Судья Захаров Д.П. Дело № 33-3521/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 09 августа 2011 года г. Ханты-Мансийск Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе: председательствующего судьи Юрьева И.М., судей Старцевой Е.А., Ахметзяновой Л.Р., при секретаре Мелехине А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сургутского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о понуждении к совершению действий по организации на территории городского поселения Федоровский Сургутского района муниципальных дошкольных образовательных учреждений, по кассационному представлению прокурора на решение Сургутского городского суда от 15 июня 2011 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано. Заслушав доклад судьи Старцевой Е.А., объяснения прокурора Чукоминой О.Ю., поддержавшей доводы представления, возражения представителя Администрации Юдахиной Ю.С., судебная коллегия установила: Прокурор Сургутского района обратился в суд с иском к Администрации Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее - Администрация) о понуждении в срок до 01 января 2014 года организовать на территории городского поселения Федоровский Сургутского района дошкольные образовательные учреждения на количество мест, обеспечивающее ликвидацию нуждаемости населения городского поселения Федоровский в дошкольных образовательных учреждения. В обоснование иска сослался на то, что при проведении проверки исполнения требований законодательства о доступности дошкольного образования на территории Сургутского района установлено, что организация общедоступного бесплатного дошкольного образования в г.п. Федоровский не соответствует социальным требованиям и количеству детей, имеющих право на дошкольное образование. По расчетам департамента образования администрации Сургутского района необходимое число мест в дошкольных образовательных учреждениях г.п. Федоровский составляет 600 мест. В очереди для поступления в детские сады в г.п. Федоровский состоит 1361 ребенок. Фактическая численность детей в дошкольных образовательных учреждениях поселка составляет 1220 человек. 963 ребенка не могут воспользоваться правом на доступное дошкольное образование. Данное положение длительное время нарушает права жителей поселка на доступность дошкольного образования и является предпосылкой для злоупотребления должностными лицами своими полномочиями при устройстве детей в детские сады. В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивал. Представители Администрации Ерофеева М.В., Хижняк О.Н. и Макарова Ю.В. против удовлетворения иска возразили, т.к. прокурором не определен предмет спора, непонятно, какие именно действия Администрации необходимо осуществить, заявленное требование фактически невозможно исполнить. Доказательства того, что Администрация не в полной мере исполняет полномочия по организации дошкольного образования, не представлены. Качественный анализ действительной нуждаемости детей, числящихся в очереди на получение мест в детских садах г.п. Федоровский не проведен. Не приняты во внимание дети пользующиеся услугами групп кратковременного пребывания, услугами частных детских садов и получающих дошкольное образование в иных доступных формах. На территории поселения отсутствуют строения, ранее являвшимися детскими садами и перепрофилированными для иных нужд. Судом постановлено указанное выше решение, которое прокурор просит отменить, дело направить на новое рассмотрение. Выводы суда о том, что прокурором не определен предмет спора считает несостоятельным, так как исковое требование сформулировано в соответствии с положениями Федеральных законов «Об образовании» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уточнить его более чем указано в законе не представляется возможным. Сложности исполнения заявленных требований отсутствуют, т.к. Администрации предоставлена возможность самостоятельно по своему усмотрению и исходя из финансовой возможности бюджета района определить способ организации дошкольных учреждении на 600 мест. Вывод суда о том, что превышение предельной численности детей, посещающих детские дошкольные учреждения, не нарушает норм СанПиНа и лицензионные требования считает несостоятельными. Данный факт лишний раз подтверждает недостаточность принимаемых Администрацией мер по устранению дефицита мест в детских садах. Вывод суда о том, что в настоящее время необходимое число мест в дошкольных учреждениях г.п. Федоровский составляет 405 мест, находит несостоятельным, так как судом не учтены дети, состоящие в очереди на предоставление мест в детских садах, но посещающие группу кратковременного пребывания и частные детские сады. Так же находит несостоятельным вывод суда о запланированном строительстве детского сада на 280 мест в г.п. Федоровский, так как строительство данного детского сада в полной мере вопрос с дефицитом мест не решит. Администрация, возражая против удовлетворения кассационного представления, просит решение суда оставить без изменения. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает. В соответствии ч. 1, 2 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время. В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 12 сентября 2008 года № 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Пунктом 7 вышеназванного Постановления определены виды дошкольных образовательных учреждений - детские сады. Отказывая прокурору в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из недоказанности факта бездействия органа местного самоуправления, что нашло свое подтверждение материалами дела. Довод прокурора о недостаточности совершаемых Администрацией в данном направлении действий основан на предположении и не опровергает выводы суда первой инстанции, которые судебная коллегия находит правильными и обоснованными. Вопрос организации детских дошкольных учреждений представляет собой определенную сложность, учитывая финансовое состояние бюджета муниципального образования, отсутствие подходящих зданий, которые бы отвечали всем требованиям с учетом целей и задач их эксплуатации (детское дошкольное учреждение, в котором подразумевается пребывание малолетних детей) и необходимости их нового строительства. Как следует из материалов дела, осуществляемые органом местного самоуправления мероприятия не позволяют сделать вывод о том, что права детей в возрасте до 7 лет на дошкольное образование реализованы в полной мере. Вместе с тем, организация и проведение мероприятий в данной сфере позволяет сделать вывод о том, что орган местного самоуправления в данном направлении не бездействует. Сургутский район является участником Целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Новая школа Югры на 2010-2013 годы», в рамках которой запланировано строительство на территории Сургутского района, в том числе и в г.п. Федоровский, детских садов. То обстоятельство, что вопрос, связанный с дефицитом мест в детских дошкольных учреждениях в настоящий момент не решен положительно, не дает основание полагать, что заявленные прокурором требования являются обоснованными. В случае, если бы суд, признав установленным бездействие органа местного самоуправления, возложил бы обязанность в срок до 01 января 2014 года устранить нарушения, что означает построить и ввести в эксплуатацию детские сады, то такое решение было бы неисполнимым по причине отсутствия у органа местного самоуправления физической возможности осуществить все необходимые для этого действия в указанный срок. Доводами кассационного представления правильность выводов суда первой инстанции не опровергается. Иных доводов, свидетельствующих о незаконности решения суда, кассационное представление не содержит. Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Сургутского городского суда от 15 июня 2011 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора - без удовлетворения. Председательствующий: Юрьев И.М. Судьи: Ахметзянова Л.Р. Старцева Е.А.