Судья Тарасова Г.Е. Дело № 33-1917/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 3 мая 2011 года г. Ханты - Мансийск Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе: председательствующего Александровой Н.Н., судей: Ахметзяновой Л.Р., Ковалёва А.А., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Платоновой Оксаны Анатольевны к Бюджетному учреждению (адрес обезличен) «Няганский центр занятости населения» о признании безработной и постановке на учет, по кассационной жалобе Бюджетного учреждения (адрес обезличен) «Няганский центр занятости населения» на решение Няганского городского суда от 4 марта 2011 года, которым постановлено: «Исковые требования Платоновой Оксаны Анатольевны удовлетворить. Признать постоянным местом жительства Платоновой Оксаны Анатольевны жилое помещение по адресу: (адрес обезличен). Обязать Бюджетное учреждение (адрес обезличен) «Няганский центр занятости населения» зарегистрировать Платонову Оксану Анатольевну в качестве безработной с 4 февраля 2011 года». Заслушав доклад судьи Ахметзяновой Л.Р., судебная коллегия установила: Платонова О.А. обратилась в суд с иском к Бюджетному учреждению ХМАО-Югры «Няганский центр занятости населения» о признании её безработной и постановке на учет. Требования мотивированы тем, что с 21 ноября 2010 года она с семьей переехала на постоянное место жительства в (адрес обезличен) из (адрес обезличен). 4 февраля 2011 года со всеми необходимыми документами обратилась в Центр занятости для постановки ее на учет в качестве безработной, но получила отказ, мотивированный тем, что у неё отсутствует регистрация в (адрес обезличен). Платонова О.А. считает отказ незаконным, противоречащим п.2 ст. 3 ФЗ «О занятости населения в РФ», в соответствии с которым решение о регистрации в качестве безработного принимается органами службы занятости по месту жительства, а регистрация является лишь одним из доказательств места жительства. Учитывая, что она со своей семьей постоянно проживает в (адрес обезличен) по адресу: (адрес обезличен), просила признать постоянным местом жительства данное жилое помещение и обязать ответчика зарегистрировать её в качестве безработной со дня обращения, то есть с 4 февраля 2011 года. В судебном заседании Платонова О.А. заявленные требования поддержала в полном объеме, дав пояснения по иску. Представитель ответчика Попова Н.А. исковые требования не признала, пояснила, что отказ является законным и обоснованным, поскольку единственным доказательством места жительства в соответствии с.п.2 ст.3 ФЗ «О занятости населения в РФ» является регистрация. Поскольку у истца отсутствует регистрация в (адрес обезличен), следовательно, она не может быть зарегистрирована в качестве безработной в (адрес обезличен). Судом постановлено вышеизложенное решение. В кассационной жалобе ответчик просит решение суда отменить, передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы указал, что единственным доказательством места жительства в соответствии с.п.2 ст.3 ФЗ «О занятости населения в РФ» является регистрация, а у истца отсутствовала регистрация в (адрес обезличен), следовательно, она не могла быть зарегистрирована в качестве безработной в (адрес обезличен). Возражая против доводов кассационной жалобы, Платонова О.А. полагает, что решение суда подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба ответчика без удовлетворения. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему. Как видно из материалов дела, БУ (адрес обезличен) «Няганский центр занятости» на заявление Платоновой О.А. от 4 февраля 2011 года отказал в регистрации в качестве ищущего работу в связи с отсутствием регистрации по месту жительства или месту пребывания. В силу п.2 ст.3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании. В соответствии с п. 7 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 г. № 458, для регистрации в целях поиска подходящей работы безработные граждане представляют в органы по вопросам занятости по месту жительства справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), выданную в установленном порядке, и предъявляют: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж; документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию. Как правильно указал суд первой инстанции, вышеназванными нормативными актами не предусмотрено, что отсутствие регистрации по месту жительства может служить основанием для отказа в регистрации в целях поиска подходящей работы или безработного. Таким образом, установленным Порядком не предусмотрено предоставление документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства или месту пребывания. Доводы кассационной жалобы о наличии регистрации по месту жительства в качестве условия для признания в качестве безработного, назначения адресной помощи являются несостоятельными, поскольку не основаны на законе. Действительно, граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту жительства и по месту пребывания (ст.3 Федерального закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации»). Однако, отсутствие регистрации не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Уведомительная регистрация имеет исключительно учетный характер и не является обстоятельством, от которого зависит реализация предоставленных гражданину прав. Судом первой инстанции сделан правильный по существу вывод о том, что право на признание безработным возникает по месту жительства лица, имеющего такое право. Используемое в вышеуказанных нормативных правовых актах понятие места жительства не тождественно понятию регистрации по месту жительства. Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В силу ст. 2 ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. На основании анализа указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» судом правильно отмечено, что регистрация не входит в понятие «место жительства» и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета. Кроме того, в ст. 3 Федерального закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» содержится прямое указание, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. С учетом этого, судом сделан обоснованный вывод о том, что отсутствие у Платоновой О.А. регистрации по месту жительства (адрес обезличен) не может являться основанием для отказа в регистрации в качестве безработной. При изложенных обстоятельствах решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная оценка. Изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы суда, сводятся по существу к переоценке установленных судом обстоятельств и выражают несогласие с ней, что не может рассматриваться как достаточное основание для отмены решения суда. Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, были предметом обсуждения в суде и обоснованно, по мотивам, изложенным в решении, оставлены без удовлетворения. Оснований для отмены решения суда не имеется. На основании изложенного и руководствуясь ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: Решение Няганского городского суда от 4 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика Бюджетного учреждения (адрес обезличен) «Няганский центр занятости населения» - без удовлетворения. Председательствующий Александрова Н.Н. Судьи: Ахметзянова Л.Р. Ковалёв А.А.