о повышении минимального размера пенсии



Судья Бехтина Н.Е.                           Дело № 33-3031/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 июля 2011 года            г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи Оспичева И.М.,

судей      Старцевой Е.А., Ахметзяновой Л.Р.,

при секретаре Мелехине А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Биктимировой Т.А., Бровниковой Л.З., Крюкова В.Л. к администрации и Совету депутатов сельского поселения Локосово о повышении на территории муниципального образования сельское поселение Локосово минимального размера пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы и перерасчете пенсии за выслугу лет,

по кассационной жалобе администрации и Совета депутатов сельского поселения Локосово на решение Сургутского районного суда от 08 апреля 2011 года, которым постановлено:

«…Обязать Совет депутатов сельского поселения Локосово установить с 01 января 2010 года на территории муниципального образования сельское поселение Локосово минимальный размер пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в размере <данные изъяты> рублей.

Обязать Администрацию сельского поселения Локосово произвести с 01 января 2010 года перерасчет пенсии за выслугу лет Биктимировой Т.А., Бровниковой Л.З., Крюкова В.Л. как лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы.

Взыскать с Совета депутатов сельского поселения Локосово в пользу Биктимировой Т.А., Бровниковой Л.З., Крюкова В.Л. расходы по услугам представителя на каждого в размере <данные изъяты> рублей.

Взыскать с Администрации сельского поселения Локосово в пользу Биктимировой Т.А., Бровниковой Л.З., Крюкова В.Л. расходы по услугам представителя на каждого в размере <данные изъяты> рублей.»

Заслушав доклад судьи Старцевой Е.А., объяснения представителя администрации с.п. Локосово Галиуллина Р.Р. и представителя Совета депутатов с.п. Локосово Тропиной Е.В., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Биктимирова Т.А., Боровикова Л.З. и Крюков В.Л. обратились в суд с иском о понуждении Администрации сельского поселения Локосово установить с 1 января 2010 года на территории с.п. Локосово минимальный размер пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в размере 5000 руб. и произвести с указанной даты перерасчет выплачиваемой им пенсии.

В обоснование заявленных требований указали, что им дополнительно к трудовой пенсии по старости в соответствии с решением Совета депутатов с.п. Локосово № 86 от 15 мая 2008 года «О порядке назначения, перерасчета за выслугу лет, лицам, замещавшим муниципальные должности либо должности муниципальной службы» назначена пожизненно пенсия за выслугу лет в минимальном размере равном <данные изъяты> руб. В связи с тем, что на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются установленные федеральными законами и законами Ханты-Мансиского автономного округа-Югры права государственного служащего, а Законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры минимальный размер пенсии государственным гражданским служащим с 01 января 2010 года увеличен до <данные изъяты> руб., считают, что в с.п. Локосово минимальный размер пенсии также должен быть увеличен.

Определением Сургутского городского суда от 25 февраля 2011 года в качестве соответчика привлечен Совет депутатов с.п. Локосово.

В судебном заседании истцы и их представитель Мамаева В.Т. заявленные требования поддержали и просили обязать Совет депутатов сельского поселения Локосово установить с 01 января 2010 года на территории муниципального образования с.п. Локосово минимальный размер пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в размере <данные изъяты> руб., обязать администрацию сельского поселения Локосово произвести им перерасчет пенсии за выслугу лет, начиная с 1 января 2010 года и взыскать с ответчиков расходы на оказание юридических услуг по <данные изъяты> руб. в пользу каждого.

Представитель Совета депутатов и администрации сельского поселения Локосово Галиуллин P.P. против удовлетворения иска возразил, т.к. порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсии лицам,замещавшим должности муниципальной службы и лицам, замещавшим муниципальные должности, самостоятельно устанавливается представительным органом муниципального образования. Решением Совета депутатов с.п. Локосово № 86 от 15 мая 2008 года «О порядке назначения, перерасчета за выслугу лет, лицам, замещавшим муниципальные должности либо должности муниципальной службы» установлен минимальный размер пенсии в размере <данные изъяты> руб. В связи с тем, что дополнительная пенсия по выслуге лет муниципальным служащим выплачивается на основании муниципального нормативного акта, который не обжалован и незаконным не признан, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Судом постановлено указанное выше решение, которое Совет депутатов и Администрация с.п. Локосово просят отменить и направить дело на новое рассмотрение. Настаивая на том, что в соответствии с принципами правового регулирования полномочий органов местного самоуправления, установленных ст. 18 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» федеральные законы, законы субъектов РФ не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов. Частью 2 ст. 17 Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югра от 20 июля 2001 года № 113-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округу-Югре» и ч.2 ст. 53 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов по вопросам местного значения. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельны в пределах своих полномочии. Советом депутатов, являющимся представительным органом муниципального образования с.п. Локосово, принято решение № 86 от 15 мая 2008 года «О порядке назначения, перерасчета за выслугу лет, лицам, замещавшим муниципальные должности либо должности муниципальной службы», которое в порядке ст. 251 ГПК РФ никем не оспорено.

Истцы, возражая против доводов кассационной жалобы, просят решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене виду нарушения судом норм процессуального и материального права.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции не принял во внимание, что избранный истцами способ защиты своих прав не соответствует содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения, а также не принял во внимание, что в силу ст. 12 ГК РФ, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты. При этом при формулировании требования основания иска должны соответствовать его предмету.

Как следует из материалов дела, спорные пенсии за выслугу лет истцам были назначены в соответствии с Порядком назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности либо должности муниципальной службы, утвержденным решением Совета депутатов с.п. Локосово от 15 мая 2008 года № 86 (далее по тексту Порядок) и являющимся нормативным актом, оспаривание которого осуществляется по правилам гл. 24 ГПК РФ, поскольку правовое регулирование пенсионного обеспечения указанных категорий служащих п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и ч. 2 ст. 17 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 июля 2007 года № 113-оз "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" полностью отнесено к компетенции органов местного самоуправления.

В установленном ст. 251 ГПК РФ порядке Биктимирова Т.А., Боровикова Л.З. и Крюков В.Л. решение Совета депутатов с.п. Локосово № 86 от 15 мая 2008 года в суд не обжаловали. Утвержденный настоящим Решением Порядок недействительным не признан и на момент вынесение судебного постановления изменен не был, соответственно оснований для удовлетворения требований истцов к администрации с.п. Локосово о перерасчете пенсии за выслугу лет у суда не имелось.

Также как не имелось оснований для возложения на Совет депутатов с.п. Локосово обязанности установления с 1 января 2010 года на территории муниципального образования минимального размера пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности в размере 5000 руб., поскольку в соответствии с ч.1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Как указал Пленум Верховного Суда РФ в абз «а» п.18 своего постановления № 48 от 29 ноября 2007 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» даже в рамках производства по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части (гл. 24 ГПК РФ) суд не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, т.к. это относится к исключительной компетенции органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод принимается судом в одном случае: при рассмотрении дел по правилам гл. 25 ГПК РФ по заявлениям об оспаривании решений (ненормативного характера), действия (бездействия) вышеуказанных органов и их должностных лиц.

Настоящее дело рассмотрено судом в рамках искового производства.

При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене. Поскольку обстоятельства по делу установлены, судебная коллегия считает, что по делу можно принять новое решение, не передавая его на новое рассмотрение в суд первой инстанции, которым Биктимировой Т.А., Боровиковой Л.З. и Крюкову В.Л. в удовлетворении исковых требований отказать.

Руководствуясь статьями 360, 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сургутского районного суда от 8 апреля 2011 года отменить и принять по делу новое решение.

Биктимировой Т.А., Бровниковой Л.З., Крюкова В.Л. к администрации и Совету депутатов сельского поселения Локосово о повышении на территории муниципального образования сельское поселение Локосово минимального размера пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы и перерасчете пенсии за выслугу лет, отказать.

Председательствующий:      Оспичев И.М.

Судьи:         Ахметзянова Л.Р.

Старцева Е.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200