о взыскании денежных средств



Судья Голубева О.Ф.                                                                                                                   Дело № 33-3694/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 августа 2011 года                                                                г. Ханты - Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Александровой Н.Н.,

судей Ковалёва А.А., Ахметзяновой Л.Р.,

.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маркер С.И. к Региональной службе по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о взыскании денежных средств,

по кассационной жалобе ответчика на решение Ханты - Мансийского районного суда от 01 июня 2011 года, которым постановлено:

«Исковые требования Маркер С.И. к Региональной службе по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда удовлетворить.

Взыскать с Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу Маркер С.И. премию по результатам работы за 2010 год в размере 55 523, 81 рублей, проценты за несвоевременную выплату премии в размере 1110, 48 рублей. Всего подлежит взысканию 56 634, 29 рублей.

Взыскать с Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в местный бюджет государственную пошлину в размере 1 899 рублей».

Заслушав доклад судьи Ковалёва А.А., объяснения представителя ответчика Врублевской Ю.И., поддержавшей кассационную жалобу, истца Маркер С.И., возражавшей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

Маркер С.И. обратилась в суд с иском к Региональной службе по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа -Югры о взыскании денежных средств, ссылаясь на то, что с июля 2001 года проходила гражданскую службу в Региональной службе по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, 13.09.2010 г. служебный контракт расторгнут на основании п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона РФ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В соответствии с ч.1 ст. 11 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 04 апреля 2005 года №20-оз, денежное содержание лиц, замещающих должности гражданской службы автономного округа состоит из оклада месячного содержания, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат, к дополнительным по мимо прочего относится премия по результатам работы за год. В соответствии с ч.5 п.3.5 раздела Положения (утвержденного Постановлением Губернатора автономного округа от 25 апреля 2005 года №55), действующего в период ее работы, премия выплачивается гражданским служащим, проработавшим неполный календарный год определенной категории работников, в том числе в связи с прекращением служебного контракта по п.6 ст.33 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». По служебному контракту ответчик обязался выплачивать денежное содержание, которое состоит из оклада месячного денежного содержания, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым по мимо прочего относится премия по результатам работы за год. Постановление Губернатора автономного округа от 19 февраля 2011 года №22 «О внесении изменений в приложение к Постановлению Губернатора автономного округа от 25 апреля 2005 года №55 «О социальной защищенности и премировании лиц, замещающих государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа -Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» подписано 19 февраля 2011 года и на правоотношения истца не распространяются, премия заработана в 2010 году. Просила взыскать с ответчика в ее пользу задолженность по оплате премии по результатам работы за 2010 год из расчета трех месячных фондов денежного содержания пропорционально фактически отработанному времени в 2010 году в размере 55 523, 81 рублей, в соответствии со ст.236 ТК РФ проценты за задержку премии в размере 1110, 48 рублей.

В судебном заседании истец поддержала заявленные требования.

Представитель ответчика Врублевская Ю.И., иск не признала, поскольку правовых оснований для выплаты истцу премии по итогам работы за 2010 года у ответчика не имеется.

Судом постановлено изложенное выше решение, которое в кассационной жалобе ответчик просит отменить. По мнению кассатора, в соответствии с действующим законодательством автономного округа, выплата премии является не обязанностью, а правом высшего должностного лица автономного округа принять решение о выплате премии. Премия выплачивается в порядке, действующем на момент принятия решения о её выплате. Распоряжение Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.03.2011 № 86-рг «О премировании» принято в 2011 году, уже после внесения изменений в Положение о порядке установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения и премий. Таким образом, считает, что выплата премии по результатам работы за 2010 года осуществлялась в соответствии с Порядком, действующим на момент возникновения правоотношений по её выплате, права Маркер С.И. нарушены не были. Считает, что оспариваемым решением на ответчика необоснованно возложена обязанность по уплате государственной пошлины в размере 1899 рублей, поскольку в соответствии с постановлением Губернатора автономного округа от 30.06.2010 №112 «О Региональной службе по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и в соответствии с пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ освобождена от уплаты государственной пошлины.

Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе, обсудив их, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в части взыскания с ответчика госпошлины в связи с неправильным применением судом норм процессуального и материального права.

Как видно из дела, правоотношения между ответчиком и истцом, связанные с прохождением государственной гражданской службы последним, прекращены 13 сентября 2010 года, соответственно к ним не может быть применены правовые нормы Положения о порядке установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения и премий с изменениями, внесенными Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры №22 от 19 февраля 2011 года.

Согласно ст. 11 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 20-оз от 04 апреля 2005 года «О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», в состав денежного содержания лиц, замещающих должности гражданской службы автономного округа входит премия по результатам работы за год.

В силу ст. 19 указанного нормативного правового акта лицам, замещающим должности гражданской службы автономного округа, может быть выплачена премия по результатам работы за соответствующий год в размере до трех месячных фондов оплаты труда.

Порядок и условия выплаты премии по результатам работы за год, определяются положениями, утверждаемыми постановлением Губернатора автономного округа, а для лиц, замещающих должности гражданской службы в аппарате Думы автономного округа и образуемых Думой автономного округа государственных органах, а также иным лицам, необходимым для обеспечения деятельности Председателя Думы автономного округа, его заместителей и других депутатов Думы автономного округа, - в соответствии с положением, утверждаемым постановлением Думы автономного округа.

В соответствии с п.3.5 Положения о порядке установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения и премий, утвержденным Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 апреля 2005 года № 55, премия по итогам работы за год выплачивалась за фактически отработанное время лицам, замещавшим должности гражданской службы автономного округа, проработавшим неполный календарный год в связи с прекращением служебного контракта по п.3 статьи 33 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 22 от 19 февраля 2011 года внесены изменения в Постановлением губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры №55 от 25 апреля 2005 года, п. 3.5 Положения о порядке установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения и премий изложен в новой редакции, согласно которой гражданские служащие, не проработавшие полный календарный год и уволенные по п. 3 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», лишены права на получение премии по итогам работы за год.

Разрешая спор по существу, суд пришел к выводу о наличии у истца права на получение премии по итогам работы за 2010 год в соответствии с ч.5 пункта 3.5. Постановления Губернатора Ханты - Мансийского автономного округа -Югры от 25 апреля 2005 года № 55 «О социальной защищенности и премировании лиц, замещающих государственные должности Ханты - Мансийского автономного округа - Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы ХМАО -Югры.

Указанный вывод суда основан на материалах дела, соответствует требования законодательства.

Суд обосновано исходил из положений ст. 12 ТК РФ предусматривающей, что закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим законом.

В отношениях, возникших до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после ведения его в действие.

Пунктом 3.5. Положения о порядке установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения и премий выплата премии обусловлена лишь основаниями расторжения служебного контракта.

Следовательно, суд правильно исходил из того, что правоотношения между сторонами по выплате премии возникли с момента расторжения контракта.

Доводы кассатора о правомерности действий в части отказа в выплате истцу премии по итогам за 2010 год несостоятельны, опровергаются представленными материалами дела по вышеизложенным основаниям.

Иные доводы кассационной жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как по существу основываются на обстоятельствах, являвшихся предметом судебного исследования, с последующей правильной правовой оценкой.

Оснований для отмены решения в названной части не имеется.

Взыскивая с ответчика государственную пошлину в местный бюджет, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.103 ГПК РФ.

Судебная коллегия полагает этот вывод суда ошибочным по следующим основаниям.

Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

В соответствии с Положением о региональной службе по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (утв.постановлением Губернатора ХМАО-Югры от 30.06.2010 г. № 112) эта служба является исполнительным органом государственной власти автономного округа.

Таким образом, региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа -Югры относится к государственным органам, которые в силу закона освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями.

При таких обстоятельствах решение в этой части подлежит отмене.

Руководствуясь ст.ст.360, 362 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ханты - Мансийского районного суда от 01 июня 2011 года в части взыскания с Региональной службы по тарифам Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в местный бюджет государственной пошлины в размере 1 899 рублей отменить.

В остальной части решение Ханты - Мансийского районного суда от 01 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика Региональной службы по тарифам Ханты - Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.

Председательствующий Н.Н. Александрова

Судьи                                                                      А.А. Ковалёв

                                                                                

                                                                                Л.Р. Ахметзянова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200