о взыскании задолженности по заработной плате



Судья Бакшеев И.В.                                                                                                                   Дело № 33-4466/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 октября 2011 года                                                               г. Ханты - Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Александровой Н.Н.,

судей Ковалёва А.А., Кривуля Г.Г.,

при секретаре Алексанян С.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жлудовой О.А. к Департаменту управления делами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, к Аппарату Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о взыскании задолженности по заработной плате,

по кассационной жалобе ответчика Департамента управления делами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Ханты - Мансийского районного суда от 19 июля 2011 года, которым постановлено:

«Исковые требования Жлудовой О.А. к Департаменту управления делами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа -Югры, к Аппарату Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа -Югры удовлетворить частично.

Взыскать с Департамента управления делами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу Жлудовой О.А. задолженность по оплате премии по результатам работы за 2010 год в размере 100 516 рублей 93 копейки, денежную компенсацию за просрочку выплаты премии в размере 1668 рублей 68 копейки, компенсацию морального вреда 2 000 рублей. Всего к взысканию 104 185 рублей 61 копейку.

В удовлетворении остальной части иска отказать».

Заслушав доклад судьи Ковалёва А.А., объяснения представителя ответчика Новокшановой И.Г., поддержавшей кассационную жалобу, истца Жлудовой О.А., возражавшей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

Жлудова О.А. обратилась в суд с иском к Департаменту управления делами Губернатора ХМАО - Югры о взыскании денежных средств, мотивируя требования тем, что она с 27.01.1997 г. проходила государственную гражданскую службу в ХМАО-Югре. 07.09.2010 г. действие служебного контракта было прекращено, она была освобождена от занимаемой должности, уволена с гражданской службы в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 федерального закона «О государственной гражданской службы Российской Федерации» в связи с сокращением должностей. По служебному контракту ответчик обязался выплачивать денежное содержание, которое состоит из оклада месячного денежного содержания, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым помимо прочего относится премия по результатам работы за год. Ответчик обязан исполнить свои обязательства, выплатить премию по итогам работы за 2010 год, до настоящего времени указанная выплата не произведена. Просила суд взыскать с ответчика премию за 2010 год в размере 100516,93 рубля, денежную компенсацию за просрочку выплаты премии в размере 1688,68 рубля, компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен Аппарат Губернатора ХМАО - Югры, представитель которого в судебное заседание не явился.

Истец Жлудова О.А. в судебном заседании иск поддержала.

Представитель ответчика Департамента управления делами Губернатора ХМАО-Югры Козлов А.В. в судебном заседании иск не признал, пояснил, что постановлением Губернатора от 19.02.2011г. № 22 порядок выплаты премии по итогам работы за год изменен, и выплата премии производится тем работникам, которые состоят в списочном составе по состоянию на 31 декабря соответствующего года, лицам, замещавшим должности гражданской службы автономного округа, и лицам, замещавшим должности гражданской службы автономного округа, проработавшим не полный календарный год в связи с их переводом по их просьбе или с их согласия в другой государственный орган, исполнительный орган государственной власти автономного округа. Постановление Губернатора вступило в силу до принятия решения о премировании.

Судом постановлено изложенное выше решение, которое в кассационной жалобе ответчик Департамент управления делами Губернатора ХМАО-Югры просит отменить. По мнению кассатора, право на получение премии по результатам работы за год не является дополнительной гарантией гражданского служащего, не возникает автоматически, оно в соответствии с требованиями п. 3.1 постановления Губернатора автономного округа от 25 апреля 2005 года № 55 зависит только от распоряжения Губернатора автономного округа о выплате или невыплате премии. На момент увольнения истец не мог претендовать на получение премии по результатам работы за 2010 год. В соответствии с нормами закона автономного округа от 04.04.2005 № 20-оз, премия могла быть выплачена по результатам работы за соответствующий год в размере до 3-х месячных фондов оплаты труда, порядок и условия данной премии определяются положениями, утвержденными постановлением Губернатора автономного округа. В пункте 3.1 постановления Губернатора автономного округа от 25.04.2005 № 55 установлено, что премия по результатам работы за год выплачивается согласно распоряжению Губернатора автономного округа не позднее первого квартала, следующего за отчетным годом. Таким образом, считает, что освобожденные от гражданской службы и уволенные с государственной гражданской службы автономного округа гражданские служащие Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, не состоящие в списочном составе на 31 декабря 2010 года, утратили право по получение премии по результатам работы за год с даты вступления в силу постановления Губернатора автономного округа от 19.02.2011 № 22, то есть с 1 марта 2011 года. Полагает, что судом необоснованно взыскана компенсация морального вреда, поскольку истцом не подтверждена степень физических и нравственных страданий.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Как видно из дела, 08.09.2005 г. на основании распоряжения Администрации Губернатора автономного округа от 29.02.2000. № 134-рк между представителем нанимателя - руководителем Администрации Губернатора ХМАО и истцом был заключен служебный контракт № 197, в соответствии с которым истец принята на государственную гражданскую службу на должность начальника отдела наград Управления по вопросам кадровой политики Администрации Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа.

Служебным контрактом гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое включает в себя и премии по результатам работы за год в соответствии с положением о премировании.

Распоряжением Руководителя Аппарата Губернатора ХМАО - Югры № 352-рк от 07.09.2010 г. Жлудова О.А. была уволена с государственной гражданской службы с 07.09.2010 г. по основанию п. 6 ч. 1 ст. 33 федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением занимаемой должности.

Таким образом, правоотношения между ответчиком и истцом, связанные с прохождением государственной гражданской службы последним, прекращены 07 сентября 2010 года, соответственно к ним не могут быть применены правовые нормы Положения о порядке установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения и премий с изменениями, внесенными Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры №22 от 19 февраля 2011 года.

Согласно ст. 11 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 20-оз от 04 апреля 2005 года «О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», в состав денежного содержания лиц, замещающих должности гражданской службы автономного округа входит премия по результатам работы за год.

В силу ст. 19 указанного нормативного правового акта лицам, замещающим должности гражданской службы автономного округа, может быть выплачена премия по результатам работы за соответствующий год в размере до трех месячных фондов оплаты труда.

Порядок и условия выплаты премии по результатам работы за год, определяются положениями, утверждаемыми постановлением Губернатора автономного округа, а для лиц, замещающих должности гражданской службы в аппарате Думы автономного округа и образуемых Думой автономного округа государственных органах, а также иным лицам, необходимым для обеспечения деятельности Председателя Думы автономного округа, его заместителей и других депутатов Думы автономного округа, - в соответствии с положением, утверждаемым постановлением Думы автономного округа.

В соответствии с п.3.5 Положения о порядке установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения и премий, утвержденным Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 апреля 2005 года № 55, премия по итогам работы за год выплачивалась за фактически отработанное время лицам, замещавшим должности гражданской службы автономного округа, проработавшим неполный календарный год в связи с прекращением служебного контракта по п.3 статьи 33 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 22 от 19 февраля 2011 года внесены изменения в Постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры №55 от 25 апреля 2005 года, п. 3.5 Положения о порядке установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения и премий изложен в новой редакции, согласно которой гражданские служащие, не проработавшие полный календарный год и уволенные по п. 3 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», лишены права на получение премии по итогам работы за год.

Разрешая спор по существу, суд пришел к выводу о наличии у Жлудовой О.А. права на получение премии по итогам работы за 2010 год в соответствии с ч.5 пункта 3.5. Постановления Губернатора Ханты - Мансийского автономного округа -Югры от 25 апреля 2005 года № 55 «О социальной защищенности и премировании лиц, замещающих государственные должности Ханты - Мансийского автономного округа - Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы ХМАО -Югры.

Указанный вывод суда основан на материалах дела, соответствует требованиям законодательства.

Суд обосновано исходил из положений ст. 12 ТК РФ предусматривающей, что закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим законом.

В отношениях, возникших до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после ведения его в действие.

Пунктом 3.5. Положения о порядке установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения и премий выплата премии обусловлена лишь основаниями расторжения служебного контракта.

Следовательно, суд правильно исходил из того, что правоотношения между сторонами по выплате премии возникли с момента расторжения контракта.

Доводы кассатора о правомерности действий в части отказа в выплате истцу премии по итогам за 2010 год несостоятельны, опровергаются представленными материалами дела по вышеизложенным основаниям.

Суд пришел к правильному выводу о том, что исковые требования о компенсации морального вреда заявлены обоснованно, сумма компенсации морального вреда определена судом в соответствии с положениями ст.237 ТК РФ, исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных страданий, степени вины работодателя, а также требований разумности и справедливости.

Иные доводы кассационной жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как по существу основываются на обстоятельствах, являвшихся предметом судебного исследования, с последующей правильной правовой оценкой.

Изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы суда, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст.360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ханты - Мансийского районного суда от 19 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика Департамента управления делами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.

Председательствующий Н.Н. Александрова

Судьи                                                                      А.А. Ковалёв

                                                                                

                                                                                Г.Г. Кривуля

-32300: transport error - HTTP status code was not 200