Судья Тюленев В.В. Дело № 33-4604/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 11 октября 2011 года г. Ханты - Мансийск Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе: председательствующего судьи Александровой Н.Н., судей Ковалёва А.А., Старцевой Е.А., . рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чубина Б.С. к Управлению внутренних дел по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об установлении надбавки к заработной плате за выслугу лет, включении периодов работы в стаж государственной службы, по кассационной жалобе ответчикана решение Сургутского районного суда от 04 августа 2011 года, которым постановлено: «Обязать Управление внутренних дел по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры установить надбавку к заработной плате за выслугу лет Чубина Б.С. в размере 45%. Обязать Управление внутренних дел по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры произвести перерасчет по надбавке за выслугу лет Чубину Б.С. за отработанное время в период с 18 сентября 2006 года. Обязать Управление внутренних дел по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры включить в стаж (общую продолжительность) службы Чубина Б.С. период работы в ИФНС по городу Сургуту с 17 февраля 1997 года по 1 апреля 2003 года. Взыскать с Управления внутренних дел по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу Чубина Бориса Сергеевича в счет возмещения судебных расходов 3000 рублей». Заслушав доклад судьи Ковалёва А.А., объяснения истца Чубина Б.С., возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия установила: Чубин Б.С. обратился в суд с иском к Управлению внутренних дел по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об установлении надбавки к заработной плате за выслугу лет, включении периодов работы в стаж государственной службы, мотивируя свои требования тем, что 18 сентября 2006 года поступил на службу в УВД по Сургутскому району, и был назначен на должность оперуполномоченного отделения по борьбе с экономическими преступлениями УВД с 18 сентября 2006 года с испытательным сроком на 6 месяцев. При поступлении на службу истцом в отдел кадров УВД по Сургутскому району были предоставлены все необходимые документы, а также приказ о присвоении классного чина советник налоговой службы 3 ранга. Приказом от 26 декабря 2006 года истец в связи с прохождением испытательного срока с 18 декабря 2006 года был назначен на должность оперуполномоченного ОБЭП УВД по Сургутскому району с сохранением должностного оклада по контракту на 3 года, специальный режим 95%. 18 декабря 2006 года истцу было присвоено первое специальное воинское звание лейтенанта милиции. Приказом от 03 апреля 2007 года в соответствии с приказом МВД РФ от 26.04.2003 года № 283 «О порядке организации работы по исчислению выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам ОВД РФ» ему был установлен стаж службы в размере 02 года 00 месяцев 09 дней, при определении размера надбавки к заработной плате за выслугу лет не был учтен присвоенный ранее классный чин советник налоговой службы 3 ранга. 30 июня 2010 года истец обратился с рапортом к начальнику УВД по Сургутскому району, в котором просил пересмотреть вопрос о назначении ему надбавки за выслугу лет с учетом наличия при поступлении на службу в УВД по Сургутскому району стажа работы в ИФНС по городу Сургуту более 6 лет, а также произвести перерасчет по надбавке за выслугу за отработанное время и пересмотреть продолжительность ежегодного отпуска с учетом общего стажа государственной службы, на что получил ответ, которым ему было отказано в удовлетворении требований, содержащихся в рапорте. Ответчиком было указано, что в связи с тем, что на данный момент федерального закона о правоохранительной службе, которым был бы определен порядок присвоения воинского и специального звания и зачет выслуги лет при переводе с государственной гражданской службы на правоохранительную службу не принят, то соответственно необходимо руководствоваться другими нормативными актами. При этом ответчик в обоснование отказа привел ч. 2 ст. 24 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, а так же Приказ МВД от 30 сентября 1994 года № 259 «Об утверждении перечня должностей в органах, учреждениях и учебных заведениях МВД России, подлежащих замещению специалистами высшей и средней квалификации». В судебном заседании Чубин Б.С. поддержал заявленные исковые требования. Представитель ответчика Кузнецова О.А. исковые требования не признала, пояснив, что правовых оснований для включения стажа работы истца в ИФНС по г.Сургуту в стаж работы в органах внутренних дел РФ нет. Судом постановлено вышеизложенное решение, которое в кассационной жалобе ответчик просит отменить, полагая, что суд применил к спорным правоотношениям нормы, не подлежащие применению. Считает, что организация государственной гражданской службы в территориальных органах может осуществляться только после издания приказа МВД России о наделении их руководителей полномочиями представителя нанимателя. Такие полномочия делегируются приказом МВД России не персонифицировано, а по должности всем без исключения руководителям территориальных органов, в которых штатными расписаниями предусмотрены должности государственной гражданской службы и финансирование которых может быть предусмотрено только за счет средств федерального бюджета. И только 27 апреля 2011 года издан приказ МВД России № 335 «О возложении отдельных полномочий представителя нанимателя на начальников территориальных органов МВД России». Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 № 4202-1, определено, что сотрудники органов внутренних дел проходят государственную службу, порядок и условия которой установлены данным Положением. Постановлениями Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 и от 23.01.2003 г. зачет службы в Инспекции федеральной налоговой службы в выслугу лет сотрудников органов внутренних дел не предусмотрен. Таким образом, применение в отношении сотрудников органов внутренних дел норм Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» без учета нормативных предписаний, касающихся прохождения службы, должных правовых оснований не имеет. Кроме того, суд не учел, что Управление внутренних дел по Сургутскому району переименовано на Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сургутскому району. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права, допущенными судом первой инстанции. Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что поскольку правоохранительная служба входит в систему государственной службы, в стаж Чубина Б.С. должна быть включена служба в ИФНС по г.Сургуту с 17 февраля 1997 г. по 1 апреля 2003 г. Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом по следующим основаниям. Как видно из дела, Чубин Б.С. работал в ИФНС по городу Сургуту с 17 февраля 1997 года по 1 апреля 2003 года, где ему был присвоен классный чин - Советник налоговой службы 3 ранга. 18 сентября 2006 года Чубин Б.С. поступил на службу в УВД по Сургутскому району, и был назначен на должность оперуполномоченного отделения по борьбе с экономическими преступлениями УВД с 18 сентября 2006 года с испытательным сроком на 6 месяцев. Приказом от 26 декабря 2006 года Чубин Б.С. в связи с прохождением испытательного срока с 18 декабря 2006 года был назначен на должность оперуполномоченного ОБЭП УВД по Сургутскому району с сохранением должностного оклада по контракту на 3 года, специальный режим 95%. 18 декабря 2006 года Чубину Б.С. было присвоено первое специальное воинское звание лейтенанта милиции. Приказом от 03 апреля 2007 года Чубину Б.С. в соответствии с приказом МВД РФ от 26.04.2003 года № 283 «О порядке организации работы по исчислению выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам ОВД РФ» был установлен стаж службы в размере 02 года 00 месяцев 09 дней. При определении размера надбавки к заработной плате за выслугу лет не был учтен присвоенный ранее Чубину Б.С. классный чин советник налоговой службы 3 ранга. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58 - ФЗ «О системе государственной службы РФ» система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы. В связи с этим, по мнению суда, действие Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58 -ФЗ «О системе государственной службы РФ» распространяется на правоохранительную службу, в частности на правоотношения между сторонами. Между тем, судом не принято во внимание, что порядок исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудников органов внутренних дел и пенсии определен Постановлениями Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 (ред. от 30.12.2005) "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" и Постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 N 43 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и таможенных органов Российской Федерации". Названными постановлениями зачет службы в Инспекции федеральной налоговой службы в выслугу лет сотрудников органов внутренних дел не предусмотрен. Доказательств, свидетельствующих о том, что служба истца в налоговом органе подлежит зачету в выслугу лет в льготном исчислении в соответствии с названными постановлениями Правительства РФ, истцом не представлено. Доводы истца и вывод суда о том, что служба в органах МВД является разновидностью государственной службы, неубедительны, поскольку определение правоохранительной службы как вида государственной службы, согласно ст.19 ФЗ N 58-ФЗ "Об основах государственной службы РФ", вступившего в силу 27.05.2003 г., применяется со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе. До настоящего времени такой закон не принят, в силу чего действие ФЗ "Об основах государственной службы РФ" на сотрудников органов внутренних дел не распространяется. При изложенных обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене. Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены по материалам дела, судебная коллегия полагает возможным принять по делу новое решение об отказе в иске, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В связи с отказом в иске не подлежат взысканию расходы истца на оплату услуг представителя. Руководствуясь ст.ст.360, 362 ГПК РФ, судебная коллегия определила: Решение Сургутского районного суда от 04 августа 2011 года отменить, принять по делу новое решение. В иске Чубина Б.С. к Управлению внутренних дел по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об установлении надбавки к заработной плате за выслугу лет, перерасчете по надбавке за выслугу лет за отработанное время, включении периодов работы в ИФНС по городу Сургуту в стаж службы, возмещении судебных расходов отказать. Председательствующий Н.Н. Александрова Судьи А.А. Ковалёв Е.А. Старцева