возложение обязанностей



Судья Рыбалкин А.А.     Дело № 33-4298/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 сентября 2011 года             г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего Ульянова Р.Л.,

судей Блиновской Е.О., Сухих Е.А.,

при секретаре Ячигиной Е.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Югорского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.п.Таежный, третье лицо отдел надзорной деятельности по городам Югорск, Советский и Советскому району о возложении обязанности,

по кассационной жалобе представителя ответчика администрации г.п.Таежный Орлова А.В. на решение Советского районного суда от 02 августа 2011 года, которым постановлено:

«Обязать администрацию городского поселения Таежный организовать вывоз отходов лесопиления с северо-западной части городского поселения Таежный, координаты: 61.1625 с.ш., 62.6735 в.д. в срок до 01.10.2011г.».

Заслушав доклад судьи Блиновской Е.О., мнение прокурора Бикмухаметовой Г.Р., которая предлагает решение суда отменить, дело направить на новое судебное рассмотрение для замены ответчика, судебная коллегия

установила:

Югорский межрайонный прокурор Мавлютов М.Ш. обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.п.Таежный с иском, с учетом уточнений, об обязании администрации городского поселения Таежный организовать вывоз отходов лесопиления с северо-западной части городского поселения Таежный, координаты: 61.1625 с.ш., 62.6735 в.д. в срок до 01.10.2011г.

Требования мотивировал тем, что в ходе проверки выполнения обязательных требований пожарной безопасности администрацией г.п. Таежный отделом надзорной деятельности по городам Югорск, Советский и Советскому району Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по ХМАО-Югре выявлены нарушения Федеральных законов от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности в Российской Федерации», приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (далее - ППБ 01-03). В целях их устранения выдано предписание, требования которого выполнено не было, что создает угрозу жизни и здоровью жителей.

Возражая против заявленных требований, представитель ответчика администрации г.п.Таежный Орлов А.В. указал, что свалка отходов лесопиления создана не администрацией г.п.Таежный, а лесоперерабатывающими предприятиями. В соответствии с п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 16.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.

В судебном заседании помощник Югорского межрайонного прокурора Безносов А.В. иск поддержал.

Представитель ответчика администрации г.п.Таежный Орлов А.В. с иском не согласился, указав на производственный характер отходов, средств на их вывоз не имеют.

Представитель третьего лица отдела надзорной деятельности по городам Югорск, Советский и Советскому району по доверенности Калугин А.В. иск поддержал, т.к. свалка представляет реальную угрозу для населения. Считает, что речь идет о бытовых отходах, расположенных на территории поселения.

Советский районный суд постановил изложенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель ответчика администрации г.п.Таежный Орлов А.В.с ним не согласился, просит решение отменить и принять новое решение, ввиду неверного применения нормы материального права. Считает, что суд неверно оценил характер отходов. Указал на обязанность организации утилизации, переработки, а также установление порядка вывоза отходов лесопиления органов местного самоуправления муниципального района. Кроме того, указал на обязанность собственников земельных участков в соответствии со ст.42 Земельного кодекса РФ. Поскольку муниципальное образование г.п.Таежный не является ни собственником, ни правообладателем земельного участка, поэтому не обязано нести расходы по сбору и вывозу несанкционированной свалки.

Возражая против доводов кассационной жалобы, помощник Югорского межрайонного прокурора Безносов А.В. считает их несостоятельными, а решение суда законным и обоснованным. Указал на основание предъявления иска и обязанность администрации г.п. Таежный обеспечить исполнение правил пожарной безопасности на территории поселения для устранения угрозы населению, что входит в её компетенцию.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы представителя ответчика администрации г.п.Таежный Орлова А.В., возражений помощника Югорского межрайонного прокурора Безносова А.В., судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции, ввиду неправильного применения материального права.

Как следует из искового заявления, акта от 22.06.2011г., фотографий, пояснений лиц, участвующих в деле (л.д.2, 5, 89-92, 98), прокурором поставлен вопрос о нарушении правил пожарной безопасности, ввиду наличия на прилегающей к месту проживания граждан в пос. Таежном Советского района территории свалки горючих отходов лесопиления.

Эти отходы являются производственными (промышленными) отходами, и не относятся к понятию «бытовых отходов», которые собираются в результате быта граждан- остатки продуктов питания, поврежденных одежды и обуви и т.п. На основании ч. 1 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, данное обстоятельство не нуждается в доказывании.

Согласно статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (с последующими изменениям ) "Об охране окружающей среды", определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ) следующие:

1. К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

2. К вопросам местного значения муниципального района относятся:

организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;

организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Аналогичная норма содержится в статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", определяющей полномочия органов местного самоуправления разного уровня в области обращения с отходами (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), и, соответственно, в статьях 14 (п/п.18 п.1) и 15 (п/п 14 п.1) Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (с последующими изменениями) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которыми к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.

В п/п 17 п.1 ст.14 Устава городского поселения (л.д.19-50), к вопросам местного значения отнесена организация сбора и вывоза только бытовых отходов и мусора.

Статьёй 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (с последующими изменениями) "О пожарной безопасности", к обязанностям руководителей организаций в области пожарной безопасности относится соблюдение требований пожарной безопасности, выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны, которой, однако ограничиваются обязанности собственным учреждением(организацией), а не всей территории, относящейся к компетенции органа местного самоуправления.

Требования к устранению свалки отходов лесопиления, с учетом изложенной нормы, могло быть предъявлено к руководителям предприятий, отходы деятельности которых и создали эту свалку.

Суду первой инстанции следовало руководствоваться статьёй 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", определяющей понятие первичных мер пожарной безопасности, включающих в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования. Они, следовательно, предполагают обязанность ответчика действовать в пределах своих полномочий, то есть организовывать вывоз только бытовых, а не промышленных отходов.

Учитывая, что фактические обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены правильно, предложение о возвращении дела на новое рассмотрение в целях возможной замены ответчика выходит за рамки процессуальной необходимости, новое решение по существу иска может быть принято судом кассационной инстанции.

Руководствуясь статьями 360, 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда от 02 августа 2011 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении иска Югорского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.п.Таежный о возложении обязанности ликвидации свалки отходов лесопиления -отказать.

Председательствующий       Ульянов Р.Л.,

судьи         Блиновская Е.О.

         Сухих Е.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200