пожарной безопасности подведомственного им муниципального образования. Просит обратить внимание суда на то обстоятельство, что статья 9 ФЗ от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не только не позволяет, но и прямо запрещает муниципальным заказчиком продлять сроки исполнения муниципальных контрактов. Таким образом, положения данной статьи муниципалитетом грубо нарушаются. Кроме того, введение в эксплуатацию сетей водоснабжения также не свидетельствует об устранении нарушений, так как доказательств того, что пожарные гидранты установлены, либо их планируется установить, суду не представлено. Выдача администрацией города Нягани предписания МУ «<данные изъяты> об обеспечении подвоза воды для тушения пожара в местах, где отсутствует нормативное противопожарное водоснабжение; выделение двух миллионов рублей для аренды спецтехники, необходимой для осуществления подвоза воды для тушения пожаров; принятие решения о создании организованных съездов в твёрдом исполнении к естественным водоёмам для заправки пожарных машин не являются мерами, направленными на обеспечение города наружным пожарным водоснабжением. Доказательств, подтверждающих факт того, что органы местного самоуправления обеспечат в безоговорочном порядке город Нягань наружным пожарным водоснабжением, также в материалах дела нет.
Возражая против доводов кассационного представления, представитель администрации г. Нягани, указывает, что оснований для отмены решения не имеется. Выводы суда основаны на материалах дела и соответствуют требованиям закона.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления и возражений на него, судебная коллегия находит следующее.
Суд первой инстанции, правильно установив обстоятельства дела, исходя из правильной оценки представленных доказательств, верного применения норм материального права, обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора в части понуждения ответчиков кобеспечению в течение года со дня вступления в законную силу решения суда нормативным противопожарным водоснабжением вышеперечисленных районов города Нягани, а также в части обязания ответчиков обеспечить в течение года со дня вступления в законную силу решения суда источниками наружного противопожарного водоснабжения жилую застройку по улицам (адрес обезличен)
Так, в силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного назначения городских округов отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Согласно ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что муниципальным образованием принимаются меры по решению вопроса по обеспечению (адрес обезличен), (адрес обезличен) поскольку разработан рабочий проект «Реконструкция сетей водоснабжения и канализации в жилом районе Западный (адрес обезличен)». При этом, жилая застройка в районе Телевышки ((адрес обезличен)) уже сданы в эксплуатацию, однако, для обеспечения водоснабжения необходимо строительство ДНС, проектирование и строительство которой запанировано на 2011 год.
Прокурором вышеназванные обстоятельства не опровергаются.
Суду первой инстанции представлены доказательства, свидетельствующие о том, что районы жилой застройки (адрес обезличен)), вагонпоселение в районе 7 км автодороги Нягань-Уньюган, дачного поселка в районе 7 км, вагонпоселения «АТХ», дачного поселка в районе Жилстроя, в районе Старая Нягань поселка Геология, не могут быть обеспечены противопожарным водоснабжением, вследствие отсутствия технической возможности организации такого водоснабжения. Названные обстоятельства прокурором также не оспариваются.
Вместе с тем, согласно утвержденного главой администрации Нягани 22.02.2011г. Плана мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, разработанного МУ «КГХ» запланировано создание организованных съездов в виде щебеночного покрытия к естественным водоемам для заправки пожарных машин.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, правомерно ссылаясь на недопустимость нарушения принципа самостоятельности органов местного самоуправления, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчиков обязанности по обеспечению нормативным противопожарным водоснабжением названных прокурором районов и поселений городского округа Нягань в требуемый прокурором срок, равный одному году с момента вступления в силу решения суда.
Доводы кассационного представления не опровергают выводов суда первой инстанции.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационного представления, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Няганского городского суда от 01 марта 2011года оставить без изменения, кассационное представление прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий Старцева Е.А.
Судьи: Мелехина Т.И.
Сухих Е.А.