Судья Баскова Л.В. Дело № 33-5391/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 06 декабря 2011 года г. Ханты - Мансийск Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе: председательствующего судьи Александровой Н.Н., судей Ковалёва А.А., Ахметзянова Л.Р., . рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Нягань в защиту интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Няганские энергетические ресурсы» об обязывании установить квоту для приема на работу инвалидов, по кассационной жалобе ответчика на решение Няганского городского суда от 25 октября 2011 года, которым постановлено: «Исковые требования прокурора города Нягани удовлетворить. Обязать открытое акционерное общество «Няганские энергетические ресурсы» установить квоту 14 рабочих мест для инвалидов. Взыскать с открытого акционерного общества «Няганские энергетические ресурсы» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 4000руб.». Заслушав доклад судьи Ковалёва А.А., объяснения представителя ответчика Патракова Е.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, мнение прокурора Шиян Е.Р., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия установила: Прокурор г. Нягани в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Няганские энергетические ресурсы» об обязывании установить квоту для приема на работу инвалидов и просил обязать ОАО «Няганские энергетические ресурсы» установить квоту 14 рабочих мест для инвалидов. В обоснование своих требований указывает на то, что при проведении проверки соблюдения ОАО «Няганские энергетические ресурсы» законодательства в части обеспечения занятости инвалидов, было установлено что среднесписочная численность работников в Обществе составляет 724 человека. С учетом требований ч. 2 ст. 4 Закона ХМАО - Югры от 23 декабря 2004 г. № 89-оз «О квотировании рабочих мест инвалидам в ХМАО - Югре» квота рабочих мест для инвалидов в ОАО «Няганские энергетические ресурсы» составляет 14 единиц. Вместе с тем, ответчиком рабочие места в счет установленной квоты не выделены и не созданы. Не приняты меры к финансированию выделения либо создания рабочих мест в другой организации. Таким образом, ОАО «Няганские энергетические ресурсы» не соблюдены требования действующего законодательства и нарушены права и законные интересы инвалидов. В судебном заседании помощник прокурора г. Нягань поддержала заявленные исковые требования. Судом постановлено изложенное выше решение, которое в кассационной жалобе ответчик просит отменить. Полагает, что суд не принял во внимание, что на предприятии ответчика работает 6 человек инвалидов. Данные работники трудоустроены в счет квоты рабочих мест для инвалидов в соответствии с Законом ХМАО-Югры от 23 декабря 2004 г. № 89-оз «О квотировании рабочих мест инвалидам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре». Требование установить квоту еще 14 рабочих мест для инвалидов противоречит закону ХМАО-Югры «О квотировании рабочих мест инвалидам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», а также Закону РФ от 24 ноября 1995 г. № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и кроме этого нарушает права хозяйствующего субъекта и возлагает обязанности, не предусмотренные законом. Более того, в силу статьи 6 Закона ХМАО-Югры «О квотировании рабочих мест инвалидам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» при невозможности выделения (создания) рабочих мест в счет установленной квоты работодатель вправе профинансировать выделение (создание) рабочих мест в другой организации в соответствии с заключенными договорами. Однако оспариваемое решение обязывает ответчика лишь установить квоту 14 рабочих мест для инвалидов, лишив права выделения (создания) рабочих мест в счет установленной квоты в другой организации. Судом не принят во внимание тот факт, что работа в ОАО «Нягански энергетические ресурсы» во многом связана с вредными производственными факторами, что обусловливает невозможность создания большего количества (чем существует на данный момент) рабочих мест для инвалидов на предприятии. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда. В соответствии со ст. 20 ФЗ «О социальной защите инвалидов», инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти субъектов РФ путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов; создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения инвалидов новым профессиям. В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Согласно части 2 ст. 22 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. Согласно ст.4 Закона Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2004 г. № 89-оз «О квотировании рабочих мест инвалидам в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре», квота устанавливается независимо от организационно-правовой формы и формы собственности организациям, численность работников, в которых составляет более 100 человек, и определяется в процентах к среднесписочной численности работников. Квота устанавливается с учетом работающих в организации граждан из числа категории, для которой введено квотирование рабочих мест. Квота рабочих мест для инвалидов устанавливается в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников организации. Порядок установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов для каждой организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов определяется Правительством Ханты - Мансийского автономного округа - Югры. Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ответчиком не представлено доказательств о том, что ОАО «Няганские энергетические ресурсы» выделены и созданы рабочие места в счет установленной квоты. Ответчиком не представлены и доказательства финансирования ответчиком создания рабочих мест для инвалидов в других организациях, тогда как указанными выше федеральными законами, а также Законом Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2004 г. № 89-оз «О квотировании рабочих мест инвалидам в ХМАО - Югре», при невозможности выделения (создания) рабочих мест в счет установленной квоты работодатель вправе профинансировать выделение (создание) рабочих мест в другой организации в соответствии с заключенными договорами. Как усматривается из материалов дела, среднесписочная численность работников ОАО «Няганские энергетические ресурсы» составляет 724 человека. Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что в соответствии со штатной численностью ОАО «Няганские энергетические ресурсы» должна быть установлена квота для трудоустройства 14 рабочих мест для инвалидов. Суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Кассационная жалоба не содержит оснований для отмены решения, установленных ст.362 ГПК РФ. На основании изложенного с учетом установленных обстоятельств и требований законодательства решение суда является законным и обоснованным. Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе тех, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, судом не допущено. Изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы суда, оснований для отмены решения суда не имеется. Руководствуясь ст.ст.360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила: Решение Няганского городского суда от 25 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика ОАО «Няганские энергетические ресурсы» - без удовлетворения. Председательствующий Н.Н. Александрова Судьи Л.Р. Ахметзянова А.А. Ковалёв