Судья Бакшеев И.В. Дело № 33-4698/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 18 октября 2011 года г. Ханты - Мансийск Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе: председательствующего судьи Александровой Н.Н., судей Ковалёва А.А., Старцевой Е.А., . рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усольцевой Н.А. к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об изменении даты увольнения, взыскании заработка за время вынужденного прогула, компенсационных выплат и возмещении морального вреда, по кассационной жалобе истца на решение Ханты - Мансийского районного суда от 01 августа 2011 года, которым постановлено: «Исковые требования Усольцевой Н.А. к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа -Югры - оставить без удовлетворения». Заслушав доклад судьи Ковалёва А.А., объяснения истца Усольцевой Н.А., поддержавшей кассационную жалобу, представителя ответчика Крыловой А.М., возражавшей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия установила: Усольцева Н.А. обратилась с иском в суд к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта ХМАО - Югры о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, мотивировав свои требования тем, что при расторжении с ней служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы автономного округа и увольнении с занимаемой должности в связи с сокращением штатной численности, ответчиком были допущены нарушения порядка увольнения, выразившиеся в принятии решения об увольнении до истечения двухмесячного срока предупреждения о предстоящем сокращении в отсутствие согласия работника, принятия на имеющиеся вакантные должности в период действия уведомления о предстоящем сокращении иных работников, увольнении, несмотря на поданное ей заявление о предоставлении отпуска. Также указала, что ответчиком необоснованно отказано ей в оплате санаторно-курортного лечения и проезда к месту лечения. Указанные действия причинили ей моральный вред, возникший в связи с перенесенными переживаниями. Просила суд изменить дату увольнения 13.05.2011 г. на дату 26.06.2011 г., предшествующую дню начала работы у другого работодателя, взыскать с ответчика средний заработок за время вынужденного прогула с 13.05.2011 г. по 26.06.2011 г. в размере 113980,03 рубля, дополнительную компенсацию в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении с 27.06.2011 г. по 12.07.2011 г. в размере 45592,08 рубля, компенсацию затрат по проезду к месту лечения и обратно в размере 54340 рублей, компенсацию стоимости оздоровительной путевки на дочь в размере 6750 рублей, компенсацию морального вреда в размере 279972,54 рубля. В судебном заседании истец Усольцева Н.А. исковые требования поддержала. Представитель ответчика Крылова A.M. исковые требования не признала, суду пояснила, что сокращение занимаемой истцом должности имело место в действительности. При выполнении мероприятий по сокращению численности сотрудников Усольцевой Н.А. предлагались имеющиеся вакансии, однако истец отказалась от них. Истец уволена с соблюдением установленного двухмесячного срока о предстоящем сокращении. Порядок увольнения истца соблюден, основания для оплаты времени вынужденного прогула и дополнительных компенсаций при увольнении не имеется. Компенсация стоимости оздоровительной путевки истцу и оплата проезда не полагается, так как на момент использования путевки и проезда к месту лечения Усольцева Н.А. статус государственного гражданского служащего утратила в связи с увольнением со службы. Судом постановлено изложенное выше решение, которое в кассационной жалобе истец просит отменить. Приводит доводы о том, что уведомление от 20.08.2010 г., которое было ей вручено 09.11.2010 г., содержит положение о расторжении служебного контракта по истечении двух месяцев со дня уведомления, что свидетельствует о том, что ее должны были уволить по окончании листка нетрудоспособности - 25 апреля 2011 года, однако трудовые отношения продолжились. Таким образом, полагает, что трудовые отношения с истцом были продолжены на неопределенный срок и на основании уведомления от 12.05.2011 г. еедолжны были уволить по истечении двух месяцев, то есть 12 июля 2011 года. Основанием отказа в отпуске является график отпусков обязательный для сторон служебного контракта. Однако график отпусков на 2011 год в установленные сроки на 15.12.2010 г. отсутствовал, что подтверждается материалами дела. Следовательно, истцу полагается оплата проезда и возмещения оплаты санаторно-курортного лечения. Суд не рассматривал обстоятельства дела по данному вопросу. Ответчик не доказал и не представил основания отказа в отпуске. Кроме того, обстоятельства связанные с лечением являются уважительной причиной, а любое сомнение в обстоятельствах дела трактуется в пользу работника. Суд также не рассмотрел период мероприятий по сокращению, в который представитель нанимателя обеспечивает предоставление возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе, а в соответствии с п.2 ст.81 ТК РФ работодатель обязан предложить все имеющиеся вакантные должности в этот период. Истцу не была предложена имеющаяся вакантная должность за период с 07.09.2011 г. по 25.10.2011 г. должность начальника отдела организационной, правовой и кадровой работы. Кроме того в материалах дела ответчиком указано, что на момент увольнения истца имелась вакантная должность в управлении дорожного хозяйства, и по мнению представителя ответчика являлась подходящей для истца, однако в уведомлении о сокращении от 12.05.2011 г. утверждается обратное. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда. В соответствии с требованиями ст. 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", урегулировавшей отношения, связанные с гражданской службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы при реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы. В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим. Представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности гражданской службы за два месяца. В соответствии со ст. 53 Федерального Закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, могут предоставляться дополнительные государственные гарантии. В соответствии со ст. 24 закона ХМАО - Югры № 97-оз от 31.12.2004. "О государственной гражданской службе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" в качестве одной из таких гарантий установлено предоставление государственным гражданским служащим льготной путевки на санаторно-курортное лечение с оплатой проезда к месту лечения и обратно, либо компенсации ее стоимости. Постановлением Губернатора ХМАО - Югры от 25.04.2005. № 55 "О социальной защищенности и премировании лиц, замещающих государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" предусмотрена компенсация стоимости оздоровительных путевок детям, лиц замещающих должности государственной гражданской службы автономного округа в размере 50 процентов от их полной стоимости один раз в календарном году с оплатой проезда к месту лечения и обратно в пределах территории РФ. Также предусмотрено оплата проезда к месту использования отпуска (лечения) и обратно самих государственных гражданских служащих (раздел 3 Приложения к постановлению). Как видно из дела, Усольцева Н.А. проходила государственную гражданскую службу Ханты-Мансийского автономного округа на основании служебного контракта № 36 от 21.03.2007 г. в должности заместителя начальника управления правового и кадрового обеспечения Департамента транспорта, связи автономного округа. В соответствии с постановлением Губернатора ХМАО - Югры № 68 от 13.04.2010 г. "О формировании исполнительных органов государственной власти и государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" Департамент транспорта, связи ХМАО - Югры переименован в Департамент дорожного хозяйства и транспорта ХМАО - Югры. Распоряжением Правительства автономного округа № 264-рп от 23.06.2010 г. утверждено штатное расписание переименованного департамента, в соответствии с которым занимаемая истцом должность государственной гражданской службы сокращена. 09.11.2010 г. Усольцевой Н.А. вручено уведомление о предстоящем сокращении должности и увольнении с государственной гражданской службы на основании п. 6 ч. 1 ст. 33 федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Этим же уведомлением истцу предложена иная вакантная должность заместителя начальника отдела организационной, правовой и кадровой работы. 16.11.2010 г. Усольцевой Н.А. вручено предложение о занятии иной вакантной должности консультанта отдела организационной, правовой и кадровой работы Департамента дорожного хозяйства и транспорта автономного округа. От предложенной вакансии Усольцева Н.А. отказалась, так как желала занять должность начальника указанного отдела. В связи с отказом истца от предложенных должностей на должность заместителя начальника отдела принят Картавов С.А., на должность консультанта отдела Волынец М.А. 25.04.2011 г. Усольцева Н.А. вышла на работу по окончании очередного отпуска, что подтверждается табелем учета рабочего времени за апрель 2011 года. 12.05.2011 г. Усольцевой Н.А. вручено уведомление о том, что служебный контракт с ней будет расторгнут 13.05.2011 г., в связи с чем ей необходимо в указанный день ознакомится с приказом об увольнений и получить копию трудовой книжки. Проверяя доводы истца о незаконности его увольнения, суд пришел к правильному выводу об их несостоятельности, указав на соблюдение ответчиком процедуры увольнения Усольцевой Н.А., произведенной в соответствии с требованиями, предусмотренными нормами Федерального Закона «О государственной гражданской службе РФ». Истец была предупреждена ответчиком о предстоящем увольнении в письменной форме за два месяца до сокращения. От предложенных вакансий она отказалась. Иных вакантных должностей с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы по специальности истца, на занятие которых могла претендовать Усольцева Н.А., в момент предупреждения о сокращении и на момент увольнения не имелось. При этом, суд правомерно нашел необоснованными доводы истца о том, что о предстоящем сокращении Усольцева Н.А. была уведомлена 12.05.2011 г. и указанное уведомление отменяет врученное ей ранее 09.11.2010 г. уведомление о предстоящем сокращении, поскольку из уведомления от 12.05.2011 г. следует, что оно направлено Усольцевой Н.А. в развитие и дополнение к выданным ранее уведомлениям и предложениям имеющихся вакантных должностей и по своей сути предписывает истцу явиться в отдел организационной, правовой и кадровой работы департамента для выполнения обязанностей работодателя, связанных с процедурой оформления увольнения работника. Отказывая в удовлетворении требований истца о взыскании оплаты проезда и возмещения оплаты санаторно-курортного лечения, суд правомерно исходил из того, что лечение и отдых Усольцева Н.А. проходила, утратив статус государственного гражданского служащего в связи с увольнением. Таким образом, с 13.05.2011 г. на истца гарантии и компенсации по оплате санаторно-курортного лечения и проезда к месту лечения не распространялись. Кассационная жалоба не содержит оснований для отмены решения, установленных ст.362 ГПК РФ, доводы кассатора сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств. При изложенных обстоятельствах решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Изложенные в кассационной жалобе не опровергают выводы суда. Оснований для отмены решения суда не имеется. Руководствуясь ст.ст.360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила: Решение Ханты - Мансийского районного суда от 01 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу истца Усольцевой Н.А. - без удовлетворения. Председательствующий Н.Н. Александрова Судьи А.А. Ковалёв Е.А. Старцева