Судья Иорданян О.Ж. Дело № 33-148/2012 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 17 января 2012 года г. Ханты-Мансийск Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе: председательствующего судьи Юрьева И.М., судей Старцевой Е.А., Блиновской Е.О., при секретаре Мелехине А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Белоярский в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению Белоярского района «Общеобразовательная средняя (полная) школа № 1 г. Белоярский», администрации Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и детей-инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, по кассационным жалобам администрации Белоярского района и муниципального бюджетного образовательного учреждения Белоярского района «Общеобразовательная средняя (полная) школа № 1 г. Белоярский» на решение Белоярского городского суда от 03 ноября 2011 года, которым постановлено: «исковые требования прокурора города Белоярский в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение Белоярского района «Общеобразовательная средняя (полная) школа №1», администрацию белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в срок до 31.12.2012 г. обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и детей-инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - зданию МБОСШ №1 г. Белоярский расположенному по адресу: г.Белоярский, улица Школьная дом. 6, путем сооружения пандуса, либо иных средств подъема, оборудования специальной стоянки и подъездных путей к ней для инвалидов, а также оборудования санузлов и душевых.» Заслушав доклад судьи Старцевой Е.А., возражения прокурора Бикмухаметовой Г.Р., судебная коллегия установила: Прокурор г. Белоярский обратился в суд к с иском о понуждении муниципального бюджетного образовательного учреждения Белоярского района «Общеобразовательная средняя (полная) школа № 1 г. Белоярский (далее по тексту Школа) в срок до 31 декабря 2012 года обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов идетей-инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - зданию Школы, расположенному по адресу: г. Белоярском ул. Школьная, д. 6, путем сооружения пандуса, оборудования специальной стоянки и подъездных путей к ней, оборудования санузлов и душевых. Требования мотивировал тем, что в нарушение требований Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» здание Школы специальных приспособлений и оборудования, обеспечивающего беспрепятственный доступ в него указанной категории граждан, не имеет. Вход в здание не оборудован пандусом, отсутствует стоянка для инвалидов и подъездные пути, не оборудованы санузлы и душевые. Определением Белоярского городского суда от 25 октября 2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Белоярского района (далее по тексту Администрация). В судебном заседании прокурор исковые требования уточнил, заявив возложении на Школу обязанности по сооружению пандуса, либо иных приспособлений, оборудования специальной стоянки и подъездных путей к зданию Школы для инвалидов и оборудования санузлов в ранее заявленные сроки. Представитель Администрации Земскова С.В. и представитель Школы Махмудова С.В. против удовлетворения требований прокурора возразили. Судом постановлено указанное выше решение, которое Администрация просит отменить. Считает, что суд вышел за пределы исковых требований, т.к. непосредственно к Администрации прокурором требований не предъявлено. В районе здания Школы автостоянка не предусмотрена, соответственно отсутствует возможность выделить места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Долгосрочной целевой программой Белоярского района «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения на 2012-2014 годы» предусмотрено обустройство мест парковки для инвалидов в районе Школы. В кассационной жалобе Школа также просит решение отменить. Считая доводы суда безосновательными по причине предпринятых Администрацией мер в целях реализации постановления Правительства РФ от 17 марта 2011 года № 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы», источником финансирования которой является бюджет Белоярского района. Считает, что решение суда нарушает конституционный принцип самостоятельности органов местного самоуправления и противоречит ст. 52 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Считает решение суда об оборудовании стоянки для инвалидов и подъездных путей вынесено противоречит п.2.2 СанПиН 2.4.2.2821-10 и Федеральному закону от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в части оборудования Школы специализированными душевыми противоречит п.4.14 СанПиН 2.4.2.2821-10. Прокурор, возражая против доводов кассационных жалоб, все же счел, что решение суда в части оборудования стоянок и душевых подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия установила следующее. Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В соответствии с п.3 ст.2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Согласно ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (далее Закон № 181-ФЗ) органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). СНИП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные Постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года № 73, предусматривают соответствующее обустройство санитарно-гигиенических помещений в общественных зданиях и наличие как минимум одного входа, приспособленного для маломобильных групп населения, который как правило, должен быть размещен на уровне входа, ближайшего к поверхности земли, либо продублирован пандусом, подъемной платформой, лифтом или другими приспособлениями для перемещения инвалидов, а также. Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, вход в здание Школы для маломобильных групп населения не приспособлен, пандусом либо иным оборудованием не оснащен, туалетные комнаты для них не доступны, соответственно суд правомерно возложил на Школу обязанность устранить данные нарушения в установленный им по правилам ч.2 ст. 206 ГПК РФ срок. Наличие утвержденной постановлением Администрации от 27 ноября 2011 года № 1574 долгосрочной целевой программы «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения» (далее по тексту Целевая программа Белоярского района), предусматривающей осуществление Школой данных мероприятий в 2012 году в основном за счет средств местного бюджета Белоярского района, о незаконности решения суда не свидетельствует, поскольку на день рассмотрения судом настоящего дела по существу заявленные прокурором требования добровольно не исполнены и имеет место длительное неисполнение требований Закона № 181-ФЗ, действующего с 1995 года. Между тем, оснований для возложения на Школу обязанности по обустройству в здании Школы душевых у суда первой инстанции не имелось, поскольку как следует из протокола судебного заседания от 3 ноября 2011 года, прокурор в судебном заседании исковые требования изменил и о возложении на Школу подобной обязанности не заявлял. Доказательств того, что здание Школы оборудовано душевыми, предназначенными для учащихся, в материалы дела, не представлено. Решение суда в части специальной стоянки и путей передвижения на территории Школы в нарушение требований ст. 196, и 198 ГПК РФ не основано ни на материалах дела, ни на нормах материального права. Наличие на территории Школы автомобильной стоянки и мест парковки судом не установлено. Статьей 15 Закона № 181-ФЗ предусмотрено выделение не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства, на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений. Положений о создании (оборудовании) специальных стоянок и подъезных путей к ним для маломобильных групп населения и инвалидов Закон № 181-ФЗ не содержит. Суд требованиям прокурора с позиции указанной нормы материального права не дал, также как не принял во внимание положения Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусматривающего противопожарное расстояние от открытых организованных автостоянок до земельных участков общеобразовательных учреждений, которое составляет от 15 до 50 метров в зависимости от количества стояночных мест. А также то, что в силу п.2.2 СанПин 2.4.2.2821-10 2.2. здания общеобразовательных учреждений должны размещаться в зоне жилой застройки, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, санитарных разрывов, гаражей, автостоянок, автомагистралей, объектов железнодорожного транспорта, метрополитена, маршрутов взлета и посадки воздушного транспорта. Кроме того, возлагая на Школу подобную обязанность, суд исходил из того, что требования прокурора не предполагают их исполнение без привлечения к мероприятиям иных предприятий, учреждений, государственных и муниципальных органов. Между тем, судом не дана оценка компетенции Школы, которая как образовательное учреждение надлежащим ответчиком по делу в этой части не является, и оставил без внимания, что Целевой программой Белоярского района (п. 2.5.2.) запланировано обустройство мест парковки для инвалидов с установкой специального дорожного знака в районе общеобразовательных школ г. Белоярский № 1,2,3, при этом исполнение возложено не на Школы, а на Управление по транспорту и связи Администрации Белоярского района, требований к которому прокурором не предъявлено. При таких обстоятельствах решение суда в части возложения на Школу обязанности по оборудованию специальной стоянки и подъездных путей к ней, а также оборудования душевых нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе прокурору в удовлетворении исковых требований в этой части. Также как подлежит отмене и решение суда в части всех требований прокурора к Администрации Белоярского района, которая надлежащим ответчиком по делу не является. Школа является бюджетным учреждением, т.е. по смыслу ч.1 ст. 9.2. Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее Закон № 7-ФЗ либо Закон «О некоммерческих организациях») и п.1.1. Устава Школы является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием Белоярский район для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Белоярский район как собственник и учредитель Школы осуществляет финансовое обеспечение ее деятельности по выполнению муниципального задания на оказание муниципальных услуг в сфере образования в соответствии с утвержденной бюджетной сметой (п.1.2, 1.3, 8.1 Устава). При этом, в соответствии с абз. 2 ч. 6 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ финансовое обеспечение выполнения бюджетным учреждением государственного (муниципального) задания осуществляется, в том числе с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества. Здание Школы находится в собственности Белоярского района закреплено за Школой на праве оперативного управления. Земельный участок, на котором расположено здание Школы предоставлен ей на праве постоянного (бессрочного) пользования (п.8.4). Договором о передаче объектов муниципальной собственности в оперативное управление от 19 марта 2001 года следует, что обязанность по обеспечению содержания основных средств, в том числе здания Школы, включающего в себя все виды ремонта, возложена на Школу. Данное положение договора согласуется с положениями ст. 210 ГК РФ в соответствии с которой бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. При таких обстоятельствах Администрация, которая осуществляет лишь финансирование оказываемых Школой муниципальных услуг в сфере образования, надлежащим ответчиком по настоящему делу не является, решение суда в этой части подлежит отмене с вынесением по делу нового решения, которым прокурору в удовлетворении исковых требований к Администрации Белоярского района отказать, поскольку финансирование вменяемых Школе мероприятий по приведению здания и территории Школы в соответствие с требованиями Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» предметом спора в рамках настоящего дела не являлось, подобного рода требований прокурором к Администрации не заявлено. Руководствуясь статьями 360, 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Белоярского городского суда от 3 ноября 2011 года в части удовлетворения исковых требований прокурора о возложении на муниципальное бюджетное образовательное учреждение Белоярского района «Общеобразовательная средняя (полная) школа № 1 г. Белоярский» обязанности в срок до 31 декабря 2012 года обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и детей-инвалидов к объекту социальной инфраструктуры путем сооружения пандуса, либо иных средств подъема, оборудования санузлов, оставить без изменения. В остальной части решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе прокурору в удовлетворении исковых требований. Председательствующий: Юрьев И.М. Судьи: Блиновская Е.О. Старцева Е.А.