понуждение к совершению действий



Судья Баскова Л.В.      Дело № 33-3672/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 августа 2011 года             г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего Блиновской Е.О.,

судей Григорчук О.В., Мелехиной Т.И.,

при секретаре Любавиной О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора г.Нягани к администрации города Нягани, Комитету по финансам администрации г.Нягани, третье лицо Комитет образования и науки администрации г.Нягани о понуждении к совершению действий по организации на территории города муниципальных дошкольных образовательных учреждений,

по кассационной жалобе представителя ответчика администрации г.Нягани Иванова М.В. на решение Няганского городского суда от 20 июня 2011 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора города Нягань удовлетворить частично.

Обязать Администрацию города Нягань организовать на территории города Нягань дошкольные учреждения на 2140 мест в срок до 01.09.2013 года.

В остальной части иска отказать».

Заслушав доклад судьи Блиновской Е.О., объяснения представителя ответчика администрации г.Нягани Иванова М.В., поддержавшего кассационную жалобу, мнение прокурора Терлецкой Е.И., которая решение суда считает законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

прокурор г.Нягани обратился в суд к администрации г.Нягани с иском о понуждении к совершению действий по организации на территории города муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Просит обязать администрацию г.Нягани в срок до 01.09.2011г. организовать на территории города дошкольные образовательные учреждения на 2140 мест.

Требования мотивировал тем, что в ходе проверки исполнения требований законодательства о доступности дошкольного образования на территории г.Нягани установлено, что, несмотря на представленные органам местного самоуправления полномочия, организация общедоступного бесплатного дошкольного образования не соответствует социальным требованиям и количеству детей, имеющих право на дошкольное образование. 2 140 детей, достигших 1,5 лет, не могут воспользоваться данным правом. Наблюдается превышение предельной численности детей в имеющихся дошкольных учреждениях. Фактическая потребность в 2010г. составила 1 661 место. Такая ситуация нарушает права детей на доступность дошкольного образования, что порождает злоупотребление должностными лицами своими полномочиями при устройстве детей в указанные учреждения.

Протокольным определением Няганского городского суда от 23 мая 2011 года к участию в деле привлечен Комитет по финансам администрации г.Нягани в качестве соответчика.

Возражая против заявленных требований, представитель ответчика администрации г.Нягани по доверенности Иванов М.В. в письменных объяснениях указал на предпринятые меры по решению данного вопроса, сославшись на техническую сложность, большой объём таких работ и значительные затраты времени. Все проводимые в данной области мероприятия подтверждают то, что администрация г.Нягани не бездействует, а с учетом имеющихся средств предпринимает все возможные меры по организации строительства дошкольных учреждений. Строится 5 детских садов на 1200 мест, и ещё один детский сад на 240 мест будет открыт в 2011 г., после капитального ремонта здания перепрофилированного блока начальных классов муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы (номер обезличен).

В судебном заседании заместитель прокурора г.Нягани Брюхина Н.В. иск поддержала.

Представитель ответчика администрации г.Нягани Иванов М.В. иск не признал. Привел доводы, изложенные в письменных объяснениях.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителей соответчика Комитета по финансам администрации г.Нягани и третьего лица Комитета образования и науки администрации г.Нягани.

Няганский городской суд постановил изложенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель ответчика администрации г.Нягани Иванов М.В. с ним не согласился, просит решение отменить и принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает решение незаконным и необоснованным. Привел доводы, аналогичные изложенным в письменных объяснениях. Считает, что бездействие администрации не нашло своего подтверждения в материалах дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы представителя ответчика администрации г.Нягани Иванова М.В., судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, фактически исковые требования прокурора вытекают из предположения о незаконном бездействии администрации города, не обеспечившей всех нуждающихся в предоставлении мест в детских садах детей возможностью их посещения.

В соответствии ч. 1, 2 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 12 сентября 2008 года № 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Пунктом 7 вышеназванного Постановления определены виды дошкольных образовательных учреждений - детские сады.

Удовлетворяя частично требования прокурора, суд необоснованно пришел к выводу о бездействии органа местного самоуправления в данном направлении.

Материалы дела содержат решения о принятии мер по приему и комплектованию детьми дошкольных учреждений г.Нягани (л.д. 101-108) и строительству данных объектов в ближайшее время (л.д. 109, 114-159).

Организация и проведение мероприятий органом местного самоуправления по принятию мер для реализации права детей в возрасте до 7 лет на дошкольное образование позволяет сделать вывод о том, что орган местного самоуправления не бездействует. Являясь участником целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» за период с 2007 по 2011 годы администрацией г.Нягани разработана проектно-сметная документация для строительства дошкольных учреждений, строит детские сады и реконструирует с этой целью имеющиеся помещения (л.д. 112-113).

Уставом г.Нягани закреплена организация общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города и создания муниципальных образовательных учреждений.

То обстоятельство, что вопрос, связанный с дефицитом мест в детских дошкольных учреждениях в настоящий момент не решен положительно, не дает основание полагать, что заявленные прокурором требования являются обоснованными.

Поскольку бездействие администрации г.Нягани не нашло своего подтверждения в материалах дела, решение суда о понуждении их обеспечению 2140 детей местами в детских садах к 2013 году, без анализа демографической обстановки на 2013 год, бюджетных возможностей и других обстоятельств, свидетельствующих о неполном использовании возможностей органа местного самоуправления, нельзя признать законным и обоснованным.

Кассационная жалоба ответчика в силу недоказанности исковых требований, подлежит удовлетворению.

Новое решение может быть принято судом кассационной инстанции без направления дела на новое судебное рассмотрение.

Руководствуясь статьями 360, 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Няганского городского суда от 20 июня 2011 года отменить.

Принять новое решение.

В удовлетворении исковых требований прокурора г.Нягани о понуждении администрации г. Нягани к совершению действий по организации на территории города муниципальных дошкольных образовательных учреждений- отказать.

Председательствующий       Блиновская Е.О.

Судьи         Григорчук О.В.

         Мелехина Т.И.

         

         

         

          

-32300: transport error - HTTP status code was not 200