Кулькова С.И. Дело № 33-4327/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 27 сентября 2011 года г. Ханты-Мансийск Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе: председательствующего Александровой Н.Н., судей: Ахметзяновой Л.Р., Кривуля Г.Г., при секретаре Алексанян С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кейбаша Игоря Петровича, Кейбаш Ирины Борисовны к администрации (адрес обезличен) о признании незаконным отказа во включение в число участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», возложении обязанности вынесения решения о признании участниками подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», признании права на получение социальной выплаты из федерального бюджета, взыскании недоплаченной части субсидии из городского бюджета, возмещении судебных расходов, по кассационной жалобе ответчика администрации (адрес обезличен) на решение Лангепасского городского суда от 24 июня 2011 года, которым постановлено: «Исковые требования Кейбаша Игоря Петровича, Кейбаш Ирины Борисовны удовлетворить частично. Признать незаконным отказ администрации (адрес обезличен) в признании Кейбаша Игоря Петровича, Кейбаш Ирины Борисовны, Кейбаша Дмитрия Игоревича и Кейбаш Валерии Игоревны участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Признать право Кейбаша Игоря Петровича, Кейбаш Ирины Борисовны, Кейбаша Дмитрия Игоревича и Кейбаш Валерии Игоревны на получение социальной выплаты, предусмотренной подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Обязать администрацию (адрес обезличен) вынести решение о признании Кейбаша Игоря Петровича, Кейбаш Ирины Борисовны, Кейбаша Дмитрия Игоревича и Кейбаш Валерии Игоревны участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Взыскать с администрации (адрес обезличен) в пользу Кейбаша Игоря Петровича и Кейбаш Ирины Борисовны в возмещение судебных расходов 1 200 (одну тысячу двести) рублей. В удовлетворении остальных требований отказать». Заслушав доклад судьи Ахметзяновой Л.Р., мнение представителей ответчика Синевой С.А. и Поленовой А.Н. об отмене решения суда, мнение истца Кейбаш И.П. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия установила: Истцы обратились в суд с вышеуказанным иском к ответчику, ссылаясь на то, что их семье отказано в предоставлении субсидии из федерального бюджета в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». Считают данный отказ незаконным, поскольку в решении комиссии не указано ни одного основания, предусмотренного п.18 постановления Правительства для отказа в признании участниками подпрограммы. Кроме того, считают, что размер субсидии, выданной им по городской программе «Содействие молодым семьям в приобретении жилья на 2008-2010 годы» был рассчитан неверно, не доплачено 47 378 рублей 16 копеек. В судебном заседании Кейбаш И.П. и Кейбаш И.Б. заявленные требования поддержали, дав пояснения по иску. Представители ответчика Синева С.А. и Поленова А.Н., заявленные требования не признали, просили в их удовлетворении отказать. Судом постановлено вышеизложенное решение. В кассационной жалобе ответчик просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований истцов в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на неправильное определение обстоятельств имеющих значение для дела. Обязав администрацию (адрес обезличен) вынести решение о признании истцов участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, суд не дал правовую оценку следующим последствиям: исполнив решение Лангепасского городского суда от 24 июня 2011 года и признав истцов участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», администрация (адрес обезличен) должна будет руководствоваться п. 13 Правил, согласно которому размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи свидетельства. В данном случае в соответствии с Правилами будут произведены новые расчёты, в том числе, будут приниматься во внимание фактически полученные истцами средства из окружного бюджета по подпрограмме «Доступное жилье молодым», и возможность участия в городской программе. Так как на момент рассмотрения 19 августа 2011 комиссией представленных истцами документов истцы могли претендовать только на городскую субсидию - принято решение выдать свидетельство и перечислить рассчитанную сумму субсидии из городского бюджета по городской программе «Содействие молодым семьям в приобретении жилья». Факт перечисления подтверждается платежным поручением от 04 октября 2010 года, имеющимся в материалах дела. Таким образом, учитывая, что решением от 24 июня 2011 года суд признал право истцов на участие в подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», последние должны вернуть в городской бюджет предоставленные средства из городского бюджета в размере 96 833,31 руб. Также указал на то обстоятельство, что в соответствии с п. 5 Правил участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующему условию: возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список-претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет. Кейбаш И.П. 25 августа 2010 года исполнилось 36 лет. В обоснование доводов кассационной жалобы также сослался на пункт 21 Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранный субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей». Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему. Согласно ст.347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Как установлено судом и видно из материалов дела, истцы и их несовершеннолетние дети являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес обезличен)л.д. 34-37). 2 сентября 2010 года семье Кейбаш отказано в признании участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». Они же признаны участниками городской программы «Содействие молодым семьям в приобретении жилья на 2008-2010 годы» с предоставлением субсидии на сумму 96 833 руб. ( л.д.8-11). Не соглашаясь с данным отказом и расчетом субсидии по городской программе, истцы ссылаются на то, что в решении комиссии не приведены основания для отказа, установленные п.18 постановления Правительства, а для определения размера субсидии по городской программе незаконно учтена площадь жилого помещения, отчужденного в 2007 году. Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года № 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы». Согласно п.п. а п. 5 раздела 1 Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи -участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет. В соответствии с п. 17 Правил орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 15 настоящих Правил и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления. В силу п. 21 Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом РФ для участия в подпрограмме (далее орган местного самоуправления) до 1 сентября года, предшествующего планируемому году формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта РФ. Из п. 22 Правил следует, что порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта РФ. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года. Судом первой инстанции на основании представленных в материалах дела письменных доказательств установлено, что семья Кейбаш состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Кейбаш обратились в администрацию (адрес обезличен) с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». Согласно п.1 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», настоящие Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также погашение основной суммы долга и уплату процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» 2002-2010 годы. Получение гражданами-участниками программы денежных средств, выделяемых из федерального бюджета в рамках федеральной программы «Жилье», возможно лишь путем участия в региональной программе. Согласно пункта 1 статьи 9 Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 ноября 2005 года № 103-оз «О программе ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2005-2015 годы целью подпрограммы «Доступное жилье молодым» является создание системы государственной поддержки молодых семей, молодых специалистов для осуществления ими права на жилище. В силу пункта 1 Закона государственная поддержка молодых семей осуществляется путем предоставления субсидий в расчете на фактически имеющихся детей, а также путем ипотечного жилищного кредитования. Согласно имеющимся материалам дела истцы являются участниками подпрограммы «Доступное жилье молодым», в рамках которой они получили субсидию на обоих детей. Как следует из дела, 22 июня 2010 года истцы обратились с заявлением о включении их в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище». Решением комиссии от 1 июля 2010 года было отложено до получения заключения юридическо-правового отдела администрации (адрес обезличен). На день принятия решения об отказе семье Кейбаш в признании участниками федеральной целевой программы, субсидия фактически была выплачена в размере 352 272 руб. на одного ребенка, в отношении второго ребенка имелось вступившее в законную силу решение суда. Суд первой инстанции в решении правильно указал, что то обстоятельство, что на день принятия решения комиссией субсидия на второго ребенка из бюджета субъекта федерации истцам не была фактически выплачена, не является основанием для отказа в признании их участниками целевой программы. Согласно пункта 9 Правил социальная выплата предоставляется в размере не менее 40% расчетной (средней) стоимости жилья для молодых семей, имеющих одного ребенка и более. В соответствии с п.24 Правил доля средств федерального бюджета, направляемых на софинансирование мероприятий подпрограммы принимается в размере 10%, при этом доля средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или местных бюджетов, направляемых на срофинасирование, должна соответствовать не менее 30 процентов для семей, имеющих 1 ребенка и более. Пункт 18 Правил содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы. Такого основания как неполучение средств из регионального и местного бюджетов Правила не содержат. Суд первой инстанции правильно указал в решении, что доводы ответчика в указанной части не основаны на законе. Довод ответчика о том, что на день принятия решения Кейбаш И.П. исполнилось 36 лет, также не могут служить основанием для отказа, поскольку в день первоначального рассмотрения заявления Кейбаш И.П. и Кейбаш И.Б. - 1 июля 2010 год, семья последних отвечала требованиям, предъявляемым к возрасту участников подпрограммы. При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании незаконным отказа администрации (адрес обезличен) и признании за истцами права на получение социальной выплаты из федерального бюджета и о включении их семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2020 годы. Таким образом, суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, нарушений процессуального права не допущено. Выводы, содержащиеся в решении суда, соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, которые были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции и по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными. Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: Решение Лангепасского городского суда от 24 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика администрации (адрес обезличен) - без удовлетворения. Председательствующий Александрова Н.Н. Судьи: Ахметзянова Л.Р. Кривуля Г.Г.