Судья Давыдов А.А. Дело № 33-2653/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 21 июня 2011 года г. Ханты-Мансийск Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе: председательствующего судьи Юрьева И.М., судей Старцевой Е.А., Блиновской Е.О., при секретаре Мелехине А.А., с участием прокурора Шиян Е.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искупрокурора Березовского района к администрации Березовского района и комитету образования администрации Березовского района о понуждении к совершению действий по организации на территории Березовского района муниципальных дошкольных образовательных учреждений, по кассационному представлению прокурора на решение Березовского районного суда от 29 апреля 2011 года, которым постановлено: «В удовлетворении иска прокурора Березовского района к ответчикам Администрации Березовского района, комитету образования Администрации Березовского района о понуждении к совершению действий по организации на территории Березовского района муниципальных дошкольных образовательных учреждений отказать полностью». Заслушав доклад судьи Старцевой Е.А., объяснения прокурора, поддержавшей доводы представления, судебная коллегия установила: Прокурор Березовского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о возложении на администрацию Березовского района и комитет образования администрации Березовского района обязанности в срок до 01 сентября 2013 года организовать на территории Березовского района дошкольные образовательные учреждения на количество мест, обеспечивающее ликвидацию нуждаемости населения района в дошкольных образовательных учреждениях. В обоснование иска сослался на то, что при проведении проверки исполнения требований законодательства о доступности дошкольного образования на территории Березовского района установлено, что организация общедоступного бесплатного дошкольного образования в Березовском районе не соответствует социальным требованиям и количеству детей, имеющих право на дошкольное образование. По состоянию на 14 марта 2011 года в районе функционирует 24 муниципальных дошкольных образовательных учреждения. По состоянию на 15 марта 2011 года в очереди для поступления в муниципальные дошкольные учреждения состоит 867 детей, из них 358 в возрасте до 1,5 лет, которые по достижению 1,5 лет правом на дошкольное образование воспользоваться не смогут. Дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях составляет 400 мест. Указанное положение нарушает права детей на доступность дошкольного образования и является предпосылкой для злоупотребления должностными лицами своими полномочиями в данной сфере при устройстве детей в детские сады. Одной из причин нарушения прав детей на доступное дошкольное образование прокурор считает недостаточные меры, принимаемые администрацией района. В судебном заседании прокурор на заявленных требования настаивал. Представителиадминистрации Березовского района Муфель С.В. и комитета образования администрации Березовского района Лызлов С.А. и Кислицын В.И. против удовлетворения иска прокурора возразили. В соответствии с адресной инвестиционной программой «Наша новая школа», соглашением от 15 февраля 2011года № 08/11.0016/1 предусмотрены окончание строительства детского сада в п.<данные изъяты> на 100 мест, интерната - детского сада в п.<данные изъяты> на 45 мест в 2011 году; начало строительство детского сада в пгт. <данные изъяты> на 300 мест и в с.Саранпауль на 60 мест в 2011году, окончание - в 2013 году; строительство детского сада пгт.Игрим на 200 мест, началостроительства в 2011 году, окончание - в 2012 году, а также реконструкция на условиях софинансирования помещений школы и размещение групп детского сада в п.<данные изъяты> и в с.<данные изъяты>, которые должны быть завершены в 2012 году. За период 2009-2010 г.г. произведены мероприятия по ремонту и возврату групповых помещений МДОУ детский сад «<данные изъяты> в пгт.<данные изъяты> на 15 мест, МДОУ детский сад «<данные изъяты>» в с. <данные изъяты> на 15 мест. Дефицит мест в детских садах вызван увеличением рождаемости в результате демографической политики государства. Проблема мест детских садов будет практически решена в 2013 году. Администрация Березовского района ведет плановую работу, которая выполняется в соответствии с графиком. Строительство детских садов на территории Березовского района связано с определенными трудностями транспортной схемы и финансирования, так как район является дотационным, несмотря на это вопросы строительства детских садов решаются. Судом постановлено указанное выше решение, которое прокурор Березовского района просит отменить и принять решение об удовлетворении исковых требований, т.к. судом первой инстанции было установлено, что администрацией Березовского района заключен лишь один контракт на завершение строительства детского сада в п. <данные изъяты> до настоящего времени строительство указанного объекта не завершено, ссылка суда на то, что строительство будет продолжено при положительных температурах после схода снежного покрова находит несостоятельной, так как право детей не может быть поставлено в зависимость от погодных условии. Наличие программы «Наша новая школа» является лишь предпосылкой к организации работы по строительству дошкольных образовательных учреждении и само по себе не является гарантией и доказательством того, что дошкольные образовательные учреждения будут построены. Возражая против удовлетворения представления прокурора, ответчики сочли решение суда законным и обоснованным. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает. В соответствии ч. 1, 2 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время. В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 12 сентября 2008 года № 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Пунктом 7 вышеназванного Постановления определены виды дошкольных образовательных учреждений - детские сады. Отказывая прокурору в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из недоказанности факта бездействия органа местного самоуправления, что нашло свое подтверждение материалами дела. Довод прокурора о недостаточности совершаемых ответчиками в данном направлении действий основан на предположении и не опровергает выводы суда первой инстанции, которые судебная коллегия находит правильными и обоснованными. Вопрос организации детских дошкольных учреждений в Березовском районе представляет собой определенную сложность, учитывая инфраструктуру района, его финансовое состояние (дотационность бюджета), отсутствие подходящих зданий, которые бы отвечали всем требованиям с учетом целей и задач их эксплуатации (детское дошкольное учреждение, в котором подразумевается пребывание малолетних детей) и необходимости их нового строительства. Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что осуществляемые органом местного самоуправления мероприятия не позволяют сделать вывод о том, что права детей в возрасте до 7 лет на дошкольное образование реализованы в полной мере. Вместе с тем, организация и проведение мероприятий в данной сфере позволяет сделать вывод о том, что орган местного самоуправления в данном направлении не бездействует. То обстоятельство, что вопрос, связанный с дефицитом мест в детских дошкольных учреждениях в настоящий момент не решен положительно, не дает основание полагать, что заявленные прокурором требования являются обоснованными. В случае, если бы суд, признав установленным бездействие органа местного самоуправления, возложил бы обязанность в срок до 01 сентября 2013 года устранить нарушения, что означает построить и ввести в эксплуатацию детские сады, то такое решение было бы неисполнимым по причине отсутствия у органа местного самоуправления физической возможности осуществить все необходимые для этого действия в указанный срок. Доводами кассационного представления правильность выводов суда первой инстанции не опровергается. Иных доводов, влекущих необходимость отмены решения, кассационное представление не содержит. Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Березовского районного суда от 29 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора - без удовлетворения. Председательствующий: Юрьев И.М. Судьи: Блиновская Е.О. Старцева Е.А.