о признании бездействия незаконным по утилизации промышленных отходов



Судья Ткач В.Н.                            Дело № 33-109/2012

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 января 2012 года            г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи Юрьева И.М.

судей      Старцевой Е.А., Блиновской Е.О.,

при секретаре Усачовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сургутского района к администрации Сургутского района, администрации сельского поселения Сытомино Сургутского района о признании бездействия незаконным по утилизации промышленных отходов, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований Сургутский район водных путей и судоходства - филиал ФБУ «Обь - Иртышского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства»,

по кассационным жалобам администрации Сургутского района и администрации сельского поселения Сытомино Сургутского района на решение Сургутского городского суда от 18 октября 2011 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Сургутского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Сургутского района в части невыполнения обязанности по организации утилизации и переработки промышленных отходов в виде плавсредства, находящегося на указанной территории.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Сытомино Сургутского района в части невыполнения обязанности по обеспечению свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, а так же по осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности граждан на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Обязать администрацию сельского поселения Сытомино Сургутского района выполнить мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах и обеспечению свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования путем освобождения переменно затопляемой береговой полосы на 19 км., на левом берегу протоки Сытоминка (географические координаты № 61°18,014", Е 71°17,826") от бесхозяйного фрагмента плавсредства, обязать администрацию Сургутского района утилизировать и переработать плавсредство на 19 км., на левом берегу протоки Сытоминка (географические координаты № 61°18,014", Е 71°17,826") установить срок для исполнения обязательств - до 01 сентября 2012 года.

Взыскать с ответчика администрации Сургутского района и администрации сельского поселения Сытомино государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей в доход муниципального образования г. Сургут.

Заслушав доклад судьи Старцевой Е.А., объяснения представителя администрации Сургутского района Петухова В.Н. и представителя администрации с.п. Сытомино Волченко В.Г., поддержавших доводы жалоб, возражения прокурора Бикмухаметовой Г.Р., судебная коллегия

установила:

Прокурор Сургутского района, выступая в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц, ссылаясь на ст.ст. 41, 42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» обратился в суд с иском о признании незаконным бездействие администрации Сургутского района (далее - Администрации района) в части невыполнения обязанности по организации утилизации и переработки промышленных отходов в виде фрагмента плавсредства, находящегося на территории муниципального образования на 19 км., на левом берегу протоки Сытоминка (географические координаты № 61°18,014", Е 71°17,826"), а также о понуждении Администрации района привести земельный участок указанной береговой полосы в соответствие с природоохранным законодательством и санитарно-эпидемиологическим требованиям, т.е. в состояние, обеспечивающее экологическую безопасность, путем освобождения переменно затопляемой береговой полосы от бесхозяйного плавсредства и его утилизации.

В обоснование иска указал, что вышеозначенный фрагмент плавсредства, размером 5 м на 1,7 м, принадлежность которого кому-либо не установлена, со следами значительной коррозии утратил свои потребительские свойства, эксплуатации и использованию не подлежит, а потому представляет собой металлический лом, размещенный на вышеуказанном переменно затопляемом земельном участке. Является источником загрязнения рыбохозяйственных водоемов и снижения их репродуктивности.

Определением Сургутского городского суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация сельского поселения Сытомино Сургутского района.

Впоследствии прокурор исковые требования изменил, заявив о признании незаконным бездействие Администрации района в части невыполнения обязанности по организации утилизации и переработки промышленных отходов в виде плавсредства, находящегося на вышеуказанной территории, а также бездействие администрации с.п. Сытомино Сургутского района в части невыполнения обязанности по обеспечению свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, а так же осуществления мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. На администрацию с.п. Сытомино Сургутского района просит возложить обязанность выполнить мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах и обеспечению свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования путем освобождения переменно затопляемой береговой полосы на 19 км., на левом берегу протоки Сытоминка (географические координаты № 61°18,014", Е 71°17,826") от бесхозного фрагмента плавсредства. Администрацию района просит обязать утилизировать и переработать вышеозначенный фрагмент плавсредства в срок до 01 сентября 2012 года.

В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивал.

Представители администрации Сургутского района Петухов В.Н. и Шухарина А.П. против удовлетворения иска возражали, находя Администрацию района ненадлежащим ответчиком, поскольку полномочиями по утилизации промышленных отходов муниципальное образование Сургутский район не наделено.

Глава администрации сельского поселения Сытомино Волченко В.Г. против удовлетворения исковых требований также возражал, т.к. мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах и свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования, которые находятся в компетенции сельского поселения, не включают в себя мероприятия по освобождению береговой полосы от бесхозяйного плавсредства.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.

Судом постановлено указанное выше решение, которое администрация сельского поселения Сытомино просит отменить. Считает решение незаконным, так как судом не дана правовая оценка и не исследованы предоставленные ответчиками доказательства. Находит требования прокурора не соответствующими действующему законодательству. Земельный участок, на котором находится спорный фрагмент плавсредства, не включен в перечень мест массового отдыха жителей сельского поселения Сытомино, утвержденный постановлением администрации с.п. Сытомино от 01 октября 2011 года № 50. Сбор и вывоз промышленных отходов, которым является фрагмент плавсредства, находится вне компетенции органов местного самоуправления с.п. Сытомино. Решение суда не соответствует требованиям ст.198 ГПК РФ, т.к. не содержит ни собственных выводов суда об обстоятельствах дела, ни доводов, по которым суд отвергает предоставленные ответчиками доказательства.

В кассационной жалобе администрация Сургутского района также просит решение суда в части признания незаконным бездействие администрации Сургутского района и понуждении утилизировать и переработать плавсредство до 01 сентября 2012 года, а так же в части взыскания с администрации Сургутского района государственной пошлины отменить. Принять в указанной части новое решение об отказе прокурору в удовлетворении исковых требований, поскольку судом неправильно применены нормы материального права. Судом не дана оценка заявлению о том, что Администрации района не является надлежащим ответчиком. Не принято во внимание, что в рамках своих полномочий администрация Сургутского района лишь организует утилизацию ТБО, но не утилизирует их. Доставка отходов на полигоны для утилизации входит в полномочия поселений. Организовать утилизацию отходов возможно только после получения их на соответствующий полигон. Считает, что срок для исполнения решения судом не обоснован, при его установлении суд не принял во внимание, что администрацией с.п. Сытомино может быть принято решение по вывозу плавсредства на другой полигон, не принадлежащий администрации Сургутского района, и в срок выходящий за пределы срока установленного судом. Государственная пошлина взыскана с нарушением п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ, которым органы местного самоуправления от уплаты государственной пошлины освобождены.

Прокурор, возражая против доводов кассационной жалобы администрации Сургутского района, счел решение суда подлежащим отмене в части сельского поселения Сытоминка, на которое не может быть возложена обязанность по сбору промышленных отходов, утилизация которых находится в компетенции администрации Сургутского района.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия установила следующее.

В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, в частности, обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель (ст. 13).

Согласно абз. 2 п.10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В силу 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту Закон № 89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, земельный участок на котором расположен фрагмент плавсредства, в силу своего состояния и по смыслу ст. 1 Закона № 89-ФЗ являющегося ломом черного метала, т.е. промышленными отходами, находится на территории Сургутского района (что лицами, участвующими в деле не оспаривается).

Сургутский район Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 63-оз от 02 ноября 2004 года «О статусе границ муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» наделен статусом муниципального района.

Администрация района является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (п.3 ч.1 ст. 8 Устава Сургутского района) к полномочиям которого в области обращения с отходами ч.2 ст. 8 Закона № 89-ФЗ в силу п.7 ч.1 ст. 36 Устава отнесена организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Аналогичные положения содержатся и в п.14 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в п.2 ч.1 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, и регулироваться законодательством Российской Федерации, при этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

       Согласно ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Частью 1 ст. 55 Федерального закона «Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления, в частности, обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.

Находящиеся длительное время в пределах переменно затопляемой береговой полосы остатки и части металлических корпусов судов, их детали и механизмы со следами коррозии являются источником загрязнения природной среды, что является общеизвестным фактом и в силу ч.1 ст. 61 ГПК РФ доказыванию не подлежит.

Спорный фрагмент плавсредства по информации третьего лица (л.д. 22), не опровергнутой лицами, участвующими в деле, является бесхозяйным и находится на переменно затопляемой береговой полосе на 19 км., на левом берегу протоки Сытоминка (географические координаты № 61°18,014", Е 71°17,826") более 20 лет.

Мер по его утилизации администрацией Сургутского района не предпринимается.

При таких обстоятельствах бездействие Администрации района в этой части правомерно признано судом незаконным. Администрация района обязана организовать утилизацию и переработку спорного и бесхозяйного, непригодного для эксплуатации фрагмента плавсредства.

При этом, в силу п.4 ст. 4 Закона № 89-ФЗ вправе обратить его в муниципальную собственность как бесхозяйный лом черных металлов.

Между тем, оснований для возложения на Администрацию района обязанности непосредственно утилизировать и переработать спорный фрагмент плавсредства у суда первой инстанции не имелось.

Также как не имелось оснований для возложения на администрацию с.п. Сытомино (к полномочиям которого ч.1 ст. 8 Закона № 89-ФЗ отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора) обязанности по освобождению земельного участка от вышеуказанного бесхозяйного имущества. Соответственно бездействие Администрации с.п. Сытомино в этой части не являлось незаконным.

Положенный в основу судебного решения п.14 ч.1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», относящий к компетенции местного поселения создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, спорные правоотношения не регулирует, поскольку земельный участок, на котором размещен спорный фрагмент плавсредства, к местам массового отдыха населения не отнесен, что лицами, участвующими в деле не оспаривается и доказательств иного в материалы дела не представлено.

Взыскивая с ответчиков государственную пошлину, суд не принял во внимание, что п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождены.

При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения, поскольку обстоятельства, имеющие значения для дела, установлены.

По смыслу ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Заявленный прокурором срок, в течение которого администрация Сургутского района должна совершить действия по организации утилизации и переработки фрагмента плавсредства (1 сентября 2012 года), судебная коллегия находит разумным и достаточным для исполнения настоящего судебного постановления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 360, 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Сургутского городского суда от 18 октября 2011 года отменить и принять по делу новое решение.

Прокурору Сургутского района в удовлетворении исковых требований к администрации сельского поселения Сытомино Сургутского района отказать.

Исковые требования к администрации Сургутского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Сургутского района в части невыполнения обязанности по организации утилизации и переработки фрагмента плавсредства, находящегося на переменно затопляемой береговой полосе на 19 км., на левом берегу протоки Сытоминка (географические координаты № 61°18,014", Е 71°17,826").

Обязать администрацию Сургутского района в срок до 1 сентября 2012 года организовать утилизацию и переработку указанного в части 4 резолютивной части настоящего кассационного определения фрагмента плавсредства.

Председательствующий:      Юрьев И.М.

Судьи:         Блиновская Е.О.

Старцева Е.А.

          

-32300: transport error - HTTP status code was not 200