иск прокурора г.Сургута к Управлению внутренних дел по г.Сургуту в интересах неопределенного круга лиц о понуждению к исполнению обязанности



Судья Шкилев П.Б.                                                                                                                      Дело № 33-5194/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 ноября 2011 года                                                               г. Ханты - Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Александровой Н.Н.,

судей Ковалёва А.А., Ахметзяновой Л.Р.,

.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Сургута к Управлению внутренних дел по г.Сургуту в интересах неопределенного круга лиц о понуждению к исполнению обязанности,

по кассационной жалобе ответчика на решение Сургутского городского суда от 23 августа 2011 года, которым постановлено:

«Иск прокурора города Сургута к Управлению внутренних дел по городу Сургуту в интересах неопределенного круга лиц о присуждении к исполнению обязанностей удовлетворить.

Обязать Управление внутренних дел по городу Сургуту получить лицензию на осуществление медицинской деятельности по оказанию доврачебной медицинской помощи, в срок до 01 октября 2011 года».

Заслушав доклад судьи Ковалёва А.А., мнение прокурора Шиян Е.Р., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Сургута обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению внутренних дел по г.Сургуту, в обоснование которого указал, что прокуратурой города Сургута проведена проверка соблюдения УВД по г Сургуту законодательства о лицензировании, в ходе которой установлены нарушения требований названного законодательства в деятельности управления внутренних дел по городу Сургуту. В соответствии с требованиями Федерального закона от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию. Согласно требованиям п.4 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 года № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению. В ходе проверки проведенной прокуратурой города Сургута установлено, что, в ИВС -1 и ИВС - 2 УВД по г. Сургуту имеются медицинские кабинеты, которые функционируют с момента ввода в эксплуатацию зданий ИВС-1 с 1982г., ИВС-2с 1991 года. В указанных кабинетах медицинские работники ИВС-1 и ИВС-2 оказывают доврачебную медицинскую помощь подозреваемым, обвиняемым, доставленным в ИВС УВД по городу Сургуту. Медицинские работники данных учреждений состоят в штатном расписании подразделений и были приняты в спецучреждения милиции на должности медицинских работников на основании приказов УВД по г. Сургуту от 20.02.1996г. № 24 л/с и от 17.1 1.1996г. № 343. Согласно должностной инструкции фельдшера ИВС-1 УВД г. Сургута Горбуновой Г.Д.. утвержденной 18.04.2008г. заместителем начальника УВД по Сургуту, в должностные обязанности фельдшера входит организация и оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС-1. Согласно должностной инструкции фельдшера ИВС-2 УВД г. Сургута Придыбайло С.Н., утвержденной 10.01.2007г. начальником МОБ УВД по Сургуту, в должностные обязанности фельдшера входит организация и оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС-2. Проверкой было установлено, что лицензии на осуществление деятельности по оказанию доврачебной помощи лицам, доставленным в ИВС-1 и ИВС-2 УВД по г. Сургуту у УВД по городу Сургуту не имеется. Считает, что отсутствие лицензии у УВД по Сургуту на осуществление доврачебной медицинской помощи не может гарантировать оказания качественных услуг (работ) гражданам, содержащимся ИВС-1 и ИВС-2 УВД по городу Сургуту, что в свою очередь также может повлечь нарушения конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Просил обязать УВД по г.Сургуту получить лицензию на осуществление медицинской деятельности по оказанию доврачебной медицинской помощи в срок до 01 октября 2011 года.

В судебном заседании прокурор Бондаренко К.Ю. поддержала исковые требования.

Представитель ответчика Платонов П.О. иск не признал, пояснил, что арестованные доставляются в больницу для оказания медицинской помощи. В ИВС проводятся медицинские осмотры следственно-арестованных, медицинские осмотры этапов, медицинские осмотры административно-арестованных, с целью выявления инфекционных заболеваний и больных, нуждающихся в скорой медицинской помощи, проводятся противоэпидемические мероприятия, санитарно-гигиеническое обеспечение. В настоящее время в штате УВД нет фельдшеров, так как они уволились. Законом и нормативно правовыми документами на УМВД России по г. Сургуту не возложена обязанность по оказанию медицинской помощи, не предусмотрена обязанность по получению лицензии на оказание медицинской помощи. Вся медицинская деятельность оказывается в учреждениях здравоохранения города Сургута, куда заболевшие доставляются силами сотрудников ИВС. Просил в иске отказать.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В кассационной жалобе ответчик просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает, что требование о необходимости иметь лицензию по осуществлению медицинской деятельности распространяется на тех юридических лиц, для которых такая медицинская деятельность является основной, то есть, когда именно из этой деятельности юридические лица извлекают прибыль. В действующем законодательстве отсутствует требование о том, что УМВД, в котором медицинские осмотры лиц, содержащихся под стражей, осуществляются штатными медицинскими работниками, необходимо получение лицензии на осуществление медицинской деятельности. От того, что УМВД России по г. Сургуту имеет в своем штате медицинского работника, это организация не становится медицинским учреждением и не получает права на осуществление предпринимательской медицинской деятельности. УМВД остается организацией, осуществляющей правоохранительную деятельность. Косвенным подтверждением тому, что УМВД России по г. Сургуту, принявшему в свой штат медицинского работника, не требуется лицензия на осуществление медицинской деятельности, является введенная постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 г. N241 новая редакция п.2 «Положения о лицензировании медицинской деятельности», в котором указано, что лицензирование медицинской деятельности осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ в части деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения, а также Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития - в части деятельности, осуществляемой организациями государственной системы здравоохранения, а также деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи. Таким образом, лицензия на осуществление медицинской деятельности выдается организациям системы здравоохранения. Факт оказания УМВД России по г. Сургуту от своего лица платных услуг по проведению медицинских осмотров иным хозяйствующим субъектам прокурором и судом первой инстанции установлен не был, доказательств получения прибыли обществом при оказании этого вида услуг материалы дела не содержат.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 15.07.1995 года N 103-ФЗ (ред. от 21.04.2011 года) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

При оказании     медицинской помощи     медицинские     работники ИВС руководствуются Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. N5487-1, другими нормативными актами Российской Федерации о здравоохранении, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Порядок медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, регулируется Инструкцией, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. N 1115/475.

Согласно Инструкции медицинские работники изоляторов временного содержания органов внутренних дел организуют и осуществляют медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, контроль за выполнением в ИВС государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. В случае отсутствия в ИВС медицинских работников функции по медико-санитарному обеспечению подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений возлагаются на медицинских работников здравпунктов городского, районного и линейного органов внутренних дел.

Основными задачами медицинских работников ИВС являются: организация и оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС, осуществление противоэпидемического обеспечения лиц, содержащихся в ИВС, осуществление контроля за санитарно-гигиеническим содержанием помещений ИВС, осуществление взаимодействия с учреждениями государственной и муниципальной систем; здравоохранения и уголовно-исполнительной системы по вопросам медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в ИВС.

Согласно п. 123 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России N 950 от 22.11.2005 года, подозреваемые и обвиняемые могут обращаться за помощью к медицинскому работнику, дежурному и начальнику ИВС во время ежедневного обхода камер и опроса содержащихся лиц. С целью определения состояния здоровья и наличия телесных повреждений у подозреваемых и обвиняемых при поступлении в ИВС, лиц, освобождаемых из ИВС или передаваемых конвою для этапирования, обязательно проводятся медицинские осмотры, с отражением данных осмотров в медицинских журналах.

Согласно приказам УВД по г.Сургуту № 1144 от 25.05.2011 г., № 1489 от 02.06.2008 г. в здании изоляторов временного содержания № 1 и № 2 подозреваемых, обвиняемых УВД по г Сургуту имеется медицинская часть.

В соответствии с положением о медицинской части ИВС № 2 УВД по г.Сургуту при оказании медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС медицинская часть осуществляет: выявление заболеваний, осмотр при поступлении, покамерных обходах, организацию и осуществление госпитализации лиц, нуждающихся в стационарном лечении, организацию оказания скорой медицинской помощи.

В соответствии со справкой № 22-12\4569 от 05.08.2011 г. выданной УВД по г.Сургуту в управлении согласно штатному расписанию имеются 2 должности фельдшера медицинской части в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых № 1, 2.

Исходя из п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Согласно п. п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи.

Так как согласно п. 8.2. должностной инструкции фельдшера изолятора временного содержания в должностные обязанности фельдшера входит оказание амбулаторной медицинской помощи на уровне первичной (доврачебной), в том числе неотложной, медико-санитарной помощи, то в соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 года N 30, такая деятельность подлежит лицензированию.

Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод об обоснованности заявленных прокурором требований.

Отсутствие лицензии у УВД по г.Сургуту на осуществление доврачебной медицинской помощи не может гарантировать оказания качественных услуг гражданам, содержащихся в ИВС,№1, № 2, что может повлечь нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как по существу основываются на обстоятельствах, являвшихся предметом судебного исследования, с последующей правильной правовой оценкой.

На основании изложенного с учетом установленных обстоятельств и требований законодательства решение суда является законным и обоснованным.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы суда, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст.360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Сургутского городского суда от 23 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Сургуту - без удовлетворения.

Председательствующий Н.Н. Александрова

Судьи                                                                      А.А. Ковалёв

                                                                                

                                                                                Л.Р. Ахметзянова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200