Судья Ромм С.В. Дело № 33-3596/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 16 августа 2011 года г. Ханты-Мансийск Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе: председательствующего Блиновской Е.О., судей Григорчук О.В., Мелехиной Т.И., при секретаре Ячигиной Е.Н., рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора г.Урая в интересах неопределенного круга лиц к ОВДпо г.Ураю о признании бездействия, выразившегося в неполучении лицензиина осуществление ИВС ОВД по г.Ураю медицинской деятельности,незаконным и о возложении обязанности к совершению определенных действий, третье лицо Управление внутренних дел по ХМАО-Югре, по кассационной жалобе представителя ответчика ОВД по г.Ураю на решение Урайского городского суда от 11 апреля 2011 года, которым постановлено: «Иск прокурора г.Урай удовлетворить. Признать бездействие ОВД по г.Ураю. выразившееся в не получении лицензии на осуществление изолятором временного содержания ОВД по г.Ураю медицинской деятельности, незаконным и возложить на ОВД по г.Ураю обязанность получить в Управлении Росздравнадзора по Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам лицензию на осуществление изолятором временного содержания ОВД по г.Ураю медицинской деятельности». Заслушав доклад судьи Блиновской Е.О., заключение прокурора Ромащёва А.А., который считает решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия установила: прокурор г.Урая Шерман А.В. обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском о признании бездействия, выразившегося в неполучении лицензиина осуществление ИВС ОВД по г.Ураю медицинской деятельности,незаконным и о возложении на них обязанности в получении в Управлении Росздравнадзора по Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам лицензии на осуществление медицинской деятельности. Требования мотивировал тем, что в ходе проверки прокуратурой соблюдения требований лицензионного законодательства РФ в деятельности медицинского кабинета изолятора временного содержания ОВД по г.Ураю, выявлено отсутствие лицензии на осуществление медицинской деятельности. Согласно сведениям Управления Росздравнадзора, с заявлением на соискание лицензии и на консультацию в их медицинский отдел ОВД по г.Ураю не обращался. Своим бездействием и не соблюдением п.1 Положения об изоляторе временного содержания ОВД по г.Ураю, ст.4 ФЗ РФ от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», главы 14 Правил внутреннего распорядка, утвержденных приказом МВД РФ от 22.11.2005 № 950, ст.17 ФЗ РФ от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ответчик нарушает права неопределенного круга лиц. Возражая против заявленных требований, представитель третьего лица УВД округа по доверенности Петрова Е.И. считает их незаконными и необоснованными, и нецелесообразным привлечение УВД округа к участию в деле, т.к. ответчик- ОВД по г. Ураю, являясь юридическим лицом, по своим обязательствам отвечает самостоятельно. Указала также, что здание ИВС ОВД по г.Ураю, введенное в эксплуатацию в 1972г., не соответствует требованиям ФЗ от 15.07.1995 № 103-ФЗ. Имеющийся в штате фельдшер Дятлова А.В. имеет все необходимые документы для осуществления медицинской деятельности. В заключении санитарно-эпидемиологической экспертизы медицинского кабинета ИВС ОВД по г.Ураю указано о несоответствии требованиям СанПин 2.1.3.1375-03, недостатки, подлежащие устранению, и недостатки, которые невозможно устранить. Таким образом, целесообразно строительство нового здания ИВС. Начальник ОВД по г.Ураю Ягафаров Р.Г. в своем отзыве на исковые требования привел доводы, аналогичные письменным возражениям третьего лица УВД по Ханты-Мансийскому автономному округу. В судебном заседании помощник прокурора г.Урай Ченцов А.В. требования иска поддержал. Представитель ответчика ОВД по г.Ураю и третьего лица УВД округа по доверенностям Петрова Е.И. с исковыми требованиями в части бездействия не согласилась, в остальной части иск признала, поддержала письменные возражения. Урайский городской суд постановил изложенное выше решение, не согласившись с которым начальник ОВД по г.Ураю Ягафаровым Р.Г. подал кассационную жалобу. Просит решение отменить и принять новое, т.к. доводы, изложенные в нем, не соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству. Привел доводы, изложенные в письменных возражениях, указал, что принимали все меры для получения лицензии. Права лиц, содержащихся в ИВС, на получение медицинской помощи не нарушены. Кроме того, ссылаясь на постановление ФАС ПО от 05.07.2007 № А12-2901/07, ФАС Западно-Сибирского округа от 05.03.2009 № Ф04-134-2009, определение Московского областного суда от 23.11.2010 г., сделал вывод о том, что необходимость иметь лицензию распространяется на юридических лиц, для которых медицинская деятельность является основной. ОВД по г.Ураю не является учреждением здравоохранения. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы начальника ОВД по г.Ураю Ягафарова Р.Г., судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривает. Материалами дела установлено, что в медицинском кабинете изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых фельдшер Дятлова А.В. оказывает амбулаторную медицинскую помощь на уровне первичной (доврачебной), в том числе, неотложной медико-санитарной помощи. Судом правильно установлено, что данный вид деятельности на основании ст. 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон о лицензировании) входит в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Порядок лицензирования медицинской деятельности регламентирован Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 года № 30 (далее Положение о лицензировании медицинской деятельности). Согласно Приложению к Положению о лицензировании медицинской деятельности (Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности) работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, порядок организации которых определяется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, включают работы (услуги) в том числе по медицинским осмотрам (предварительным, периодическим). В силу пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению. В соответствии с подпунктом 8.2 пункта 8 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания органов внутренних дел, утвержденной приказом МВД и Минздрава РФ от 31 декабря 1999 года № 1115/475, (далее Инструкция) при оказании медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС, медицинские работники ИВС осуществляют оказание амбулаторно-поликлинической первичной медико-санитарной помощи. Согласно пункту 9 Инструкции в течение первых суток пребывания в ИВС проводится первичный медицинский осмотр всех вновь поступивших с целью выявления лиц с подозрением на инфекционные заболевания, представляющих опасность для окружающих, и больных, нуждающихся в скорой медицинской помощи. При этом обращается особое внимание на наличие проявлений кожных, венерических, психических заболеваний, поражение педикулезом, чесоткой. Таким образом, любой медицинский осмотр, определение нуждаемости в медицинской помощи, оказание первой медицинской помощи относятся к деятельности, требующей специального разрешения - лицензии, выдаваемой в установленном законом порядке. Отсутствие лицензии на осуществление медицинской деятельности по оказанию доврачебной медицинской помощи подтверждается материалами дела. Отсутствие финансирования, в том числе на строительство нового помещения ИВС, от обязанности получения лицензии не освобождает. В свою очередь, осуществление медицинской деятельности по оказанию доврачебной медицинской помощи в отсутствие лицензии не может гарантировать оказание качественных медицинских услуг гражданам, содержащимся в ИВС ОВД. Соответственно, прокурор в силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ был вправе обратиться в суд с настоящим заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Таким образом, нарушений норм материального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Изложенные в кассационной жалобе доводы выводы суда не опровергают. Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Урайского городского суда от 11 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ОВД по г.Ураю Ягафарова Р.Г. - без удовлетворения. Председательствующий Блиновская Е.О. Судьи Григорчук О.В. Мелехина Т.И.