о квотировании рабочих мест инвалидам



Судья Давлетова Т.В.                          Дело № 33-3106/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 июля 2011 года                     г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи Оспичева И.М.,

судей      Старцевой Е.А., Ахметзяновой Л.Р.,

при секретаре Мелехине А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Когалыма в интересах неопределенного круга лиц к ООО Агентство «ЛУКОМ-А-Западная Сибирь» о квотировании рабочих мест инвалидам, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования, Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Когалымский центр занятости населения»,

по кассационной жалобе ООО Агентство «ЛУКОМ-А-Западная Сибирь» на решение Когалымского городского суда от 11 мая 2011 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора г. Когалыма в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ЛУКОМ-А-Западная Сибирь» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем создания специальных рабочих мест и выделении квот для трудоустройства инвалидов - удовлетворить.

Обязать ООО «ЛУКОМ-А-Западная Сибирь» создать 21 рабочее место, включая и 3 специальные рабочие места, для приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

Взыскать с ООО «ЛУКОМ-А-Западная Сибирь» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей».

Заслушав доклад судьи Старцевой Е.А., объяснения представителя ООО Агентство «ЛУКОМ-А-Западная Сибирь» Куликовой Е.В., поддержавшей доводы жалобы, возражения прокурора Жилиной О.С., судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Когалыма обратился в суд с иском о признании незаконным бездействие ООО «ЛУКОМ-А-Западная Сибирь» (далее по тексту Общество), выразившееся в не предоставлении в полном объеме квот для трудоустройства инвалидов и о понуждении устранить в полном объеме допущенные нарушения путем создания специальных рабочих мест для инвалидов в пределах квоты.

В обоснование заявленных требований указал, что согласно информации Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Когалымский центр занятости населения» (далее по тексту Центр занятости) за январь-март 2011 года Общество не в полном объеме предоставляет квоты для трудоустройства инвалидов, не создает и не выделяет специальные рабочие места для инвалидов, тогда как в качестве безработных инвалидов на учете состоит 29 человек.Бездействие Общества нарушает требование ст. 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Основания для освобождения Общества от квотирования рабочих мест отсутствуют, его бездействие нарушает права неопределенного круга лиц.

В судебном заседании прокурор на удовлетворении заявленных требований настаивал.

Представитель Общества Куликова Е.В. против удовлетворения иска возражала, т.к. инвалидам в приеме на работу Общество не отказывает, их в Обществе работает три человека. Создавать специальные рабочие места для инвалидов целесообразности нет, так как непонятно для какой категории они должны создаваться. Отчетность в Центр занятости представляется своевременно, квота исполняется.

Представитель третьего лица Центра занятости Белова Г.А. полагает исковые требования подлежащими удовлетворению, так как установленная квота приема на работу инвалидов ответчиком в полном объеме не выполнена.

Судом постановлено указанное выше решение, которое Общество просит отменить и принять по делу новое решение, не передавая его на новое рассмотрение, т.к. судом обстоятельства имеющие значение для дела определены неправильно. Удовлетворяя требования прокурора суд не учел положения Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и Закона ХМАО-Югры от 23 декабря 2004 года № 89-оз «О квотировании рабочих мест инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре». Законодатель, возлагая на работодателя обязанность по созданию специальных рабочих мест для инвалидов и выделения квоты рабочих мест, не предусмотрел механизм реализации такой обязанности. Так же судом не учтено, что для создания рабочих мест для инвалидов необходим индивидуальный подход, в противном случае создание рабочих мест будет носить формальный характер, что не будет способствовать реализации прав инвалидов в сфере трудоустройства. Судом не принято во внимание, что в г. Когалыме количество квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов значительно превышает количество безработных инвалидов. Также суд при определении размера квоты для трудоустройства инвалидов не учел специфику Общества, которое осуществляет охранную деятельность, регулируемую специальными нормами права.

В возражениях на кассационную жалобу прокурор и Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Когалымский центр занятости населения» просят решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.

Согласно п. 1 ст. 13Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее Закон № 1032-1) государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным закономот 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон № 181-ФЗ).

В соответствии со ст. 20 Закона № 181-ФЗ инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

В силу требований ст. 24 Закона № 181-ФЗ, работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Из п. 1, 3 ст. 25 Закона РФ № 1032-1 следует, что работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения, в том числе на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов, и обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Таким образом, организация численностью более 100 человек обязана принимать на работу инвалидов в пределах установленной квоты и ежемесячно предоставлять в органы службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Как следует из материалов дела, при проведении прокуратурой проверки соблюдения ответчиком законодательства Российской Федерации в сфере занятости населения в Российской Федерации, было установлено, что Обществом требования законодательства в части создания рабочих мест для инвалидов и представления органам службы занятости населения информации о наличии вакантных рабочих мест для инвалидов по установленной форме не выполняются.

Согласно ст. 21 Закона № 181-ФЗ, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Как видно из материалов дела, по состоянию на апрель 2011 года среднесписочная численность Общества составляет 1191 человек.

В соответствии со ст. 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 23 декабря 2004 года № 89-оз "О квотировании рабочих мест инвалидам в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре" (далее по тексту Закон ХМАО-Югры № 89-оз) для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, квота рабочих мест для инвалидов установлена в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников с учетом работающих в организации инвалидов.

Отсюда, квота составляет 24 рабочих места. В Обществе работает лишь 3 инвалида. Соответственно квота в полном объеме Обществом не выполнена, информация о наличии 21 вакантного места для инвалидов в Центр занятости не представлена.

От обязанности квотирования рабочих мест Общество не освобождено. Доказательств невозможности выделения (создания) рабочих мест, в счет установленной квоты, Обществом не представлено, также как не представлено доказательств финансирования выделения (создания) рабочих мест в другой организации, как это предусмотрено ст. 6 Закона ХМАО-Югры № 89-оз.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно возложил на Общество обязанность по квотированию 21 рабочего места для инвалидов.

Разрешая требования прокурора, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Приведенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом судебного исследования в суде первой инстанции, с последующей правильной правовой оценкой и основанием для отмены законного и обоснованного решения суда, не являются.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Когалымского городского суда от 11 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ООО Агентство «ЛУКОМ-А-Западная Сибирь» - без удовлетворения.

Председательствующий:       Оспичев И.М.

Судьи:         Ахметзянова Л.Р.

Старцева Е.А.

          

-32300: transport error - HTTP status code was not 200