Судья Гурина Л.Н. Дело № 33-2048/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 10 мая 2011 года г. Ханты-Мансийск Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе: председательствующего Юрьева И.М., судей Старцевой Е.А., Мелехиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению Э, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Э и Э, а также Т, Э о признании незаконным решения об исключении из списка очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий, заинтересованные лица департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Нефтеюганска и администрация г. Нефтеюганска, по кассационной жалобе Эзберовой Ш.Д., Эзберовой И.Ш., Тагировой Р.Ш. на решение Нефтеюганского городского суда от 04 марта 2011 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано. Заслушав доклад судьи Старцевой Е.А., судебная коллегия установила: Эзберова Ш.Д., Эзберова И.Ш. и Тагирова Р.Ш. обратились в суд с заявлением о признании незаконным решения комиссии по жилищным вопросам администрации г. Нефтеюганска от 30 ноября 2010 года, которым Эберова Ш.Д. с составом семьи 6 человек исключена из общего и внеочередного списков очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий. Требования мотивированы тем, что по причине пожара произошедшего в жилом доме в котором семья проживала по договору найма жилого помещения муниципального маневренного фонда г. Нефтеюганска Эзберовой Ш.Д. на состав семьи из 6 человек была предоставлена квартира (адрес обезличен). Решением комиссии по жилищным вопросам от 23 мая 2007 года Эзберова Ш.Д. была принята на учет малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, а оспариваемым решением от 30 ноября 2010 года - исключена из списка очередности по п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ в связи с предоставлением ей в собственность земельного участка для строительства жилого дома. Между тем, земельный участок для строительства ей не предоставлялся. Она приобрела по договору купли-продажи земельный участок под существующий индивидуальный жилой дом. Дело рассмотрено в отсутствие заявителей, с участием представителя Эзберовой Ш.Д. Матюшиной А.А., которая заявленные требования поддержала. Возражая против заявленных требований, представитель Администрации г. Нефтеюганска Шикунова Л.С. полагает действия комиссии законными, т.к. справка о пожаре не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания. Кроме того, при ежегодной перерегистрации Эзберова Ш.Д. предоставляла недостоверные сведения о жилом помещении, а также оформив договор дарения от 05 октября 2010 года, намеренно ухудшила свои жилищные условия. Суд постановил указанное выше решение, которое заявители просят отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, в связи с неверным толкованием судом первой инстанции п.5 ч.1 ст.56 ЖК РФ. Возражая против доводов кассационной жалобы, администрация г. Нефтеюганска сочла решение суда законным и обоснованным. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия установила следующее. По делам об оспаривании решений органов местного самоуправления и должностных лиц обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ возлагается на орган, который принял оспариваемое решение. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 25 постановления № 2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» основанием к удовлетворению заявления может служить, в том числе не соответствие содержания оспариваемого решения требованиям закона, регулирующего данные правоотношения. Как следует из материалов дела, решением комиссии по жилищным вопросам администрации г. Нефтеюганска от 30 ноября 2010 года Эзберова Ш.Д. исключена из общего и внеочередного списков очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий по п. 5 ч.1 ст. 56 ЖК РФ в связи с предоставление ей в установленном порядке от органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома. Между тем, предоставление земельного участка для строительства жилого дома своего подтверждения материалами дела не нашло. По договору купли-продажи земельного участка № 84 от 29 октября 2009 года Эзберова Ш.Д. приобрела в собственность земельный участок под существующий индивидуальный жилой дом № 38 по ул. Союзная в 11а микрорайоне г. Нефтеюганска. При этом, п. 3.2.6 договора предусмотрен запрет на капитальное строительство в охранной зоне ВЛ 6 кВ. Отказывая Эзберовой Ш.Д. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался п.1 ст. 28 ЗК РФ, которая спорные правоотношения не регулирует, и не принял во внимание, что договор купли-продажи земельного участка был заключен с Эзберовой Ш.Д. как с собственником расположенного на нем индивидуального жилого дома в порядке определенном ст. 36 ЗК РФ, в силу п.1 которой граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. При этом, абз. 2 п. 1 данной статьи ЗК РФ предусмотрено исключительное право граждан - собственников зданий, строений, сооружений на приватизацию таких земельных участков в порядке и на условиях, которые установлены ЗК, федеральными законами. Поскольку факт предоставления Эзберовой Ш.Д. земельного участка для строительства жилого дома не установлен судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о законности снятия Эзберовой Ш.Д. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Доводы суда об умышленном ухудшении Эзберовой Ш.Д. жилищных условий правового значения не имеют, т.к. умышленное ухудшение жилищных условий ст. 56 ЖК РФ в качестве основания для снятия с жилищного учета не предусмотрено и не являлось основанием для принятия жилищной комиссией оспариваемого решения, соответственно не могло быть предметом рассмотрения настоящего дела. Тем более, что по смыслу п.8 ст. 57 ЖК РФ действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, учитываются при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма. Судом первой инстанции не принято во внимание, что в соответствии с ч. 7 ст. 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ. Согласно ст. 21 Закона ХМАО - Югры от 06 июля 2005 года № 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, уполномоченным органом местного самоуправления, осуществляющим принятие на учет, по основаниям, установленным ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. В решении о снятии с учета гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, обязательно должны содержаться основания снятия с учета. Решение о снятии с учета гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении выдается или направляется гражданину не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано указанным гражданином в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством автономного округа. Из Положения о комиссии по жилищным вопросам, утвержденного постановлением администрации г. Нефтеюганска от 27 апреля 2009 года № 927, не следует, что комиссия является уполномоченным органом местного самоуправления, осуществляющим принятие на учет, напротив, из его текста следует, что компетентным органом является администрация города, решение же Комиссии лишь является основанием для подготовки департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Нефтеюганска проекта соответствующего постановления. Постановление администрации г. Нефтеюганска об исключении Эзберовой Ш.Д. из списков очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий в материалы дела не представлено и в нарушение требований ст. 21 Закона ХМАО-Югры № 57-оз в адрес Эзберовой Ш.Д. не направлено. По крайней мере, доказательств к тому администрацией г. Нефтеюганска не приведено. При таких обстоятельствах, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене. Поскольку все необходимые доказательства имеются в материалах дела, обстоятельства по делу установлены, судебная коллегия считает, что по делу можно принять новое решение, не передавая его на новое рассмотрение в суд первой инстанции, которым заявление удовлетворить частично, признав незаконным решение комиссии по жилищным вопроса администрации г. Нефтеюганска об исключении Эзберовой Ш.Д. из общего и внеочередного списков очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий составом семьи 6 человек от 30 ноября 2010 года. В удовлетворении требований о восстановлении в списках очередности отказать, поскольку доказательств исключения из списков в установленном законом порядке не представлено. Руководствуясь статьями 360, 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Нефтеюганского городского суда от 04 марта 2011 года отменить и принять по делу новое решение. Заявление Э, Т и Э удовлетворить частично. Признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам администрации г. Нефтеюганска от 30 ноября 2010 года об исключении Э, составом семьи 6 человек, из общего и внеочередного списков очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать. Председательствующий Юрьев И.М. Судьи Старцева Е.А. Мелехина Т.И.