Судья Иорданян О.Ж. Дело № 33-158/2012 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 17 января 2012 года г. Ханты-Мансийск Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе: председательствующего Блиновской Е.О., судей Мелехиной Т.И., Старцевой Е.А., при секретаре Ячигиной Е.Н., рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора города Белоярский в защиту интересов неопределенногокруга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждениюБелоярского района «Общеобразовательная средняя (полная) школа № 3» (далее - МОСШ № 3),администрации Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о понуждении обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов идетей-инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, по кассационным жалобам представителей ответчиков МОСШ № 3 Махмудовой С.В. и администрации Белоярского района в лице главы Маненкова С.П. на решение Белоярского городского суда от 03 ноября 2011 года, которым постановлено: «Исковые требования прокурора города Белоярский в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение Белоярского района «Общеобразовательная средняя (полная) школа № 3 », администрацию Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа -Югры в срок до 31.12.2012 г. обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и детей-инвалидов к объекту социальной инфраструктуры -зданию МБОСШ № 3 г. Белоярский расположенному по адресу: г. Белоярский, 3 микрорайон, дом 36, корпус 1, путем сооружения пандуса, либо иных средств подъема, оборудования специальной стоянки и подъездных путей к ней для инвалидов, а также оборудования санузлов». Заслушав доклад судьи Блиновской Е.О., объяснения прокурора Бикмухаметовой Г.Р., просившей решение суда отменить в части, касающейся стоянок и санузлов, с направлением на новое рассмотрение, судебная коллегия установила: прокурор г.Белоярский обратился в суд к с иском о понуждении обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов идетей-инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - зданию МОСШ № 3, расположенному в г.Белоярском в 3 микрорайоне в д.36 корпус 1 путем сооружения пандуса, оборудования специальной стоянки и подъездных путей к ним для инвалидов, оборудования санузлов, в срок до 31.12.2012г. Требования мотивировал тем, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов и детей-инвалидов, прокуратурой г.Белоярский установлено отсутствие в указанном здании специальных приспособлений и оборудования, обеспечивающего беспрепятственный доступ в него указанной категории граждан, а именно, вход в здание не оборудован пандусом, отсутствует стоянка для инвалидов и подъездные пути, не оборудованы санузлы. Таким образом, администрацией указанного объекта не исполняются требования Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Не согласившись с заявленными требованиями, представитель ответчика МОСШ № 3 директор Харисова А.М. указала на отсутствие в Федеральном законе № 181-ФЗ указанных прокурором требований, а оборудование на территории стоянки для инвалидов и подъездных путей не относится к их компетенции и, более того, необоснованны, в соответствии с постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Считает предъявленные требования нарушающими ст.132 Конституции РФ. Указала на наличие указанного оборудования в здании корпуса № 2, при отсутствии инвалидов -учащихся и родителей-инвалидов учащихся детей, а также на возможность обучения детей-инвалидов по полной общеобразовательной программе на дому. Определением Белоярского городского суда от 18 октября 2011 года к участию в деле привлечена администрация Белоярского района. В судебном заседании помощник прокурора Костарева Е.И., уточняя заявленные требования, просила обязать МБОУ «МОСШ № 3» г.Белоярский обеспечить беспрепятственный доступ инвалидам и детям-инвалидам к объектам социальной инфраструктуры путем сооружения пандуса, либо иных приспособлений, оборудования специальной стоянки и подъездных путей к МОСШ № 3 для инвалидов, оборудования санузлов в прежние сроки. Представители ответчиков МОСШ № 3, по доверенности Махмудова С.В. и директор Харисова А.М., и администрации Белоярского района по доверенности Земскова С.В., с требованиями не согласились. Представитель МОСШ № 3 по доверенности Махмудова С.В. привела доводы, аналогичные изложенным в письменном отзыве. Представитель администрации Белоярского района Земскова С.В. указала на отсутствие к ним требований в самом исковом заявлении. Кроме того, пояснила о невозможности исполнения требований в указанные сроки, тем более, что их исполнение запланированы на срок 2013/ 2014 года. Также указала на возможность выделения 10 % мест для парковки инвалидов при наличии стоянки, и отсутствие у них полномочий для строительства автостоянки. Белоярский городской суд постановил изложенное выше решение, не согласившись с которым подали кассационные жалобы представители ответчиков МОСШ № 3 Махмудова С.В. и глава администрации Белоярского района Маненков С.П., которые просят решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права. В кассационной жалобе глава администрации Белоярского района Маненков С.П. считает, что суд вышел за пределы исковых требований, т.к. к администрации никаких требований прокурором не предъявлялось. Указал, что около здания МОСШ № 3 автостоянка не предусмотрена и нет возможности выделить места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Остальные мероприятия запланированы долгосрочной целевой программой Белоярского района «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения» на 2012-2014 годы». Представитель МОСШ № 3 Махмудова С.В., считая доводы суда безосновательными, перечислила принятые администрацией Белоярского района меры в целях реализации постановления Правительства РФ от 17.03.2011 № 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы», источником финансирования которой является бюджет Белоярского района. Считает, что решение суда нарушает конституционный принцип самостоятельности органов местного самоуправления и противоречит ст.52 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Требования об оборудовании стоянки для инвалидов и подъездных путей нарушают нормы п.2.2 СанПиН 2.4.2.2821-10 и Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Не согласившись с доводами кассационных жалоб ответчиков МОСШ № 3 и администрации Белоярского района старший помощник прокурора г.Белоярский Опанасенко О.С. считает решение суда законным и обоснованным. Не исполнение администрацией района норм Федеральных законов от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и ст.15 Закона от 24.11.1995 № 181 ведет к нарушению прав инвалидов. Доводы о выходе за пределы исковых требований считает несостоятельными, т.к. предметом спора являются общие обязанности ответчиков по данному вопросу. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб представителей ответчиков МОСШ № 3 Махмудовой С.В. и главы администрации Белоярского района Маненкова С.П., возражения старшего помощника прокурора г.Белоярский Опанасенко О.С., судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции, как принятого с нарушением материального и процессуального права. Фактические обстоятельства по делу- отсутствие у школы автостоянки, а также пандуса и специально оборудованных санузлов в 1-м корпусе школы № 3 судом установлены правильно, и никем не оспариваются. Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ ( с последующими изменениями ) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Требований о создании специальных стоянок для инвалидов, или создания автостоянок там, где их нет, закон не предусматривает. На территории школы автостоянки нет, и быть не может, так как иное противоречило бы п.2.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", которым предусмотрено, что здания общеобразовательных учреждений должны размещаться в зоне жилой застройки, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, санитарных разрывов, гаражей, автостоянок, автомагистралей, объектов железнодорожного транспорта, метрополитена, маршрутов взлета и посадки воздушного транспорта. Следовательно, требование о создании специальной стоянки удовлетворено судом первой инстанции вследствие неверного применения материального права. В тоже время, как указали ответчики и подтверждается материалами дела, имеющейся в городе программой мероприятий на 2012-2014 г., утвержденной 27.10.2011 г. Постановлением администрации Белоярского района, предусмотрено создание мест парковки, пандусов, санитарных узлов в школе № 3 для корпуса № 1 (л.д.74-92). Давая оценку данному обстоятельству, суд первой инстанции сослался на сроки исполнения программы, которые могут быть и нарушены, сделав вывод о том, что прокурор, заявляя иск, за рамки своих полномочий не вышел, и доказательств иного суду не представлено. Между тем, выступая в качестве процессуального истца, прокурор ограничен правами и обязанностями такового, в силу чего на него распространяется, в том числе, действие ч.1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой стороны должны доказывать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Как следует из письменных возражений ответчика и указано его представителем в судебном заседании, в корпусе 2 школы № 3 (л.д.37, 104) оборудован пандус с поручням и специализированные санузлы, то есть доступ детям- инвалидам или родителям -инвалидам в школу обеспечен. Каких-либо доказательств иного прокурором не представлено. Следовательно, исковые требования прокурора не доказаны, и судом иное решение принято ввиду неверного толкования нормы права, определяющей порядок распределения бремени доказывания. При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований прокурора должно быть отказано. Новое решение может быть принято судом кассационной инстанции. Руководствуясь статьями 360, 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Белоярского городского суда от 03 ноября 2011 года отменить и принять новое решение. В удовлетворении исковых требований прокурора г.Белоярский о понуждении оборудования специальной стоянки и подъездных путей к ней для инвалидов, сооружения пандуса, либо иных средств подъема, и оборудования специализированных санузлов в корпусе 1 муниципального бюджетного образовательного учрежденияБелоярского района «Общеобразовательная средняя (полная) школа № 3»- отказать. Председательствующий Блиновская Е.О. Судьи Мелехина Т.И. Старцева Е.А.