Судья Хуснутдинов Ф.Ф. Дело № 33-3371/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 02 августа 2011 года г. Ханты-Мансийск Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе: председательствующего судьи Ульянова Р.Л., судей Старцевой Е.А., Ахметзяновой Л.Р., при секретаре Мелехине А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нефтеюганского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Управлению внутренних дел по г. Нефтеюганску Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о понуждении получить лицензию на осуществление медицинской деятельности, по кассационной жалобе УВД по г. Нефтеюганску на решение Нефтеюганского городского суда от 26 апреля 2011 года, которым постановлено: «Обязать УВД по городу Нефтеюганску ХМАО-Югры получить лицензию на осуществление медицинской деятельности». Заслушав доклад судьи Старцевой Е.А., возражения прокурора Чукоминой О.Ю., судебная коллегия установила: Нефтеюганский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском к Управлению внутренних дел по г. Нефтеюганску Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - УВД), в котором указал, что в ходе проверки было установлено нарушение требований Федерального закона от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Отсутствие у УВД лицензии на осуществление доврачебной помощи не может гарантировать оказания качественных услуг гражданам, содержащимся в изоляторе временного содержания, что может повлечь нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал. Дело рассмотрено в отсутствие представителя УВД, представившего письменные возражения на иск из которых следует, что лицензию получить невозможно без санитарно-эпидемиологического заключения, которое в свою очередь невозможно получить без капитального ремонта здания ИВС. Судом постановлено указанное выше решение, которое УВД просит отменить и направить дело на новое рассмотрение, т.к. вопреки ходатайства о переносе судебного заседания, дело было рассмотрено в отсутствии представителя УВД. Для получения в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам осуществляемой медицинской деятельности необходим капитальный ремонт медицинского кабинета в изоляторе временного содержания, который требует значительных финансовых вложений, внесения изменений в проект здания, с составлением проектно-сметной документации. УВД является территориальным подразделением МВД РФ и содержится за счет федерального бюджета и бюджета муниципального образования г. Нефтеюганска. Денежные средства на ремонт были выделены департаментом финансов г. Нефтеюганска лишь в марте текущего года. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривает. Материалами дела установлено, что в штате УВД имеются 3 штатные единицы среднего медицинского персонала - фельдшеров, осуществляющих медицинскую деятельность по оказанию амбулаторной первичной (добрачебной) в т.ч. неотложной, медико-санитарной помощи лицам, содержащимся в изоляторе временного содержания и специальном приемнике УВД. Судом правильно установлено, что данный вид деятельности на основании ст. 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон о лицензировании) входит в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Порядок лицензирования медицинской деятельности регламентирован Положением о лицензировании медицинской деятельности утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 года № 30 (далее Положение о лицензировании медицинской деятельности). В силу пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стацио-нарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению. В соответствии с подпунктом 8.2 пункта 8 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания органов внутренних дел, утвержденной приказом МВД и Минздрава РФ от 31 декабря 1999 года № 1115/475, (далее Инструкция) при оказании медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС, медицинские работники ИВС осуществляют оказание амбулаторно-поликлинической первичной медико-санитарной помощи. Согласно пункту 9 Инструкции в течение первых суток пребывания в ИВС проводится первичный медицинский осмотр всех вновь поступивших с целью выявления лиц с подозрением на инфекционные заболевания, представляющих опасность для окружающих, и больных, нуждающихся в скорой медицинской помощи. При этом обращается особое внимание на наличие проявлений кожных, венерических, психических заболеваний, пора-женность педикулезом, чесоткой. Следовательно, любой медицинский осмотр, определение нуждаемости в медицинской помощи, оказание первой медицинской помощи относятся к деятельности, требующей специального разрешения - лицензии, выдаваемой в установленном законом порядке. Отсутствие лицензии на осуществление медицинской деятельности по оказанию доврачебной медицинской помощи подтверждается материалами дела и необходимость ее получения УВД не оспаривается. Отсутствие финансирования от обязанности получения лицензии не освобождает. В свою очередь осуществление медицинской деятельности по оказанию доврачебной медицинской помощи в отсутствие лицензии не может гарантировать оказание качественных медицинских услуг гражданам, содержащимся в ИВС УВД, соответственно прокурор в силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ был вправе обратиться в суд с настоящим заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Таким образом, нарушений норм материального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Изложенные в кассационной жалобе доводы выводы суда не опровергают. Нарушений норм процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для отложения разбирательства дела в порядке ст. 167 ГПК РФ, поскольку командировка одного из представителей УВД (юридического лица) уважительной причиной неявки не является. Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Нефтеюганского городского суда от 26 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления внутренних дел по г. Нефтеюганску Ханты-Мансийского автономного округа - Югры без удовлетворения. Председательствующий: Ульянов Р.Л. Судьи: Ахметзянова Л.Р. Старцева Е.А.