Судья Иванова Л.А. Дело № 33-242/2012 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 24 января 2012 года г. Ханты-Мансийск Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе: Председательствующего Юрьева И.М. судей: Мелехиной Т.И., Блиновской Е.О. при секретаре Любавиной О.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Мегиона в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №4», администрации города Мегиона о понуждении создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, по кассационной жалобе ответчика администрации города Мегиона на решение Мегионского городского суда от 01 декабря 2011 года, которым постановлено: «Удовлетворить иск прокурора г.Мегиона в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №4», Администрации г.Мегион о понуждении создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры. Обязать Администрацию г.Мегиона и Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту инфраструктуры - зданию муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4», расположенному по адресу: (адрес обезличен), путем установки пандуса в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу. Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» в доход местного бюджета затраты по государственной пошлине в размере 200руб.». Заслушав доклад судьи Мелехиной Т.И., мнение прокурора Бикмухаметовой Г.Р. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия установила: Прокурор города Мегиона обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №4», в котором просил обязать ответчика не более чем в 12-ти месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры - зданию МОУ «СОШ №4», расположенному по адресу: (адрес обезличен), путем установки пандуса, мотивируя иск тем, что прокуратурой города Мегиона проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, в ходе которой установлено, что в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» обучается 10 детей инвалидов, из них 1 имеет нарушения опорно-двигательного аппарата. Ссылаясь на положения ст. 2 Градостроительного кодекса РФ, ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п. 3.17 Строительных норм и правил РФ 35-01-2011 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстроя России от 16.07.2011г. № 73, указал, что МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» не приспособлено для доступа маломобильных групп населения -вход в здание не оборудован пандусом и поручнями. Определением Мегионского городского суда от 27 октября 2011 года привлечена в качестве соответчика по данному делу администрация города Мегиона. В судебном заседании помощник прокурора города Мегиона Калапова К.П. поддержала исковые требования в полном объеме, просила обязать ответчиков не более чем в 12-ти месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры - зданию МОУ «СОШ №4», расположенному по адресу: (адрес обезличен), путем установки пандуса на лестничном подъеме центрального входа в здание. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика - МОУ «СОШ №4» по правилам ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, из письменного объяснения представителя образовательного учреждения следует, что МОУ «СОШ №4» исковые требования прокурора г.Мегиона признало в полном объеме, подтвердило отсутствие пандуса при входе в здание МОУ «СОШ №4». Представитель администрации города Мегиона Заверский Д.Н. иск не признал и пояснил, что в городском бюджете не заложены денежные средства на данные цели. Бюджет утверждается Городской Думой на три года, то есть, до 2013г. включительно, поэтому осуществить строительство пандусов к зданиям школы без наличия финансов невозможно. Суд постановил изложенное выше решение. В кассационной жалобе ответчик администрация города Мегиона просит решение суда отменить в полном объеме и принять новое решение об отказе в иске, считает, что судом ошибочно сделан вывод, что администрация равно как и МОУ «СОШ №4» должна осуществить реконструкцию здания по установке пандуса. Администрация города Мегиона, в соответствии с Уставом МОУ «СОШ №4», лишь осуществляет финансирование (за исключением субвенций) и материально-техническое обеспечение Учреждения. Кроме того, как установлено судом, в силу п. 6.1 Устава, за образовательным учреждением в целях образовательной деятельности учредитель закрепляет на праве оперативного управления объекты права собственности. Таким образом, цель передачи здания, это образовательный процесс и тем самым подразумевается, что само учреждение должно обеспечивать детей образовательным процессом. Обеспечение доступа к образовательному учреждению прямая обязанность самого учреждения, но, ни как не администрации. Также указывает, что Федеральным законом от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что создание условий инвалидам отнесено к компетенции органов местного самоуправления, но законом не определен источник финансирования. Судом не дана оценка тому факту, что бюджет города Мегиона утверждается на 3 года решением Думы города. Судом не рассматривался вопрос о возможности установки пандуса вообще, а также вопрос о сроке установки, так как необходимо изыскание денежных средств на строительство, соблюдение процедуры по поиску подрядной организации по Федеральному закону от 21.07.2005г. №94-ФЗ и все перечисленные действия могут затруднить исполнение решения своевременно. Кроме того, требования прокурора и решение суда не исполнимы, поскольку в каком именно месте здания необходимо установить пандус не указано. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Согласно ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (далее Закон № 181-ФЗ) органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). СНИП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные Постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года № 73, предусматривают соответствующее обустройство санитарно-гигиенических помещений в общественных зданиях и наличие как минимум одного входа, приспособленного для маломобильных групп населения, который как правило, должен быть размещен на уровне входа, ближайшего к поверхности земли, либо продублирован пандусом, подъемной платформой, лифтом или другими приспособлениями для перемещения инвалидов, Из материалов дела следует, что прокурором г. Мегиона была проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе детей - инвалидов в муниципальном образовательном учреждении « Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Мегиона», по результатам которой был заявлен иск о возложении на вышеуказанное образовательное учреждение и администрацию г.Мегиона обязанности по исполнению требований ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181 ФЗ от 24.11.1995г. путем сооружения пандуса в данном образовательном учреждении. Суд первой инстанции, удовлетворяя иск прокурора, указал на то, что в школе № 4 г.Мегиона в нарушение вышеуказанного закона отсутствуют специальные приспособления, обеспечивающие беспрепятственный доступ инвалидов к объекту, чем нарушаются права граждан с ограниченными возможностями. Данные обстоятельства ответчиками не оспариваются. Вместе с тем, решение суда первой инстанции о возложении на администрацию г.Мегиона обязанности по обеспечению прав инвалидов по доступу к зданию школы № 4 путем сооружения пандуса нельзя признать законным. По смыслу ч.1 ст. 9.2. Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее Закон № 7-ФЗ либо Закон «О некоммерческих организациях») и п.1.1. Устава муниципальное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Мегион является некоммерческим бюджетным учреждением, созданным Администрацией города Мегиона для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Администрация г. Мегиона как собственник и учредитель Школы осуществляет финансовое обеспечение ее деятельности по выполнению муниципального задания на оказание муниципальных услуг в сфере образования в соответствии с утвержденной бюджетной сметой (п.1.5, 6.1, 6.4, 6.6, 6.11Устава). При этом, в соответствии с абз. 2 ч. 6 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ финансовое обеспечение выполнения бюджетным учреждением государственного (муниципального) задания осуществляется, в том числе с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества. Здание школы № 4 передано в соответствии с положениями ст. 210 ГК РФ в соответствии с которой бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. Поскольку администрация г.Мегион осуществляет лишь финансирование оказываемых Школой муниципальных услуг в сфере образования, надлежащим ответчиком по настоящему делу по заявленным прокурором требованиям не является. В силу ст. 362 ч.1п.4 ГПК РФ решение суда первой инстанции в этой части подлежит отмене с внесением нового решения об отказе в удовлетворении иска прокурора, заявленного к администрации г.Мегиона. Доводы кассационной жалобы ответчика администрации г. Мегиона относительно источника финансирования мероприятий по установке в СШ № 4 пандуса не подлежат рассмотрению судом кассационной инстанции, так как данный вопрос не был предметом рассмотрения суда первой инстанции, прокурором такое требование не заявлялось. Доводы кассационной жалобы администрации г. Мегиона относительно ответственности общеобразовательного учреждения также не могут быть рассмотрены судом кассационной инстанции, так как последнее является самостоятельным юридическим лицом, у администрации г.Мегиона отсутствуют полномочия по предоставлению интересов последнего. Руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: Решение Мегионского городского суда от 1 декабря 2011 года в части удовлетворения требования прокурора г. Мегиона в интересах неопределенного круга лиц о возложении на администрацию г. Мегиона обязанности по созданию условий инвалидам по беспрепятственному доступу к объекту социальной инфраструктуры- зданию муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4», расположенному по адресу (адрес обезличен), путем установки пандуса в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу- отменить, в удовлетворении данного требования прокурора г. Мегиона - отказать. В остальном решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика администрации города Мегиона- без удовлетворения. Председательствующий: Юрьев И.М. Судьи: Мелехина Т.И. Блиновская Е.О.