по иску прокурора г.Нягань в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Няганьгазпереработка» об обязывании установить квоту для приема на работу инвалидов



Судья Баскова Л.В.                                                                                                                      Дело № 33-5182/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 ноября 2011 года                                                               г. Ханты - Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Александровой Н.Н.,

судей Ковалёва А.А., Ахметзяновой Л.Р.,

при секретаре Никульшине К.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Нягань в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Няганьгазпереработка» об обязывании установить квоту для приема на работу инвалидов,

по кассационной жалобе ответчика на решение Няганского городского суда от 27 сентября 2011 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора города Нягани удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Няганьгазпереработка» установить квоту 3 рабочих места для инвалидов.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Няганьгазпереработка» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 4000 руб.».

Заслушав доклад судьи Ковалёва А.А., объяснения представителя ответчика Пономаревой И.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, мнение прокурора Шиян Е.Р., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Нягани в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Няганьгазпереработка» об обязывании установить квоту для приема на работу инвалидов и просил обязать ООО «Няганьгазпереработка» установить квоту 3 рабочих места для инвалидов.

В обоснование своих требований ссылался на то, что при проведении проверки соблюдения ООО «Няганьгазпереработка» законодательства в части обеспечения занятости инвалидов, было установлено, что среднесписочная численность работников в обществе составляет 144 человека. С учетом требований ч. 2 ст. 4 Закона ХМАО - Югры от 23 декабря 2004 г. № 89-оз «О квотировании рабочих мест инвалидам в ХМАО - Югре» квота рабочих мест для инвалидов в ООО «Няганьгазпереработка» составляет 3 единицы. ООО «Няганьгазпереработка» установлена квота для трудоустройства инвалидов в количестве 3 мест. На момент издания приказа, и в настоящее время установленные квотируемые места замещаются иными работниками, не являющимися инвалидами, осуществляющих трудовую деятельность в данной организации на постоянной основе, что изначально делает невозможным трудоустройство инвалидов на данные рабочие места. Таким образом, ООО «Няганьгазпереработка» не соблюдены требования действующего законодательства и нарушены права и законные интересы инвалидов.

В судебном заседании прокурор Сафарова B.C. исковые требования поддержала, пояснила, что на момент квотирования рабочих мест они были уже заняты, но не работающими инвалидами, а другими работниками организации, не являющимися инвалидами. Считает, что это ненадлежащее исполнение действующего законодательства, т.к. инвалиды не могут устроиться на работу, рабочие места с момента их создания заняты.

Представитель ответчика Пономарева И.А. исковые требования не признала. В судебном заседании пояснила, что Общество с целью исполнения требований ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» выделило в счет установления квоты три рабочих места. Данные рабочие места заняты, увольнение лиц, трудоустроенных на рабочие места до их выделения, произвести не возможно, т.к. законодательством не предусмотрен механизм расторжения трудового договора с лицами, рабочие места которых выделены в счет установленной квоты для трудоустройства инвалидов. Общество выделило рабочие места в счет квоты, при высвобождении они будут предложены для трудоустройства инвалидам.

Судом постановлено изложенное выше решение, которое в кассационной жалобе ответчик просит отменить. Считает, что суд не принял во внимание, что Общество с целью исполнения требований ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» выделило в счет установленной квоты три рабочих места, что подтверждается приказом Общества (от 10.03.2011 № 75), представленным в судебное заседание. Кроме того, выделенные в Обществе рабочие места в счет установленной квоты соответствуют Перечню приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда. По мнению кассатора, суд, делая вывод, о невозможности трудоустройства инвалидов на данные рабочие места, не принял во внимание, что ни ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ни каким-либо иным нормативным актом не предусмотрено, что выделяемые рабочие места должны быть вакантными в момент их выделения, а законодательством не предусмотрен механизм расторжения трудового договора с лицами, рабочие места которых выделены в счет установленной квоты для трудоустройства инвалидов. В нарушение ст.206 ГПК РФ, суд не указал какие действия надлежит совершить Обществу с целью исполнения установленной квоты, что является нарушением норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

В соответствии со ст. 20 ФЗ «О социальной защите инвалидов», инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти субъектов РФ путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов; создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения инвалидов новым профессиям.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Согласно ст.4 Закона Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2004 г. № 89-оз «О квотировании рабочих мест инвалидам в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре», квота устанавливается независимо от организационно-правовой формы и формы собственности организациям, численность работников, в которых составляет более 100 человек, и определяется в процентах к среднесписочной численности работников. Квота устанавливается с учетом работающих в организации граждан из числа категории, для которой введено квотирование рабочих мест. Квота рабочих мест для инвалидов устанавливается в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников организации. Порядок установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов для каждой организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов определяется Правительством Ханты - Мансийского автономного округа - Югры.

Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приема на работу инвалидов. Квота - минимальное количество рабочих мест для инвалидов.

Согласно п.3 ст.25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Как видно из дела, в феврале 2011 г. ответчиком в центр занятости населения были поданы сведения о том, число квотируемых мест составляет 3, все квотируемые места свободны. Между тем на момент выделения рабочих мест в счет квоты, а также на день рассмотрения судом дела рабочие места не являлись вакантыми.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу том, что ответчиком не доказано, что выделенные и созданные рабочие места в счет установленной квоты предоставлены инвалидам. Кроме того, суд правомерно отметил, что замещение выделенных мест иными работниками, не являющимися инвалидами, осуществляющими трудовую деятельность в данной организации на постоянной основе, изначально делает невозможным трудоустройство инвалидов на данные рабочие места.

Судебная коллегия отмечает, что ответчиком не выполняется установленная законом квота для приема на работу граждан из числа инвалидов.

Решение суда мотивировано, отвечает требованиям ст.198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда, изложенные в постановленном решении, подтверждаются материалами дела.

Доводы кассационной жалобы судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку они направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Указанные доводы жалобы являлись основанием процессуальной позиции ответчика, были приведены в ходе разбирательства дела, являлись предметом рассмотрения в суде, исследованы судом и изложены в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда второй инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и спор по существу разрешен верно.

Руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Няганского городского суда от 27 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика ООО «Няганьгазпереработка» - без удовлетворения.

Председательствующий Н.Н. Александрова

Судьи                                                                      А.А. Ковалёв

                                                                                

                                                                                Л.Р. Ахметзянова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200