о возложении обязанностей по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства



Судья Кобцев В.А.                             Дело № 33-2432/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 июня 2011 года            г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи Юрьева И.М.,

судей      Старцевой Е.А., Мелехиной Т.И.,

при секретаре Мелехине А.А.,

с участием прокурора Чукоминой О.Ю., представителей ответчика Станкиной Н.В., третьего лица администрации Советского района Толмачевой Н.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Югорского межрайонного прокурора, обратившегося в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному учреждению здравоохранения «Советская центральная районная больница» о возложении обязанностей по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования, администрация Советского района, территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в г. Югорске и Советском районе,

по кассационным жалобам муниципального учреждения здравоохранения «Советская центральная районная больница» и администрации Советского района на решение Советского районного суда от 12 апреля 2011 года, которым исковые требования прокурора удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Старцевой Е.А., объяснения участвующих в судебном заседании представителей ответчика и третьего лица, поддержавших доводы жалобы, возражения прокурора, судебная коллегия

установила:

Югорский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к муниципальному учреждению здравоохранения «Советская центральная районная больница» (далее Учреждение) о понуждении устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до 15 ноября 2011г., установленные в п. 6.3; 9.3 ; 10.3 ; 2; 13.1 ; 13.7 ; 19;20.3 ; 27; 25предписания от 16 декабря 2009 года территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре в г. Югорске и Советском районе (далее по тексту отдел Росприроднадзора), путем проведения косметического ремонта.

В обоснование иска указал, что по результатам проверки установлено, что здания Учреждения эксплуатируются со значительными нарушениями санитарно-эпидемиологического законодательства, неоднократные предписания отдела Росприроднадзора не выполняются, мероприятия по устранению нарушений санитарного законодательства в полной мере не осуществляются, в результате не обеспечивается выполнение основных принципов охраны здоровья граждан, создается угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан возможной вспышкой инфекционных заболеваний, вызванных ненадлежащим санитарным состоянием помещений Учреждения у больных и здоровых граждан - пользователей медицинских услуг Учреждения.

В судебном заседании прокурор требования уточнил и просил обязать Учреждение выполнить текущий ремонт, указанных в исковом заявлении помещений. В остальном иск поддержал по изложенным в нем основаниям.

Представитель Учреждения Станкина Н.В., иск, в части касающейся необходимости проведения работ по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, признала. В отношении, заявленного прокурором, срока устранения нарушений (до 15 ноября 2011г.) возразила, т.к. Учреждение является бюджетным, имущественное и финансовое положение которого от него самого не зависит. Устранение указанных в заявлении нарушений требует значительных материальных ресурсов. Изначально было выявлено 72 нарушения, большая часть которых устранена. В настоящее время планируется реконструкция всего здания больницы, в ходе которой будут учтены все требования санитарно-эпидемиологических правил и норм, имеется проектно-сметная документация. Срок реконструкции ориентировочно составляет 4 года. Полагая, что ввиду планируемой реконструкции проводить ремонт отдельных помещений нецелесообразно, просила продлить срок по устранению, указанных в исковом заявлении нарушений до конца 2016 года.

Представитель третьего лица администрации Советского района Толмачева Н.Б. также заявила, что устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до 15 ноября 2011 г. не возможно. В соответствии с информацией, представленной финансово-экономическим управлением администрации Советского района, финансирование по устранению нарушений возможно не ранее февраля 2012 г. В настоящее время разработана проектно-сметная документация на объект «Реконструкция больничного комплекса в г. Советский», в рамках которого будут устранены все нарушения. Работы по реконструкции могут быть выполнены ориентировочно в течение 4 лет. Таким образом, удовлетворить, указанные в иске требования возможно не ранее 02 мая 2016 г.

Представитель третьего лица отдела Роспотребназдора Нечаева Е.Э. полагала иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. Пояснила, что указанные в исковом заявлении недостатки выявлены в 2009 году, предписание об их устранении в срок до 15 ноября 2010 года не исполнено. Особенно критическая обстановка сложилась во фтизиатрическом кабинете, что может способствовать возникновению очагов заражения инфекционными заболеваниями.

Судом постановлено указанное выше решение, которое Учреждение и Администрация Советского района просят в части определенного для устранения нарушения срока отменить и направить в этой части дело на новое рассмотрение. Требования прокурора полностью дублируют предписание отдела Росприроднадзора от 10 декабря 2010 года № 134/243, в котором срок для устранения нарушений установлен также до 15 ноября 2011 года и не истек. Судом не учтены предоставленные администрацией Советского района доказательства невозможности исполнить требования прокурора в указанный срок, так же не учтено что большая часть нарушении уже устранена. Устранение остальных нарушении требует значительных материальных затрат, порядка 15 миллионов рублей, что является не целесообразным, так как администрацией Советского района разработана проектно-сметная документация на объект «Реконструкция больничного комплекса г. Советский», где уже учтены все необходимые санитарно-эпидемиологические правила и нормы при проведении строительства. Так же судом неучтено, что понадобится дополнительное финансирование, что может отразится на исполнении других социально-значимых публичных обязательств, так же если устранение нарушении будет осуществляется не в рамках реконструкции больничного комплекса, то времени понадобится гораздо больше, чем указано в судебном решении.

Прокурор счел кассационные жалобы необоснованными и неподлежащими удовлетворению. Нарушения санитарно - эпидемиологического законодательства в деятельности Учреждения выявлялись с 2009 года и до настоящего времени не устранены, предписания не исполнены. Частью 2 ст. 117 Бюджетного кодекса РФ предусмотрена система муниципальных гарантий. Право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, не может быть поставлено в зависимости от наличия, либо отсутствия соответствующего финансирования. Кроме того, согласно п. 11.14 СанПиН 2.1.3.2630-10 устранение текущих дефектов отделки должно производиться незамедлительно. Требуемый кассаторами срок для устранения нарушений явно завышен и не отвечает действующему санитарно-эпидемиологическому законодательства.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.

Требования прокурора об исполнении предписания Роспотребнадзора от 16 декабря 2009 года в части текущего ремонта помещений в хирургическом, терапевтическом, неврологическом и стоматологическом отделениях, фтизиатрическом и рентгенкабинетах МУЗ «Советская центральная районная больница», а также по установке в ряде кабинетов 10 локтевых кранов и двухсекционных раковин для мытья рук и обработки инструментов признаны ответчиком, признание иска принято судом. Решение суда в этой части кассаторами не обжалуется.

Спор возник по срокам выполнения работ по устранению выявленных Роспотребнадзором нарушений санитарно-эпидемиологических правил и норм. При разрешении данного спора суд первой инстанции правомерно принял во внимание длящийся характер нарушения, которое было выявлено Роспотребнадзором в 2009 году, и признал несостоятельными доводы Учреждения и Администрации о необходимости установления срока устранения нарушений не ранее мая 2016 года.

В соответствии с п. 9.5 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" в основных помещениях следует регулярно в плановом порядке проводить текущий ремонт помещений. Устранение возникших дефектов (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и др.) должно проводиться незамедлительно.

Доказательств того, что текущий ремонт помещений, в которых Учреждением осуществляется медицинская деятельность, начиная с 2009 года производился, не представлено. Намерения Администрации произвести реконструкцию больничного комплекса в будущем от надлежащего содержания существующего больничного комплекса Учреждение и его собственника - администрацию Советского района не освобождает. Доводы кассационных жалоб в этой части носят предположительный характер и документального подтверждения не нашли.

Недостаточность в бюджете муниципального образования Советский район денежных средств обстоятельством имеющим значение для правильного разрешения настоящего дела правового значения не имеет, поскольку в соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Тем более, что конституционное право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, не может быть поставлено в зависимость о наличия, либо отсутствия соответствующего финансирования.

Учитывая изложенное, доводы кассаторов представляются несостоятельными, поскольку они по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, правильно установленных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства. Каких-либо оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного решения, являющегося законным и обоснованным, не имеется.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда от 12 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы муниципального учреждения здравоохранения «Советская центральная районная больница» и администрации Советского района - без удовлетворения.

Председательствующий:      Юрьев И.М.

Судьи:         Мелехина Т.И.

Старцева Е.А.

          

-32300: transport error - HTTP status code was not 200