предоставление квоты на рабочие места инвалидам



Судья Ромм С.В.       Дело № 33-1653/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 апреля 2011 года       г.Ханты - Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи               Оспичева И.М.

судей коллегии                          Александровой Н.Н., Ахметзяновой Л.Р. с участием прокурора                                  Бикмухаметовой Л.Р.      

при секретаре                                                     Звонаревой Л.А.                             

       

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора (адрес обезличен) в защиту неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты> о признании незаконным бездействия в не выделении (не создании) рабочих мест в счёт установленной квоты для трудоустройства инвалидов и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

по кассационной жалобе ООО «<данные изъяты>» на решение Урайского городского суда от 29 декабря 2010 года, которым постановлено:

«Иск прокурора удовлетворить.

Признать бездействие ООО «<данные изъяты>», выразившееся в не выделении (не создании) рабочих мест в счёт установленной квоты для трудоустройства инвалидов незаконным и обязать устранить в полном объеме допущенные нарушения путем выделения (создания) рабочихмест в счёт установленной квоты для трудоустройства инвалидов и создания специальных рабочих мест для инвалидов в установленном размере.

Взыскать с ООО «<данные изъяты>» в пользу местного бюджета города окружного значения Урай госпошлину в размере 4 000 рублей».

Заслушав доклад судьи Александровой Н.Н., объяснения представителя ответчика (ФИО обезличено)5, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

Прокурор в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском к ООО «<данные изъяты>» о признании незаконным бездействия в не выделении (не создании) рабочих мест в счёт установленной квоты для трудоустройства инвалидов и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

В обоснование требований прокурор сослался на неисполнение ответчиком Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ, Закона ХМАО-Югры от 23.12.2004 г. № 89-оз «Оквотированиирабочихместинвалидам в ХМАО - Югре», постановления Правительства ХМАО - Югры от 21.09.2009 г. № 254-п «Об утверждении Порядка установления минимального количества специальных рабочихмест для трудоустройства инвалидов в организациях на территории ХМАО - Югры» по предоставлению квоты для трудоустройства инвалидов, созданию и выделению для них специальных рабочихмест.

13 декабря 2010 года прокурор представил заявление об изменении предмета иска и просил признать бездействие ООО «<данные изъяты>», выразившееся в не выделении (не создании) рабочих мест в счёт установленной квоты для трудоустройства инвалидов, незаконным.

Обязать ответчика устранить в полном объеме допущенные нарушения путем выделения (создания) рабочих мест в счёт установленной квоты для трудоустройства инвалидов и создания специальных рабочих мест для инвалидов в установленном порядке.

В судебном заседании прокурор (ФИО обезличено)4 поддержал иск, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, а также то, что другие организации изыскивают возможность по финансированию рабочих мест для инвалидов.

Представитель третьего лица на стороне истца БУ ХМАО-Югры «<данные изъяты>» (ФИО обезличено)9. иск поддержала.

Представитель ООО «<данные изъяты>» (ФИО обезличено)5 иск не признала, суду пояснила, что специальные рабочиеместа на предприятии для трудоустройства инвалидов создать не представляется возможным, поскольку в обществе в феврале-марте 2011 года предстоит реорганизация. Предприятие перейдет на работу вахтовым методом, весь штат управления будет сокращен.

Постановление правительства ХМАО-Югры от 21.09.2009 г. № 254-п не имеет обязательной силы. Федеральным законом полномочия переданы субъектам, законом ХМАО на ответчика обязанность по квотированию и предоставлению специальных мест не возложена.

Кроме того, штатным расписанием общества не предусмотрены должности, на которые могут быть приняты инвалиды. Обязанность по заключению договоров с другими организациями на общество законом не возлагается.

Суд постановил изложенное выше решение.

В кассационной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене решения суда, направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

Полагает, что суд при принятии решения не учел требования ст. 3 Закона ХМАО-Югры №89-оз «О квотировании рабочих мест инвалидам в ХМАО - Югре», в силу которой квотирование рабочих мест устанавливается для инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Суд не принял во внимание, что производственная деятельность ответчика связана с вредными, тяжелыми условиями труда, с работой вахтовым методом, в выходные и праздничные дни, в ночные смены, с частыми командировками, трудоустройство на которую инвалидам противопоказана.

Считает, что провести мероприятия по оснащению рабочихмест на предприятии невозможно, не зная конкретных особенностей и физических ограничений человека (инвалида). Состоящие на учете 12 человек инвалидов имеют профессии сторожей и гардеробщиков, которые не предусмотрены штатным расписанием общества. Суд в резолютивной части не указал, какое конкретно количество рабочих и специальных мест для инвалидов должно быть предусмотрено на предприятии.

В возражениях на кассационную жалобу прокурор указывает на несостоятельность доводов жалобы, полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с постановлением Правительства ХМАО - Югры от 21.09.2009 года № 254-п «Об утверждении Порядка установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях на территории ХМАО - Югры», размер квоты в ООО «Урайское управления ремонта скважин» - два специальных рабочих места, тогда как на предприятии работает только один инвалид слесарем-ремонтником.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда (ст. 20 Федерального закона от 24.11. 1995 года № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», таких как: установление в организациях независимо от организационно - правовых форм и собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочихмест для инвалидов; резервирование рабочихмест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создание для инвалидов условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.

В соответствии со статьей 21 Закона № 181-ФЗ организациям, численность работников в которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4%).

Размер квот в Ханты - (адрес обезличен) - Югре определен статьей 4 Закона Ханты - (адрес обезличен) - Югры от 23.12.2004 года № 89-оз «Оквотированиирабочихместинвалидам в Ханты - (адрес обезличен) -Югре», согласно которой размер квот для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников организаций.

Согласно части 3 статьи 4 Закона ХМАО - Югры № 89-оз порядок установления минимального количества специальных рабочихмест для трудоустройства инвалидов для каждой организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов определяется Правительством ХМАО - Югры.

Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 21.09. 2009 года № 254-п « Об утверждении Порядка установления минимального количества специальных рабочихмест для трудоустройства инвалидов в организациях на территории Ханты - Мансийского автономного округа - Югры определено, что минимальное количество специальных рабочихмест для трудоустройства инвалидов устанавливается организациями в зависимости от среднесписочной численности, а именно в организациях от 101 до 500 человек- одно специальное место, от 501 до 1000 человек - два специальных рабочих места.

Создание специальных рабочихмест для трудоустройства инвалидов осуществляется работодателем за счет собственных средств.

Судом установлено, что 31.08.2010 года в ООО «<данные изъяты>» утверждено штатное расписание с 01.10.2010 года со штатным количеством 514 единиц. Однако на предприятии зарезервировано и используется только одно специальное рабочее место слесаря - ремонтника, где работает один инвалид.

Таким образом, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора.

Довод ответчика о невозможности создания специального рабочегоместа при отсутствии информации об индивидуальных возможностях и потребностях инвалида нельзя признать состоятельным, поскольку создание специального места первоначально предусматривает его наличие (резервирование) и переустройство (переоснащение) при направлении на работу инвалида.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Урайского городского суда от 29 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу ООО «<данные изъяты>» - без удовлетворения.

Председательствующий                                                                    Оспичев И.М.

Судьи                                                                                           Александрова Н.Н.

                                                                                                       Ахметзянова Л.Р.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200