о возложении обязанностей по устранению нарушений противопожар­ного и санитарно-эпидемиологического законодательства



Судья Кобцев В.А.                           Дело № 33-2559/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 июня 2011 года            г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи Юрьева И.М.,

судей      Старцевой Е.А., Блиновской Е.О.,

при секретаре Мелехине А.А.,

с участием прокурора Ромащева А.А., представителя администрации Советского района Толмачевой Н.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Югорского межрайонного прокурора, обратившегося в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному лечебно-профилактическому учреждению «Пионерская районная больница № 2» о возложении обязанностей по устранению нарушений противопожарного и санитарно-эпидемиологического законодательства, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования, администрация Советского района, главное управление МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, территориальный отдел Роспотребнадзора в г. Югорске и Советском районе,

по кассационной жалобе администрации Советского района на решение Советского районного суда от 13 апреля 2011 года, которым постановлено:

«Иск Югорского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать муниципальное лечебно-профилактическое учреждение «Пионерская районная больница № 2» в срок до 15 октября 2011 года выполнить работы по устранению нарушений противопожарного и санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:

- демонтировать деревянную перегородку в гардеробе, регистратуре и у входа в подвал;

- в поликлинике и административном здании отделку путей эвакуации (краска) выполнить из негорючего материала;

- оборудовать помещения гаража системой оповещения людей о пожаре;

- не допускать хранения в подвале инфекционного отделения горючих материалов;

- в Таежной амбулатории при входе в подвальное помещение деревянный козырек пропитать огнезащитным составом;

- провести ремонт в процедурном кабинете в целях устранения сколов половой плитки. В целях устранения нарушения целостности потолочного покрытия коридора терапевтического отделения провести ремонт;

- устранить дефекты отделки пола, потолка, стен в детском отделении больницы, путем проведения ремонта;

- устранить дефекты отделки пола, потолка, стен в гинекологическом отделении больницы, путем проведения ремонта;

- устранить дефекты отделки пола, потолка, стен в переходе в главный корпус больницы, путем проведения ремонта;

- устранить дефекты отделки пола, потолка, стен в хирургическом отделении больницы (в том числе сколов на плиточном покрытии и на стенах процедурного кабинета), путем проведения ремонта;

- устранить дефекты отделки пола, потолка, стен в физиотерапевтическом отделении больницы, путем проведения ремонта;

- устранить дефекты отделки пола, потолка, стен в клинико-диагностической лаборатории больницы, путем проведения ремонта;

- устранить дефекты отделки пола, потолка, стен в переходе в поликлинику, путем проведения ремонта;

- устранить дефекты отделки пола, потолка, стен во взрослой поликлинике, путем проведения ремонта;

- устранить дефекты отделки пола, потолка, стен, половой глазурованной плитки и глазурованной плитки на стенах в производственных и вспомогательных помещениях пищеблока больницы, путем проведения ремонта.

Обязать муниципальное лечебно-профилактическое учреждение «Пионерская районная больница № 2» в срок до 01.01.2013 г. устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства путем строительства нового здания или реконструкции бактериологической лаборатории. В бактериологической лаборатории предусмотреть помещения «чистой» зоны: гардероб, помещения с холодильниками для питательных сред, комнату для работы с документами, комнату для надевания рабочей одежды, подсобные помещения: помещения для приема материала, термостатную.

Заслушав доклад судьи Старцевой Е.А., объяснения представителя администрации Советского района, поддержавшей доводы жалобы, возражения прокурора, судебная коллегия

установила:

Югорский межрайонный прокурор обратился в суд с иском о понуждении муниципального лечебно-профилактического учреждения «Пионерская районная больница № 2» (далее Учреждение) устранить в срок до 15 октября 2011 года нарушения противопожарного и санитарно-эпидемиологического законодательства, установленные п.2, 6, 8, 13, 17, предписания № 260/1/1-23 от 1 июля 2009 года отдела государственного пожарного надзора по г. Югорску, г. Советскому и Советскому району, а также исполнить предписание № 85 от 19 июня 2009 года территориального отдела Роспотребнадзора в г. Югорске и Советском районе в части косметического ремонта помещений и лечебных отделений Учреждения, строительства нового здания и реконструкции бактериологической лаборатории, где предусмотреть помещения «чистой» зоны: гардероб, помещения с холодильниками для питательных сред, комнату для работы с документами, комнату для надевания рабочей одежды, подсобные помещения: для приема материала и термостатную.

Требования мотивированы тем, что по результатам проверок Учреждения установлено, что здания Учреждения эксплуатируются со значительными нарушениями требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства, предписания контролирующих органов не выполняются, мероприятия по устранению санитарного и противопожарного законодательства в полной мере не осуществляются, в результате нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц при оказании медицинской помощи, не обеспечивается выполнение основных принципов охраны здоровья граждан, создается угроза причинения вреда их жизни и здоровью.

В судебном заседании прокурор требования уточнил и просил обязать Учреждение выполнить не косметический, а текущий ремонт, указанных в исковом заявлении помещений, а также увеличил срок строительства (реконструкции) здания бактериологической лаборатории до 1 января 2013 года. В остальном иск поддержал по изложенным в нем основаниям.

Представители Учреждения Бабина Л.А., Шешукова И.Г. и Боярских Л.Д. исковые требования прокурора в части касающейся необходимости проведения работ по устранению нарушений противопожарного и санитарно-эпидемиологического законодательства, признали, пояснив, что Учреждение принимает меры по устранению выявленных недостатков, однако полностью их устранить до настоящего времени не может из-за недостаточного финансирования. Относительно сроков проведения работ возразили, полагая возможным провести ремонтные работы до мая 2013 года, строительство баклаборатории осуществить до января 2014 года.

Представитель администрации Советского района Толмачева Н.Б. заявила, что устранить нарушения в заявленные прокурором сроки не представляется возможным. В соответствии с информацией, представленной финансово-экономическим управлением администрации Советского района, финансирование по устранению нарушений предполагается не ранее февраля 2012 года. С учетом сроков размещения муниципального заказа, разработки проектно-сметной документации, проведение ремонтных работ возможно до мая 2013 года, строительстве бактериологической лаборатории - до января 2014 года.

Представитель территориального отдела Роспотребнадзора Нечаева Е.Э. полагала иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. Указанные в исковом заявлении недостатки были выявлены еще в 2005 году. Предписания не исполняются. Все нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, за исключением баклабаратории, являются текущими, малозатратными и подлежащими немедленному устранению. В бактериологической лаборатории имеют место серьезные нарушения, которые могут привести к инфицированию, как персонала, так и населения.

Представитель Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре Гончарук В.А. исковые требования прокурора поддержал, т.к. устранение нарушений противопожарного законодательства, которые предлагалось устранить с 2008 года больших финансовых затрат не требует.

Судом постановлено указанное выше решение, которое администрация Советского района просит отменить и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы заявлено, что решение суда постановлено без учета предоставленных Администрацией доказательств о невозможности его исполнения в установленный срок. Судом не учтено, что большая часть выявленных в 2009 году нарушении устранена. Установленный срок ничем не обоснован. Ограничивая ответчика в способах устранения нарушения в части строительства или реконструкции баклаборатории суд не исследовал возможность устранения нарушений в этой части другими способами, в том числе путем осуществления бактериологических исследований другими медицинскими учреждениями. Решение суда нарушает публичные интересы, поскольку обязательность его исполнения потребует дополнительного и значительного финансирования, что отразится на утвержденном бюджете на 2011 год и негативно повлияет на исполнение администрацией Советского района других социально значимых публичных обязательств.

Возражая против удовлетворения кассационной жалобы, прокурор и Учреждение просят решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.

Требования прокурора в части текущего ремонта помещений в которых Учреждением оказывается медицинская помощь населению и строительства или реконструкции бактериологической лаборатории признаны ответчиком, признание иска принято судом. Решение суда Учреждением не обжалуется.

Спор возник по срокам выполнения работ по устранению выявленных нарушений противопожарных и санитарно-эпидемиологических правил и норм. При разрешении данного спора суд первой инстанции правомерно принял во внимание длящийся характер нарушений, которые были выявлены в 2009 году, и признал несостоятельными доводы Учреждения и Администрации о необходимости установления срока устранения нарушений не ранее мая 2013 года и января 2014 года.

В соответствии с п. 9.5 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" в основных помещениях следует регулярно в плановом порядке проводить текущий ремонт помещений. Устранение возникших дефектов (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и др.) должно проводиться незамедлительно.

Доказательств того, что текущий ремонт помещений, в которых Учреждением осуществляется медицинская деятельность, начиная с 2009 года производился, не представлено.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Как установлено судом первой инстанции, предписание отдела государственного пожарного надзора по г. Югорску, г. Советскому и Советскому району № 260/1/1-23 по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 01 июля 2009 года Учреждением в установленном законом порядке не оспорено и в полной мере не исполнено.

Недостаточность объема финансирования Учреждения обстоятельством имеющим значение для правильного разрешения настоящего дела не является и от выполнения предписаний контролирующих органов Учреждение не освобождает, поскольку конституционное право граждан на безопасность, охрану здоровья и медицинскую помощь, а также на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, не может быть поставлено в зависимость о наличия, либо отсутствия соответствующего финансирования.

В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

В свою очередь в соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, доводы кассационной жалобы Администрации основанные на единственном обстоятельстве: сроке финансирования устранения нарушений, представляются несостоятельными.

Судебная коллегия не может принять во внимание и довод Администрации в части ограничения Учреждения в способах устранения нарушений в отношении строительства или реконструкции бактериологической лаборатории, поскольку, во-первых, в суде первой инстанции заявленный прокурором способ устранения нарушений в этой части никем не оспаривался и иной способ на обсуждение лиц, участвующих в деле, не выносился. Во-вторых, ответчик решение суда в этой части не оспаривает. Права изменить способ и порядок исполнения решения суда не лишен и может заявить об этом в любое время в порядке определенном ст. 203 ГПК РФ.

На основании изложенного, с учетом установленных обстоятельств и требований законодательства решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены или изменения по доводам кассационной жалобы Администрации не имеется. Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда от 13 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Советского района - без удовлетворения.

Председательствующий:      Юрьев И.М.

Судьи:         Блиновская Е.О.

Старцева Е.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200